Развитие права и начало новой кодификации законодательства

Важнейшие изменения в развитии общества и Советского государства вызвали необходимость принятия новых законов, либо пересмотра некоторых правовых норм.

В этот период изменения произошли почти во всех отраслях советского права.

Гражданское право. В послевоенный период, когда хозяйственные связи, существовавшие между предприятиями до войны, были разорваны, особенно возрастает роль договоров. Если в годы войны почти все предприятия работали по нарядам Государственного Комитета Обороны, то после войны нужно было восстановить прямые хозяйственные связи. Поэтому в апреле 1949 г. Совет Министров СССР издает Постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором указывались и санкции против предприятий – нарушителей договорной дисциплины.

В Постановлении предусматривались следующие виды договоров:

а) генеральные, заключаемые между министерствами и ведомствами;

б) локальные, заключаемые на основе генеральных договоров нижестоящими хозорганами;

в) прямые, которые заключаются непосредственно между поставщиками и потребителями.

Естественно, в послевоенные годы широко развернулось жилищное строительство. Гражданам разрешено было строить и покупать дома как в городе, так и вне города. Государство оказывало помощь кредитами и стройматериалами.

В 1948 г. Верховный Совет СССР издал Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных домов». По этому Указу каждый гражданин или гражданка могли иметь на праве личной собственности один жилой дом с числом комнат не более пяти и общей площадью не более 60 кв. м.

В соответствии с Указом 1955 и 1958 гг. (в 1955 г. МТС реорганизованы, техника передана колхозам) существенно расширяются хозяйственные права предприятий, колхозов и совхозов, расширяется круг объектов их собственности (Указ 1941 г. запрещал передачу зданий, оборудования и прочего из одного ведомства в другое). Теперь этот Указ отменен.

В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. В 1963-64 гг. во всех союзных республиках приняты гражданские и гражданско-процессуальные кодексы. Принятие Основ явилось важным событием в истории права, т.к. ранее у нас не было единых кодифицированных законов по этим отраслям права.

Трудовое право. В 1945 г. восстановлены очередные и дополнительные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы, прекратились трудовые мобилизации граждан в различные отрасли промышленности и строительства.

В 1945 г. был принят закон «О демобилизации из действующей Армии», по которому местные органы власти и руководители предприятии обязаны были в месячный срок трудоустроить демобилизованного, а в сельской местности – оказать помощь в обзаведении хозяйством.

В 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией и профсоюзами.

В 1956 г. отменена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, за прогулы и опоздания. Руководителям предприятий предлагалось наказывать нарушителей в дисциплинарном порядке (лишение премий, надбавок, увольнение с указанием в трудовой книжке).

В 1957 г. ряд отраслей народного хозяйства, так называемые «вредные производства», были переведены на сокращенный рабочий день (6 часов вместо 8). Такой же продолжительности рабочий день устанавливался для несовершеннолетних, но их труд оплачивался по расценкам взрослых. Для них же устанавливался отпуск большей продолжительности.

Увеличился декретный отпуск для женщин (с 77 до 112 дней).

Расширены были права профсоюзных комитетов. Особо важным являлось положение о запрещении увольнения рабочих и служащих по требованию администрации без согласия профсоюзов. В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, который был заменен новым законом только в 1991 г.

Основные требования Закона 1956 г.:

1) возраст;

2) трудовой стаж;

3) среднемесячный размер зарплаты;

4) условия труда (подземные работы, горячие цеха и т.д.).

Были увеличены пенсии низкооплачиваемым рабочим и служащим.

Уголовное право. Первым законодательным актом послевоенного времени в области уголовного права был Указ, изданный 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» (тем, у кого мера наказания свыше 3-х лет – срок сокращался; освобождались те, кто был приговорен к трем годам и меньшим срокам). В 1947 г. отменена смертная казнь, но в 1950 г. Верховный Совет СССР решил допустить применение смертной казни к изменникам Родины, шпионам и диверсантам. В том же 1947 г. издается несколько указов об усилении уголовной ответственности за хищения, как личной, так и государственной и общественной собственности. Достаточно сказать, что минимальное наказание за любое хищение составляло 5 лет лишения свободы (за хищение соц. собственности повторно, в крупных размерах, да еще шайкой – от 10 до 25 лет).

В 1950-е гг., после смерти Сталина, начала проводиться большая работа по пересмотру уголовного законодательства. И уже в 1955 г. началось смягчение уголовных наказаний за различные преступления. За те же хищения (о которых говорилось выше, где наказание было до 5 лет лишения свободы) минимальным наказанием стали исправительные работы на срок до 6 месяцев. Была отменена уголовная ответственность за производство абортов, за самовольный уход с работы и т.д. И уже в 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Основы:

1) отменяли принцип аналогии;

2) устанавливали уголовную ответственность с 16 лет (с 14 лет только за особо тяжкие преступления);

3) устраняли ряд наказаний (удаление из СССР, лишение политических и избирательных прав и т.д.);

4) устанавливали максимальный срок лишения свободы – 15 лет (вместо 25) и высшую меру наказания – расстрел;

5) ввели порядок условного заключения и условно-досрочного освобождения;

6) применение наказания только по приговору суда.

27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, в который вошли законы о государственных и воинских преступлениях.

Колхозное право. В 1946 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельхозартели» (возвращают 5 млн. га земли колхозам, упразднены 535 тыс. ненужных должностей и т.д.).

В 1958 г. принято было решение об отмене обязательных поставок. Государственные заготовки сельхозпродуктов с 1958 г. производились в порядке закупок, причем закупочные цены были значительно повышены.

С 1956 г. стали применять денежную оплату труда колхозников. Но по-прежнему условия и оплата труда колхозников оставались несовершенными, т.к. нарушался принцип материальной заинтересованности. Постановление Совмина СССР 1955 г. расширило права колхозов в планировании колхозного производства.

Уголовный процесс. В 1958 г. принимаются Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

Задачи уголовного судопроизводства:

1) Быстрое и полное раскрытие преступлений;

2) Всестороннее, объективное рассмотрение дел в суде;

3) Расширение процессуальных прав потерпевшего и обеспечение права на защиту. (Участие защитников на стадии следствия, а не только на суде);

Принципы уголовного судопроизводства в соответствии с Основами 1958 г.:

1. Осуществление правосудия только судом;

2. Равенство граждан перед законом;

3. Независимость судей и их подчинение только закону;

4. Гласность судебного разбирательства;

5. Ведение судопроизводства на языке большинства населения.

Заключение

Процесс обновления, затронувший в 1950-е гг. разные стороны общественной жизни, начался, прежде всего, с восстановления демократических основ деятельности партии, коллективности руководства. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства стали созываться совещания с привлечением широкого круга специалистов.

Одновременно активизировалась деятельность Советов и профсоюзов в направлении развития самостоятельности.

Курс на демократизацию общественной жизни должен был найти свое продолжение в экономике. Все экономические перестройки второй половины 1950-х гг. были призваны решить проблему демократизации управления: расширить хозяйственные права союзных республик, приблизить управление к местам, сократить управленческий аппарат. Однако многие экономические проблемы тех лет пытались решать чисто политическими приемами и методами.

Политическое руководство тех лет, по существу, оставалось вне критики. Все это привело к серьезным просчетам в практике хозяйственного и политического руководства.

Тема №15

«Советское государство и право в 1945-1985 гг.»

Лекция 2

План

Введение

1. Развитие советского государства в период ссер. 1960-х до сер. 1980-х гг.

2. Деятельность государства в сфере законности и правопорядка

3. Общая характеристика развития права и кодификация законодательства

Заключение

Введение

1970-1980 гг. – это довольно сложный период в истории нашей страны. С одной стороны, это были годы крупных достижений в экономике, а с другой – время накапливающихся нерешенных проблем и застойных явлений в жизни общества, приведших к предкризисной ситуации, к необходимости начать в 1985 г. так называемую «перестройку».

Еще предстоит выявление глубинных корней застойных явлений, истоков механизма торможения. Историков ждет еще большая работа над «перестроечным» периодом, изучение и анализ многочисленных ошибок и просчетов. Данная лекция не может претендовать на полное освещение этой темы, на истину в последней инстанции. Хотелось бы заставить слушателей подумать над этим непростым, насыщенным событиями периодом нашей истории.

1. Развитие советского государства в период с сер. 1960-х – сер. 1980-х гг.

В конце 1964 г. Н.С. Хрущев был смещен с поста руководителя партии и страны. В свое время у него хватило смелости разоблачить культ личности Сталина, но не хватило мужества признать свои собственные ошибки и просчеты.

На посту Генсекретаря ЦК КПСС Хрущева сменил Л.И. Брежнев, который находился у власти до 1982 г. Начиная с 1965 г. в жизни страны прослеживаются две разнонаправленные тенденции:

1. Продолжаются поиски решения экономических проблем, начатые еще в 1950-е гг.

2. Политическая жизнь развивалась вразрез с провозглашенными XX съездом принципами демократического курса.

К середине 1960-х гг. в обществе созрело понимание необходимости выработки системы мер, а не отдельных улучшений и поправок. Хозяйственная реформа середины 1960-х гг. затронула сразу несколько отраслей: промышленность, строительство, сельское хозяйство. Она была попыткой «приоткрыть дверь» в рыночную экономику. Предприятиям была предоставлена определенная автономия, сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки работы предприятия стал показатель реализованной продукции, пришедший на смену «вала». Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий, создавался фонд стимулирования, который позволял материально поощрять добросовестных тружеников, развивать производство и соцкультбыт. Однако серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. (Как вы помните, совнархозы также себя не оправдали, в 1965 г. они были упразднены и восстановлены центральные отраслевые министерства, которые начали ограничивать права предприятий, т.е. вновь усилился диктат центра). Реформа как бы остановилась посредине на уровне предприятия, не дойдя до конкретного работника – с одной стороны, и не затронув эшелоны управления – с другой стороны. Командно-административная система «отторгла» эту реформу. Она не вписывалась в ее структуру. Реформа стимулировала производство с помощью таких средств, как хозрасчет, цена, прибыль и т.д., но эти экономические рычаги были неприемлемы для командно-административной системы.

Сторонники командного управления экономикой уже в 1965 г. заметили определенное расхождение между Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным. Если первый из них прямо требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью и строительством, то второй ориентировал внимание на принципах хозрасчета, хозяйственной самостоятельности предприятий. По мере упрочения позиций главы партии положение Председателя Совета Министров усложнялось, его слово теряло значимость.

В сельском хозяйстве, несмотря на увеличение капитальных вложений (в 1970-е гг. они составили 228 млрд. рублей), несмотря на создание в 1965 г. новых органов управления: районных производственных управлений сельского хозяйства, положение не улучшилось. Не улучшилось оно и после создания РАПО (районные агропромышленные объединения), когда на селе попытались с помощью создания агропромышленных комплексов изменить ситуацию к лучшему. Положение на селе вело к оттоку населения в город, к обострению продовольственной проблемы. Особенно обезлюдели деревни в нечерноземной зоне России. Как уже говорилось на предыдущем занятии, в советской экономике всегда имел место перекос в сторону опережающего развития отраслей группы «А» в ущерб отраслям группы «Б». Это приводило к тому, что развитие легкой промышленности не успевало за растущим спросом, что вело к росту спекуляции, образованию «теневой экономики». Преобладание остаточного принципа распределения ресурсов для социальной сферы проявилось в обострении транспортных проблем для населения, в недостаточном и некачественном бытовом обслуживании населения и т.д.

На протяжении 1970-1980-х гг. из одного пятилетнего плана в другой переносилось требование увеличить производство товаров народного потребления. Однако требование это оставалось невыполненным.

В 1970 – начале 1980 гг. в жизни советского общества получили широкое распространение застойные явления. Страна стала терять темп экономического развития, становилось все более заметным отставание от развитых стран Запада, Японии в технологии, в уровне и качестве жизни. Хотя именно в этот период (1970-1980 гг.) национальное богатство страны возросло почти в 2 раза. Но следует учитывать, что 40% бюджета давала продажа нефти и газа. Кстати, говоря о «застое», необходимо отметить, что не все ученые согласны с таким определением. Периодом стабильного развития называют эти годы авторы учебника по истории государства и права России под редакцией С.А. Чибиряева.

В доказательство они приводят следующие аргументы: «Именно в «период застоя» было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство. В ряде городов было построено метро, завершилась полная электрификация села и газификация большей его части, созданы единые энергетические и транспортные системы, постоянный прирост населения в год составил около 1,5%. Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены». Так считают авторы вышеназванного учебника. Как бы там ни было, но неурядиц становилось все больше.

На съездах партии принимались правильные решения о необходимости улучшать качество выпускаемой продукции, волевые методы управления заменять экономическими. На практике же брежневское руководство фактически стало на защиту сложившихся устоев. Перевод экономики с экстенсивного развития на интенсивные методы осуществлен не был, процветала показуха, имел место глубокий разрыв между словом и делом. В обществе возросла значимость людей «полезных», способных «достать», «помочь», «устроить». В зависимость от интересов легкой наживы попадали и работники органов власти и управления, правоохранительных органов. Все это вызывало у людей недоверие к власти, порождало бездуховность и безнравственность.

Подлинная забота о людях подменялась массовой раздачей наград, званий, премий. Особо следует сказать о выборах в различные представительные органы, когда кандидат в депутаты подбирался под заранее полученные сверху требования (пол, возраст, национальность и др.).

Руководство в партийных верхах оказывалось вне контроля и критики. Одной из самых уязвимых сторон жизни партии была кадровая политика. Протекционизм, взяточничество, кумовство – позволяли недостойным людям занимать высокие и ответственные посты. Многие руководящие работники возомнили себя непогрешимыми. И это несмотря на то, что в 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля, а в 1965 г. – органы народного контроля (Комитет народного контроля СССР и т.д., до групп народного контроля на предприятиях).

Новое название «народный контроль» подчеркивало, что право контроля принадлежало народу. Но, увы… это были лишь красивые слова. Ни рабочий класс, ни народ в целом не располагали реальными возможностями для того, чтобы реализовать принципы народовластия, свое положение хозяина страны. Декларированные права оставались формальностью, создавалась благоприятная обстановка для политического волюнтаризма, возникновения культа высшего руководителя, широкого злоупотребления властью.

Продолжали нарастать негативные явления и в национальных отношениях.

Уже в начале 1980-х гг. стало ясно, что деформаций в этой сфере общественной жизни накопилось не меньше, если не больше, чем в других областях общественного бытия. Один за другим всплыли на поверхность многие нерешенные здесь вопросы.

В свое время Лениным был осужден сталинский проект «автономизации» и партия формально отказалась от него. Но на деле Сталину удалось его осуществить, что привело к формированию строго централизованного государства. Вместо Союза, предполагающего разделение полномочий между центром и республиканскими органами власти, утвердилась сверхцентрализация управления в общей командно-бюрократической системе.

Эта система, доставшаяся в наследство от времен сталинизма, почти полностью сохранилась и в последующие годы. Административно-командная система, чем дальше, тем больше игнорировала потребности национального развития. Под предлогом защиты общегосударственных интересов ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму. Суверенитет союзных республик стал во многом формальным. В 1970-е гг. было немало свидетельств о нарастании национальных противоречий, но тогдашнее партийное руководство делало все возможное, чтобы не выносить сор из избы (достаточно вспомнить о многочисленных обращениях крымских татар, советских немцев и т.д.).

Партийное руководство, сросшееся с государственным руководством, оказалось неготовым действовать в условиях обострения межэтнических конфликтов. Причина здесь не только в личности самих руководителей. В области национальной политики в те годы бытовало мнение, что «происходит сближение уровня развития союзных республик, что достигнуто фактическое равенство народов». Действительно, за годы Советской власти во всех республиках была создана своя индустрия. Но вместе с тем имели место серьезные просчеты в размещении производительных сил, что привело к возникновению острых экологических и демографических ситуаций.

Так, в Казахской ССР доля добывающих отраслей была в 1,7 раза выше, чем в целом по стране. При этом больше половины экономического потенциала Казахстана находилось в ведении союзных ведомств (при общей прибыли предприятий в 15 млрд. в год, в республиканский бюджет шло лишь 30 млн. рублей). В Казахстане более половины сел не имели учреждений здравоохранения, каждая пятая больница не имела воды, канализации. То же самое можно сказать и о среднеазиатских республиках, где была высокая рождаемость, а темпы экономического роста отставали, что приводило к увеличению разрыва в уровне жизни населения союзных республик. К 1970 г. в детских учреждениях Таджикистана могло находиться 11% детей, а в Эстонии – 50%. Об отставании среднеазиатского региона по уровню жизни от республик европейской части говорят и другие данные. Экономический диктат из центра приводил к тому, что на местах, в республиках не могли рационально распоряжаться своими ресурсами.

Пагубность экономической политики в сверхцентрализованном государстве при отсутствии рыночных связей становилась все более ощутимой.

Кроме того, в борьбе с националистическими проявлениями партийные организации не всегда умели отличать их от проявлений национальных интересов народа. Все это только обостряло обстановку. В Молдавии как национализм рассматривалось даже представление об этническом единстве молдаван и румын. Интерес молдавской молодежи к румынской культуре объявлялся «позорным явлением». Национальная интеллигенция в больших или меньших масштабах осознавала национальные интересы своих народов. Отсюда настойчивые требования ослабления власти центральных ведомств и обеспечение реального суверенитета республик (особенно в Прибалтике и Закавказье).

Несмотря на весь перечисленный выше негатив, нельзя не отметить и то положительное, что имело место в жизни страны. Вооруженным силам СССР в эти годы уделялось большое внимание. В 1960 г. в составе Вооруженных сил СССР был создан новый вид войск – ракетные войска стратегического назначения. Современным оружием и боевой техникой были оснащены Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-морской флот, Войска противовоздушной обороны. Закон СССР о всеобщей воинской обязанности 1967 г. сократил на 1 год срок действительной военной службы (на флоте с 4 до 3 лет, а в армии с 3 до 2 лет). Установлен был один призывной возраст (18 лет), введена обязательная начальная военная подготовка, с учетом требований современной войны переработаны были воинские Уставы. По ракетно-ядерному вооружению СССР в 1970-е гг. достиг паритета с США.

С конца 1960-х гг. стал формироваться жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса страны (ввод войск в Чехословакию в 1968 г., в Афганистан в 1979 г.).

Вывод. Итак, в 1970-80-е гг. страна добилась высоких показателей в развитии оборонного комплекса, были созданы единые энергетические и транспортные системы, имел место постоянный прирост населения, национальное богатство страны возросло почти в два раза – все это действительно было. Но, в то же время, именно в эти годы началось отставание от передовых стран Запада и Японии, где «вовсю шла» научно-техническая революция, развивались высокие технологии, осуществлялась широкая компьютеризация. И это отставание год от года нарастало, темпы развития экономики снижались (за исключением тех отраслей, которые работали на оборону).

В рассматриваемый период весьма неоднозначно, противоречиво развивались отношения центра с союзными республиками. Экономическая реформа 1960-х гг. предусматривала расширение полномочий союзных республик в экономической сфере. На деле же тенденция расширения прав союзных республик не получила достаточного развития. Основной стала тенденция на сужение их прав и расширение прав Союза ССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: