Философские воззрения Сократа

Область воззрений Пояснение
Логика и ритори­ка (искусство диа­лога) В практике Сократа диалог стал главным ме­тодом нахождения истины. Если раньше те или иные принципы просто постулировались, то Сократ критически обсуждал всесторонние во­просы, пользуясь при этом методом, который по­лучил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим воп­росам подвести собеседника к самостоятельно­му нахождению истины. Использование Сокра­том индуктивных доказательств и выведение общих определений понятий явилось бесценным вкладом в формирование логики.
Диалектика Сократ был одним из родоначальников диалек­тики в смысле нахождения истины с помощью бесед и споров за счет обнаружения противоре­чий в суждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. При­знаком истинности он считал отчетливость, не­противоречивость и ясность суждений.
Проблема человека Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит не в познании при­роды, а в изучении человека. Он возвел в фило­софский принцип знаменитое изречение дель­фийского оракула: «Познай самого себя!» Дель­фийский оракул назвал Сократа мудрейшим из людей. Удивленный, Сократ задумался и нашел для себя объяснение этого, произнеся знамени­тую фразу: «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого».
Этика Сократ был сторонником этического рациона­лизма и считал, что есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Лю­бое зло, порок совершаются от незнания. Если человеку растолковать, что такое истинное добро, то он не будет совершать злых поступ­ков. Человек совершает зло, по его мнению, прежде всего в силу того, что не знает заранее его последствий для самого себя. В действи­тельности, это, конечно, не так. Хотя рассуж­дения Сократа с точки зрения формальной логики не выглядят и не воспринимаются уто­пичными.
  Вот что он говорил: «...те, кто оши­бается в выборе между благом и злом, ошиба­ются по недостатку знания, и не только зна­ния вообще, но... знания измерительного искусства. А ошибочное действие без знания... совершается по неведению, так что уступка удовольствию есть не что иное, как величай­шее неведение» (Платон, 2002. С. 154). Несмот­ря на частичную правоту этих мыслей немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) не случайно отметит, что со времен Сократа рас­пространилась клевета на мир.
Проблема мате­риального и духов­ного Сократ подчеркивал своеобразие сознания по сравнению с материальным бытием и одним из первых раскрыл сферу духовного как самосто­ятельную реальность. Душу человека он счи­тал бессмертной и был сторонником учения о переселении душ.

Кроме вышеуказанного, историческое значение деятельно­сти Сократа заключается также в том, что он воспитал много учеников и стоял у истоков целого ряда так называемых «со­кратических школ».

 
 


Схема 40. Сократические школы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: