Раздел 7. Философия XVII—XVIII ВВ

Возникновение культуры Нового времени. Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVIIв. (после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в раз­витии науки и техники, принципиальное изменение самого характера научного и философского мышления является удивительным и труд­нообъяснимым явлением в истории человечества.

Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени, говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и по­рох (см. с. 287). Однако все эти открытия пришли в Европу с Восто­ка — из Китая — и через посредство арабов (или шире — мусульман­ских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе1, эти открытия тем не менее не привели там к соответствующим революци­онным преобразованиям в культуре.

Бумага была изобретена в Китае уже в I в. до н.э., книгопечатание (в форме ксилографии) известно, по крайней мере, с VIIIв., а наборный шрифт — с XI в. То, что книгопечатание с помощью наборного шрифта не получило в самом Китае особого распространения, вполне объясни­мо иероглифическим характером письма: громадное количество (де­сятки и сотни тысяч) используемых иероглифов делает неэффектив-

1 Ксилография (печать с резных досок) известна в Европе с XII—XIII вв., а книгопеча­тание с наборным шрифтом и компас появились в Европе в XV в., порох был заново от­крыт в Европе в XIII в., получив широкое распространение и применение в XIV—XV вв.

ным и очень дорогим наборный шрифт — основу книгопечатания1. То, что китайцы, зная компас, по крайней мере, с XI в., имея морское побе­режье большой протяженности, а также значительное количество ко­раблей, так и не отправились совершать Великие географические от­крытия и покорять мир, можно объяснить, во-первых, особенностями их ментальности, в основе которой лежит конфуцианство с его апологией консерватизма (жизни в соответствии с образцом, заданным предка­ми). Другую причину в нежелании куда-то отправляться из своих род­ных мест можно усмотреть в укоренившейся в сознании китайцев идеи о тождестве микромира и макромира. Соответственно, изучение капли росы на цветке под окном или собственной души считалось не менее достойным способом познания мира, нежели далекие путеше­ствия. Да и использовался компас чаще не в путешествиях, а в геоман­тии — при выборе подходящего места для строительства домов и дру­гих сооружений, в том числе погребальных. И, наконец, изобретение пороха (не позднее X в.), может быть, не произвело решающих перемен в военном деле Китая2 потому, что ни в самом Китае, ни в соседних странах не было рыцарей — с ног до головы закованных в железо и практически неуязвимых ни для какого другого оружия, кроме огне­стрельного. Не была особенно актуальной для средневековых китай­цев и задача взятия крепостей, для чего порох также необходим3.

Но почему эти изобретения не получили широкого распростране­ния хотя бы в мусульманском мире? Или почему порох пришел из Ки­тая в Индию, а книгопечатание и компас — нет? Или почему в Индии, где уже в XVII в. были изобретены и использованы на практике (в борьбе с англичанами) пороховые ракеты (предтечи «катюш» и «фау» XX в.), это оружие не получило дальнейшего развития и не ока­зало никакого влияния на дальнейшее развитие индийской цивилиза­ции? Вопросы такого типа можно задавать до бесконечности.

На сегодняшнем этапе развития науки мы не имеем убедительного ответа на них, располагая только рядом гипотез, по-разному объясня­ющих данное явление4. Однако, сравнивая развитие различных циви­лизаций, сосуществующих на Земле, можно сделать вывод, что зарожде-

1 Поэтому в Китае большее распространение получила ксилография, что особенно оправдывалось при многотысячных тиражах книг особого типа, например астрологиче­ских календарей.

2 Порох в Китае в основном использовался для фейерверков, но не для развлечений, а для серьезных целей — изгнания злых духов.

3 Главными врагами средневековых китайцев были кочевники. «Брать города» при­ходилось чаще во время внутренних конфликтов. Факты использования при этом поро­ха известны, но они достаточно редки.

4К числу наиболее интересных и оригинальных гипотез такого рода, имеющихся на сегодняшний день, относится концепция Л.Н. Гумилева о влиянии на людей косми­ческого излучения, падающего определенными «полосами» на Землю и способствующе­го повышению энергетики (пассионарности) народов, населяющих данные территории.

ние в Европе культуры Нового времени является уникальным событи­ем, не имеющим аналогов в другие эпохи1 и в других регионах. О за­рождении культуры Нового времени в других районах Земли можно говорить только начиная со второй половины XIX в., и произошло это под влиянием европейской культуры.

Схема 97. Культура Нового времени: хронологические рамки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: