· Особый вид собственности. Oтсутствие частной собственности на землю; почти полное отсутствие частной собственности как системы отношений.
· Малая роль торговли. Товарообмен играет второстепенную роль, касаясь лишь дополнительных продуктов питания.
· Особый способ эксплуатации. Эксплуатация даровой рабочей силы больших масс крестьян; Расточительное расходование дешевой рабочей силы на создание грандиозных сооружений (Великая китайская стена);Массовое государственное принуждение к тяжелому физическому труду;Эксплуатация через посредство коллективов, образуемых сельскими общинами;
· Централизованное авторитарное руководство, деспотический государственный строй.
· При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и государственная бюрократия. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость в Европе. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка. Социальная иерархия образуется чиновниками и пополняется через систему отбора.
|
|
Господствующий класс представлен государством в лице чиновников и функционеров. При этом место в правящей иерархии определяется не собственностью на средства производства, а наоборот, место в иерархии определяло, в том числе, и экономическое положение функционеров. Правящий класс чиновников эксплуатировал крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства, а на основе их личной зависимости от системы государственного управления обществом и его экономикой.
7. Сравнительная характеристика классического и восточного феодализма как социально экономические системы.
ФЕОДАЛИЗМ -1)сословно-классовая структура общества, характерная для аграрного по своей природе и ведущего по преимуществу натуральное хозяйство коллектива; 2) эпоха, когда система, при которой основными классами являлись землевладельцы и зависимое от них крестьянство, доминировала, определяла собой социально-экономические, политические, культурные параметры общества.
И европейский и восточный феодализм представляют собой две модели феодализма. Они относятся к так называемой традиционной модели экономики. В ее основе с-х производство, в котором занята подавляющая часть населения. Преобладает натуральное хозяйство. Особенность данного типа хозяйства – нулевой рост, т.е. господство модели простого воспроизводства (весь прибавочный продукт идет на потребление, накопление отсутствует).
|
|
Традиционные общества характеризуются не только нулевым ростом, стремлением с своеобразному эгалитаризму, но и жесткой религиозной (деревенской) системой ценностей, моралью, обычаями, которые служат основой чувства национальной общности. Высшей ценностью в рамках традиционной модели является стабильность и порядок, а также неизменность моральных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. К существенным характеристикам относятся также замкнутость социальной структуры, стабильность обычаев и традиций. Все перечисленные характеристики свойственны и западному и восточному феодализму, однако, модели западного и восточного феодализма существенно отличаются. К отличительным признакам западной цивилизации следует отнести:
И именно в этом срезе идет противопоставление западной и восточной цивилизаций. Одно из главных различий связано с местом и ролью городов: города в Западной Европе являлись носителями свободного духа, в то время как восточный город являлся прямым олицетворением деспотической власти.
8. Становление феодальных отношений на Руси.
Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. До середины X в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи.Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, известным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство историков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего периода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного человека холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию.Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядовичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не совсем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин). Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Огромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.