Изменения в государственном аппарате

22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Военное положение было введено в Европейской части СССР, объявлена мобилизация населения ряда возрастов. Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства. Был создан ряд чрезвычайных органов, а обычным органам придавались чрезвычайные полномочия.

31 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление о создании Государственного Комитета Обороны (ГКО). В руках ГКО сосредотачивалась вся полнота власти, возглавил его Сталин. Вначале в ГКО входило пять, затем девять человек. Все граждане, все государственные, партийные и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения ГКО, который не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК и ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские Комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Всего их было создано более 60. ГКО осуществлял интенсивную нормотворческую деятельность. ГКО издал за время своего существования более 10 тысяч постановлений.

17 сентября 1941 года было издано постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Граждане мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет обязаны были без отрыва от работы пройти военное обучение. При военкоматах создавались отделы Всеобуча.

23 июня для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования. В нее вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля Ставку возглавил Сталин. 19 июля Сталин был назначен Наркомом обороны, а 8 августа – Главнокомандующим вооруженными силами. Оперативным органом Ставки стал Генштаб. При Ставке 30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения.

При СНК СССР был создан Совет по эвакуации. На его плечи легла гигантская работа по перебазированию промышленности на восток страны. Также были созданы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по гособеспечению и бытовому обслуживанию семей военнослужащих. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре – Наркомат минометного вооружения. В июле 1941 г. были созданы особые строительно-монтажные части (ОСМЧ). Они занимались монтажом оборонных предприятий. Было создано около 100 таких частей. За годы войны Наркомат строительства заново построил в восточных районах 3,5 тыс. крупных предприятий и восстановил в европейской части 7,5 тыс. предприятий.

Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Уже через неделю после начала войны был представлен план на третий квартал 1941 года. В местностях, объявленных на военном положении все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным советам фронтов, армий, военных округов. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти и требовать от них безусловного и немедленного исполнения. Неисполнение постановлений Военных советов влекло ответственность вплоть до уголовной.

2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, подвергшихся оккупации.

В условиях военного времени были расширены права народных комиссаров: они могли распределять и перераспределять между предприятиями материальные ресурсы, перераспределять капиталовложения и.т.д. Были расширены также права союзных республик: в союзных республиках создавались наркоматы обороны (1944 г.) и Наркоматы иностранных дел.

Несмотря на войну, продолжали действовать и обычные органы власти: Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия Верховного Совета СССР (они истекали осенью 1941 г., выборы были проведены в марте 1946 года). За время войны было 3 сессии Верховного Совета СССР.

С самого начала войны велась активная работа по созданию антигитлеровской коалиции. В мае 1942 г. был заключен договор с Великобританией о союзе в войне против Германии и её сообщников и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны. В июне 1942 г. подписано соглашение с США о принципах взаимопомощи в войне против агрессоров. После 1943 г. были заключены договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, Францией, Югославией и Польшей. В ноябре – декабре 1943 г. прошла Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, где решались вопросы совместных действий в войне (в частности, было принято решение об открытии второго фронта против Германии во Франции в мае 1944 г.). В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция глав этих же государств, где решалась судьба нацистской Германии и создание Организации Объединенных Наций. На этой конференции СССР дал согласие вступить в войну с Японией после капитуляции Германии через 2-3 месяца, что и произошло 8 августа 1945 г., когда СССР объявил войну Японии. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. На Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) главы 3-х стран-победительниц определили основные принципы послевоенного устройства мира.

Военные трибуналы. 22 июня 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены военные трибуналы. Они действовали в районах военных действий и в местностях, объявленных на военном положении. Председатели, их заместители и члены военных трибуналов назначались народным комиссаром юстиции СССР. Военные трибуналы рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях гражданских лиц против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Лишь о приговорах к высшей мере сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР. Если по истечении 72 часов коллегия не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах.

В 1943 г. для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры устанавливались классные чины. Вводились соответствующие знаки различия, форма. В 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия – погоны, учреждены ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского, а также новые медали. Президиум Верховного Совета СССР предоставил право военному командованию награждать отличившихся в боях орденами и медалями от имени Президиума. В1942 г. в армии было введено гвардейское звание, и был учрежден особый нагрудный знак. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров (но в отличие от гражданской войны – без права контроля над командным составом).

Несколько слов о приказе №227 Народного комиссара обороны СССР от 28 июня 1942 г. В последние годы он подвергся резкой критике в печати. Приказ предписывал сформировать в армиях по 3-4 заградительных отряда, которые ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. Некоторые авторы считают это мерой психологического воздействия, объясняя, что введена эта мера была после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли при панике и беспорядочном отходе. С точки зрения гуманности этот приказ не выдерживает критики, но военное время требовало военных мер.

Изменения в праве

Война вызвала значительные изменения в праве. Широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения, при которых создавался особый правовой режим. Осадное положение было более строгим, нежели военное положение. Так при угрозе захвата Москвы, ГКО ввел с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих районах осадное положение. Согласно постановлению с 12 часов ночи до 5 часов утра воспрещалось всякое уличное движение. Провокаторы, шпионы, диверсанты, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте. Такие суровые меры предотвратили мародерство, грабежи, а также пресекали всякую подрывную деятельность вражеской агентуры.

Гражданское право. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории во время ее оккупации, если они противоречили закону, признавались недействительными.

В годы войны государство расширяет свои права в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники, лодки в местах переправ и т. д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать трофейное имущество, собственники которого были неизвестны. Постановлением от 21 августа 1943 г. колхозам освобожденных районов возвращался скот, эвакуированный в свое время на восток. В обязательственном праве в годы войны имела место тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и прочего, где преобладали бездоговорные поставки. В условиях войны претерпели изменения договоры жилищного найма. От квартирной платы освобождалась жилая площадь военнослужащих, плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений членов семей военнослужащих. Упрощен был порядок подрядного капитального строительства (сокращен объем проектных документов). В связи с войною, гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены родители, братья, сестры.

Семейное право претерпело серьезные изменения. Они были направлены на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, усиление заботы о сиротах. По указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее обращение матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов с лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода: в народном суде принимались меры к примирению супругов. Если супруги не примирялись, то вопрос о разводе решал вышестоящий суд.

С октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным женщинам выдавались дополнительные пайки. Они освобождались от сверхурочных работ. В 1943 г. были приняты новые нормативные акты об опеке и усыновлении (усыновленных разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей)

Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям. Государственное пособие выдавалось теперь при рождении третьего (а не седьмого, как раньше) ребенка. Одинокая мать могла поместить своего ребенка в детское учреждение, где он полностью содержался за счет государства. Были учреждены «Медали материнства», орден «Материнская слава», введено почетное звание «Мать-героиня» (за рождение 10 детей).

Трудовое право. Для обеспечения работы предприятий, замены ушедших на фронт вводились чрезвычайные меры. Указ «О военном положении» от 22 июня 1941 г. предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности (не более чем на 2 месяца) для выполнения ряда работ (создания оборонных сооружений, заготовки топлива, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями). Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени в военное время» дал право удлинять рабочий день на 3 часа. Оплата сверхурочных производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме отпусков по беременности и родам, по болезни и работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы на замороженные вклады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся школ ФЗОи ремесленных училищ, а также матери грудных детей и детей до 8 лет, если за ними, кроме матери, некому было ухаживать. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

Колхозное право решало в годы войны задачи обеспечения армии и населения продовольствием, а промышленности – сырьем. На время войны постановлением СНК СССР от 13 апреля 1942 г. для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодней в году (150 трудодней в хлопковых районах, до 120 трудодней в остальных районах). Подростки, члены семей колхозников, в возрасте от 12 до 16 лет должны были выработать не менее 50 трудодней в год. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к уголовной ответственности. В страду в порядке мобилизации на работу в моторно-таркторные станции (МТС), колхозы и совхозы привлекались горожане, учащиеся, студенты. Колхоз должен был оплатить дорогу, обеспечить жильем и питанием.

Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами.

Уголовное право. В условиях военного времени возросла общественная опасность всех видов преступлений. Усиленная борьба с преступностью имела большое значение для решения основной задачи – разгрома врага. Наряду с действовавшими довоенными нормами уголовного права, появились новые, вызванные военным временем.

По указу от 6 июля 1941 г. за распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливалась уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату документов, ее содержавших, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица – до 3 лет. Были усилены наказания за хищение социалистической собственности (за хищение горючего от 2 до 5 лет). Усилилась ответственность за нарушение трудовой дисциплины (от 5 до 8 лет за самовольный уход с военного предприятия). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию части, виновные подлежали суду военного трибунала. В 1943 г. в уголовное право были введены новые виды наказаний – смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы до 20 лет. Такие наказания выносились за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы о таких преступлениях и готовила данные для процессов (в том числе и для Международного военного трибунала).

В это время широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

Вывод по вопросу. Для всех отраслей права периода войны характерны чрезвычайные нормы и ужесточение наказаний в уголовном праве.

Депортации народов. В годы перестройки в отношении выселенных во время войны народов было введено правовое понятие «репрессированные народы». Депортации по этническому признаку – не советское изобретение. В 1915-1916 гг. из прифронтовой полосы было проведено выселение немцев, из Прибалтики было выселено на Алтай свыше 100 тысяч человек. В 1941 г. власти США даже не депортировали, а заключили в концлагерь на западном побережье граждан японского происхождения (хотя никакой угрозы японского вторжения в США не было). Это так называемое превентивное выселение в условиях войны «потенциально опасных» элементов. Таким образом, были выселены немцы Поволжья, когда началась Великая Отечественная война.

Более сложный вопрос – депортация как наказание. Современное право не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа за вину части мужчин (такова была трактовка наказания). В ноябре 1943 г. были выселены в восточные районы карачаевцы, в феврале 1944 г. чеченцы и ингуши, в марте 1944 г. – балкарцы, в мае 1944 г. – крымские татары. Из пограничных районов Грузии в 1944 г. были выселены турки, курды. Такие депортации целых народов никак по-другому как репрессии назвать нельзя. Наказание должно быть индивидуальным. Попытки объяснить коллективное наказание, якобы отличительной особенностью традиционного общества (это делает в своем учебнике Чибиряев), вряд ли могут оправдать репрессии против миллионов безвинных людей.

Заключение

ВОВ была проверкой прочности Советского государства. Несмотря на репрессии 1930-х гг., советский народ с честью вынес это тяжелое испытание. СССР вышел из войны великой мировой державой.


Тема №15

«Советское государство и право в 1945-1985 гг.»

Лекция 1

План

Введение

1. Мероприятия государства по восстановлению народного хозяйства

2. Реорганизация государственного аппарата и экономические реформы 1950-х – нач. 1960-х гг.

3. Развитие права и начало новой кодификации законодательства

Заключение

Введение

Война, прошедшая по территории страны, оставила тяжкое наследие. Чрезвычайная государственная комиссия оценила материальный ущерб, нанесенный СССР в ходе военных действий и в результате расходов на войну, в 2569 млрд. руб. Конечно, влияние войны на экономику страны невозможно оценить только с точки зрения утраченного. Масштабы человеческих потерь и размер материального ущерба действительно поставили экономику перед проблемой нехватки рабочих рук и перед необходимостью восстанавливать разрушенную производственную базу.

Успешное восстановление экономики после войны зависело от решения трех основных задач:

1. собственно реконструкции (восстановления разрушенного);

2. реконверсии (перевода военного производства на выпуск гражданской продукции);

3. оздоровления финансовой ситуации.

При определении приоритетов послевоенного экономического развития руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики. (Опережающие темпы развития отраслей группы «А»). Это означало, что развитие промышленности, особенно тяжелой, должно осуществляться не только в ущерб интересам сельского хозяйства и сферы потребления, но и во многом за их счет. И такая политика проводилась в течение нескольких десятилетий. По напряженности мирное строительство было схоже с войною, т.е. энергия войны переключена на мирное строительство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: