Формирование западной философии Нового времени

На фор­мирование европейской культуры и западной философии Нового времени влияли различные факторы. Одним из самых существенных оказались частые и далекие мореплавания. Путешествия по «морям и океанам», на-

1 Чтобы не возникали недоразумения, там, где это необходимо, будут различаться западная (греко-римская философия) и западная философия Нового времени, или даже «современная западная философия»

2 Подробнее об этом см. в разделе «Современная философия», с. 416.

чавшиеся в эпоху Возрождения привели не только к изменению геогра­фии (т.е. «описания земли») и расширению рамок «христианского мира». Знакомство с иными цивилизациями и культурами дало серьезный сти­мул для дальнейшего развития европейской культуры как культуры ново­го типа, аналогично — науки и философии Нового времени. Так, обнару­жение того факта, что множество народов на Земле живет в «естествен­ном состоянии», т.е. вне государственного устройства, поставило проблему происхождения государства, и на смену прежней теории о бо­жественных истоках королевской власти в конце XVII—XVIII вв. пришла теория «общественного договора». А выделение двух стадий в развитии человеческого общества («естественного состояния» и «гражданского об­щества») стимулировало дальнейшее развитие исторической мысли и философии истории, что привело в XIX в. к появлению и широчайшему распространению идеи эволюции и принципа историзма.

В Новое время в Европе наука утратила присущий ей ранее созерца­тельный характер. Научные теории начали строиться на базе экспери­ментального метода (основы которого были заложены Г. Галилеем), а не высказываний авторитетов прежних эпох (как было в эпохи Древнего мира и Средневековья). Если ранее научные открытия чаще всего служи­ли для «удовлетворения любопытства ученых», то теперь они все больше стали получать практическое применение — для разработки на их базе технических устройств, повышающих эффективность производства. (При этом отметим, что необходимость экспериментального метода в науке и практического применения научных открытий утверждалась и обосновы­валась еще Роджером Бэконом в XIII в., но тогда никаких серьезных по­следствий для европейской культуры не имело.)

В Новое время благодаря развитию науки, и прежде всего ньютонов­ской механики, на смену прежней аристотелевско-птолемеевской картине мира пришла новая — ньютоно-картезианская, которая господствова­ла в мировоззрении людей на протяжении XVIII—XX вв.1 Сам характер этой механистической картины мира привел к постепенному «вытесне­нию» Бога из научного объяснения природы (в деизме Бог был «вынесен» за пределы существующего мира, а затем в материалистических учениях вообще отброшен). Параллельно в европейской культуре шел процесс секуляризации общества (через развитие скептицизма и вольнодумства в эпоху Просвещения к широкому распространению атеизма в XIX— XX вв.). В результате все это привело к отделению церкви от государства (в большинстве современных высокоразвитых стран) и выведению сферы образования из-под непосредственного влияния церкви2.

1 В XX в. на смену ей пришла следующая картина мира (устоявшегося названия пока не имеет). Подробнее о ней см. с. 434—437 в разделе «Современная философия».

2 Еще и поэтому для периода Нового времени использование термина «философия христианского мира» представляется не вполне приемлемым.

В XVII—XVIII вв. в странах европейской культуры постепенно восторжествовал рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разу­ма и науки. Казалось, что применение человеческого разума и науч­ной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны природы и произвести переустройство социальной жизни на разум­ных и естественных началах. Но уже в конце XVIII в. Кантом (не­мецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе самого человеческого разума и указаны границы «теоретического разума». Весь внешний мир, в том числе и природа, при таком подхо­де оказались в принципе не познаваемой «вещью-в-себе». А попыт­ки переустроить социальную жизнь рациональным образом на осно­ве просветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы­лились на практике во время Великой французской революции в кровавый террор и диктатуру. Эти и аналогичные события уже XIX—XX вв. в значительной степени подорвали веру в безгранич­ную мощь человеческого разума и повлияли на становление ирра­ционализма в западной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: