Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще
К.Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргиналыюсти, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» - индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.), или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т.е. принятых в обществе) социальных связей и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу: «Хаос должен ^быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят в современном российском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее, оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа - так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы, а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.
Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.
Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой».
Виды и типы социальной мобильности
Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.
Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:
- индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,
- групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.
Факторы, влияющие на индивидуальную мобильность
К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющих одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:
- социальный статус семьи;
- уровень получения образования;
- национальность;
- пол;
- физические и умственные способности, внешние данные;
- получение воспитания;
- место жительства
- выгодный брак.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.