Подготовке к занятиям 4 страница

(СЛАЙД № 11)

Статья 281 УК. Незаконная добыча рыбы или водных животных.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану и рациональное использование рыбы и водных животных.

Предметом данного преступления являются рыба или водные животные (например: раки, креветки, моллюски и др.).

Объективная сторона выражена только в форме действия, а именно в добыче рыбы или водных животных при наличии одного из следующих обстоятельств:

- без надлежащего на то разрешения (без разрешения общества охотников и рыболовов, органов рыбоохраны, без договора на отвод участка);

- в запретное время (с нарушением установленных сроков для конкретного водоема, во время нереста);

- в недозволенных местах (в отдельных водоемах или их частях, где это запрещено правилами рыболовства (например: заказники, заповедники, запретные зоны, а также у плотин, шлюзов и мостов на расстоянии ближе 200 метров);

- недозволенными орудиями, способами и приемами, кроме перечисленных в ч.2 ст. 281 УК. Такими способами, орудиями и приемами которые могут привести к массовой гибели, вылову или уничтожению мальков, молоди, икры и к другому существенному ущербу рыбным запасам (например: применение отравляющих, колющих орудий лова и т.п.).

Обязательным признаком объективной стороны является время совершения преступления: в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Ранее лицо должно быть привлечено к административной ответственности по 15.35 КоАП Республики Беларусь (Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных).

Состав преступления формальный.

Данное преступление считается оконченным, когда виновный совершил действия направленные на добычу рыбу или водных животных (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 13 от 18.12.2003).

Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной виной, в виде прямого умысла. Побудительными мотивами могут являться корысть или иная личная заинтересованность.

Субъект данного преступления специальный, т.е. любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, совершившее данное деяние, но обязательно ранее привлекавшееся в течение года к административной ответственности по ст. 15.35 КоАП Республики Беларусь

Квалифицирующие признаки ч.2 ст.281 УК:

- те же действия, повлекшие причинение ущерба в крупном размере.

Состав данного преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного общественно опасного последствия.

Наличие административной преюдиции не требуется.

В соответствии с примечанием ст. 281 УК, крупным размером признается ущерб на сумму в 40 и более раз превышающую размер базовой величины.

Ущерб, причиненный незаконной добычей рыбы, определяется по таксам, изложенным в Приложении к Указу Президента Республики Беларусь 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективного ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

Например: за выловленную щуку взыскивается – 1 базовая величина, за обыкновенного карпа или сазана – 2 базовые величины, за плотву – 0,2 базовой величины и т.д.

Ущерб также оценивается исходя из количества добычи, ее стоимости, экологической ценности выловленной рыбы или водных животных и ущерба, причиненного животному и растительному миру (например: массовая гибель мальков, уничтожение мест нереста и т.п.).

- с использованием орудий лова, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 13 от 18.12.2003);

- заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

Ответственность по этому квалифицирующему признаку наступает вне зависимости от наличия признаков, являющихся обязательными по ч.1 данной статьи. Иными словами, ответственность наступает вне зависимости от времени, места, и других обстоятельств, но обязательно, чтобы виновный знал о том, что рыбы или водные животные занесены в Красную книгу.

В Красную книгу занесены: усач, стерлядь, форель, хариус, бобер, ондатра и т.д..

Состав данного преступления формальный.

Субъективная сторона выражена только умышленной формой вины.

Субъект преступления общий с 16 лет. Наличие административной преюдиции не требуется.

Квалифицирующие признаки ч.3 ст. 281 УК:

- те же действия, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Субъект данного преступления специальный, им является должностное лицо, использующее свои служебные полномочия. В соответствии с примечанием к гл. 35 УК «Преступления против интересов службы», действия такого лица необходимо квалифицировать только по данной части статьи.

- те же действия, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием ст. 281 УК, особо крупным размером признается ущерб на сумму в 100 и более раз превышающую размер базовой величины.

Проблемный вопрос (задается всей аудитории): Как квалифицировать незаконную добычу рыбы в специальном водоеме, принадлежащем колхозу или другому юридическому лицу?

Ответ: в соответствии с п.22 Постановления, такие действия следует квалифицировать как хищение имущества, если виновному было известно о принадлежности данного водоема. А если виновному не было известно, то по ст. 281 УК.

(СЛАЙД № 12)

Статья 282 УК. Незаконная охота.

По данным экологов численность животных на ноябрь 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличилась.

Виды животных    
Лось    
Олень    
Кабан    
Косуля    
Глухарь    
Тетерев    

Однако численность браконьерства неуклонно растет.

Объектом данного преступления также являются общественные отношения, обеспечивающие охрану и рациональное использование животного мира.

Предмет преступления – животные и птицы в диком состоянии, т.е. естественной свободы.

Под «охотой» понимается не только добыча диких зверей и птиц, но и поиск, выслеживание, преследование их с целью добычи. К охоте приравнивается нахождение в охотничьем угодье с оружием, охотничьими собаками, спущенными с поводка или добытыми животными и птицами, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией лова.

Объективная сторона данного преступления выражена в форме действия, а именно в охоте совершенной при наличии одного из следующих обстоятельств:

- без надлежащего на то разрешения (т.е. без охотничьего билета, либо без лицензии, путевки на определенного зверя, птицу, либо с недействительными или чужими документами или добыча сверх установленной нормы и т.д.);

- в запрещенных местах (т.е. в местах не указанных в разрешении на охоту, либо, где она вообще запрещена или требуется специальное разрешение);

- в запретное время (например: на вельдшнека и уток с 15.04 до 9.05, на водоплавающих и куропаток с 1 воскресенья августа до 1 ноября, на кабана, косулю, лося с 15.10 до 31.12 и т.п.);

- запрещенными орудиями и способами (например: самострелы, ямы, ядохимикаты и т.д.).

Обязательным признаком объективной стороны является время совершения преступления: в течение года после наложения административного взыскания за такое же действие. Ранее лицо должно быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.37 КоАП Республики Беларусь (Нарушение правил охоты).

Ранее лицо должно быть привлечено к административной ответственности по 15.35 КоАП Республики Беларусь (Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных).

Состав преступления формальный. Преступление будет считаться оконченным с момента производства незаконной охоты независимо от того, удалось добыть зверя или птицу или нет.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины, в виде прямого умысла. Мотив преступления такой же, как в ст. 281 УК.

Субъект преступления специальный, т.е. любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, совершившее данное деяние, ранее привлеченное к административной ответственности по ст. 15.37 КоАП Республики Беларусь.

Квалифицирующие признаки ч.2 ст.282 УК:

- незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Понятия «зона экологического бедствия, зона чрезвычайной экологической ситуации» нами даны при рассмотрении ст. 269 УК.

Заповедник – это территория, изъятая полностью из хозяйственного использования, имеющая природоохранное, научное, эколого-просветительное значение. Образец естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Национальные парки – это природоохранные, эколого-просветительные, научно-исследовательские учреждения, предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма.

Заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Состав данного преступления формальный. Наличие административной преюдиции не требуется.

- добыча зверей или птиц, охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена. (Например: зубр, медведь, рысь, лебедь, журавль и т.д.).

К ним не могут относиться звери и птицы, охота на которых разрешена по специальным разрешениям (например: лицензиям, путевкам).

Ответственность за данные действия наступает независимо от наличия признаков, являющихся обязательными для незаконной охоты и влечет ответственность по ч.2 ст. 282 УК, независимо от места, времени, и других обстоятельств.

- повлекшее причинение ущерба в крупном размере.

В соответствии с примечанием ст. 281 УК (Незаконная добыча рыбы или водных животных), таковым признаётся размер ущерба на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины.

Состав данного преступления материальный. Преступление будет считаться оконченным с момента наступления указанных последствий. Наличие административной преюдиции не требуется.

Ущерб определяется по таксам, изложенным в Приложении к Указу Президента Республики Беларусь 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективного ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

Например: за застреленного лося взыскивается – 95 базовых величин, за рысь – 30 базовых величин, за речного бобра – 70 базовых величин и т.д.

Квалифицирующие признаки ч.3 ст. 282 УК:

- с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства.

Под использованием транспортного средства при незаконной охоте понимается их использование в качестве орудия преступления непосредственно в процессе охоты (например: преследование, загон животных, отстрел при свете фар и т.п.).

- совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Субъект в данном случае специальный, а именно должностное лицо, использующее свои служебные полномочия. В данной ситуации должностное лицо будет нести уголовную ответственность только по данной части статьи.

- повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием ст. 281 УК, таковым признаётся размер ущерба на сумму, в 100 и более раз превышающую размер базовой величины.

Состав данного преступления материальный. Преступление будет считаться оконченным с момента наступления указанных последствий. Наличие административной преюдиции не требуется.

ВЫВОД ПО 3-МУ ВОПРОСУ

Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространенные преступления, посягающие на рациональное использование растительного и животного мира. Браконьерство, незаконная порубка деревьев и другие подобные преступления наносят большой вред обществу, окружающей среде и соответственно человеку. Как правило, ответственность за эти преступления наступают после административной преюдиции по ч.1, либо при наличии ущерба или других обстоятельств по ч.2 или ч.3. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом этих преступлений могут являться как физические лица, так и должностные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, к экологическим преступлениям относятся, предусмотренные уголовным кодексом, общественно опасные действия, которые посягают на экологическую безопасность, экологический правопорядок и причиняют вред природной среде. Объективная сторона преступлений, как правило, выражается в активных действиях. С субъективной стороны эти преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной. Для некоторых преступлений необходимо наличие административной преюдиции. Субъект этих преступлений может быть общим, а также и специальным.

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы экологических преступлений, а остальные составы преступлений, относящиеся к экологическим, вам предлагается изучить самостоятельно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Приступая к изучению данной темы, следует, прежде всего, рассмотреть такое понятие как «экологические преступления», изучить общую характеристику этих преступлений, уяснить объективные, субъективные, а также квалифицирующие признаки этих преступлений.

Для этого, в качестве рекомендуемой литературы, необходимо использовать:

- Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск, 2006, раздел 9 гл. 26;

- Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь, под общей редакцией А.В. Баркова. Минск, 2003.

- Учебное пособие под редакцией Н.А. Бабия, И.О. Грунтова «Уголовное право Республики Беларусь», Минск, 2002.

- Производственно-практическое издание под общей редакцией А.И. Лукашова «Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть». Минск, 2001.

При изучении рассматриваемых составов преступлений внимательно изучите Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 года № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды», которое содержится в сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским и уголовным делам, под общей редакцией В.О. Сукало. Минск, 2004.

Также необходимо внимательно изучить следующие нормативные правовые акты, имеющиеся в читальном зале общей библиотеке:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективного ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»;

2. Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовства и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты»;

3. Распоряжение МВД Республики Беларусь от 27 июля 2005 года № 123 «Об активизации работы органов внутренних дел по обеспечению защиты животного и растительного мира и о взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».


ЛЕКЦИЯ

по теме «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».

по дисциплине «Уголовное право»

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Республики Беларусь, Минск, 2006.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь, Минск, 2006, раздел 10, гл. 27,28,29.

3.Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. «Об оружии».

4.Закон Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах».

5.Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь:

- №9 от 25 сентября 2003 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций»;

- №2 от 10.04.1992 г «О судебной практике по делам о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия или взрывчатых веществ, хищении огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ»;

- №1 от 26 марта 2003 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст.ст. 327 - 334 УК)».

6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2000 г. № 11 «О республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».

7.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 1785 «Об утверждении Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками».

8. Комментарий к УК Республики Беларусь (под общей ред. А.В.Баркова), Минск, 2003.

9. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебник (под общ. ред. Н.А. Бабия), Минск, 2002.

10.Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебное и практическое пособие (под общей ред.А.И. Лукашова), Минск, 2001.

11.А.И.Лукашев, Э.А.Саркисова «Уголовный кодекс Республики Беларусь. Сравнительный анализ и комментарии» Минск, 2000.

12.А.А. Майоров, В.Б. Малинин. «Наркотики: преступность и преступления», Санкт-Петербург, 2002.

13.А.Барков «Уголовно-правовая оценка создания преступных организаций и участие в ней». Судебный вестник №2 –1998.

14.О.Бажанов, Л.Щукан «Совершенствование правовых мер борьбы с распространением наркотиков растительного происхождения», Судебный Вестник №2 –1998 г.

15.Т.Василевич «Применение законодательства по делам о бандитизме», Судебный Вестник №2- 1998.

16.Л.Дулько, Т.Лащук «О практике применения судами законодательства об ответственности за транспортные преступления», Судебный Вестник №1-1999.

ВВЕДЕНИЕ.

Нынешняя криминальная ситуация в Беларуси по масштабам преступных проявлений, их характеру представляет определенную угрозу правам и законным интересам граждан. Например, только в результате убийств и причинения тяжких телесных повреждений повлекших смерть ежегодно по Республике погибает более 1 тысячи человек. Причиной указанных преступлений нередко являются незаконные действия с оружием, наркотиками. Нередко убийства совершаются в результате бандитских нападений. Подобное положение не может не вызывать тревогу у населения и требует улучшения деятельности ОВД в профилактике этих видов преступлений.

Уголовное право защищает человека от преступных посягательств, своими специфическими средствами (главным образом угрозой применения наказания), т.к. охрана не только личности, но и общества является важнейшей задачей нашего государства, гарантированного Конституцией Республики.

Сложившаяся социальная обстановка потребовала пересмотра действующих и изыскания новых, более эффективных мер борьбы с этими преступлениями, их предупреждения, пресечения преступной деятельности отдельных лиц и групп граждан склонных к совершению или совершающих подобные деяния.

Органы милиции, как и другие правоохранительные органы Республики, должны принимать решительные меры по защите самых высоких ценностей жизни и здоровья человека его конституционных прав.

Выполнение этой нелегкой задачи требует правильного применения закона. Ведь правильная и точная квалификация содеянного это не только осуществление принципа законности, но и правильная уголовно-правовая версия расследования данного вида преступлений. Методику расследования преступлений против общественной безопасности Вы будете изучать во втором разделе криминалистики «Тактика и методика расследования отдельных видов преступлений» а также при изучении Особенной части курса ОРД.

Цель настоящей лекции - познакомить вас с основными правилами анализа и толкования преступлений, входящих в X раздел УК «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения», для того, что бы их в дальнейшем правильно применять на практике. Общим для рассматриваемых преступлений является родовой объект – общественная безопасность и здоровье населения, охраняемые уголовным законом.

ВОПРОС №1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. (слайд №1)

Преступления против общественной безопасности и здоровья населения содержатся в разделе 10. Данный раздел содержит в себе 3 главы (главы 27,28,29). Деление данного раздела на главы произошло по признаку непосредственного объекта:

- преступления против общественной безопасности (глава 27);

- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 28);

- преступления против здоровья населения (глава 29).

Всего в данном разделе содержится 54 статьи.

Преступления против общественной безопасности – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни людей и их деятельности, надлежащее и безопасное пользование оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также безопасное ведение различного рода работ.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, посягающие на общественные отношения обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, водного и воздушного транспорта.

Преступления против здоровья населения – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения и причиняющее ему существенный вред.

Родовым объектом данных преступлений будет являться общественная безопасность и здоровье населения.

Непосредственным объектом является общественная безопасность, правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, здоровье населения.

Большинство преступлений данной категории имеют предмет преступления.

Предметом может быть огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы, холодное оружие, газовое, пневматическое или метательное, средства транспорта, средства сигнализации и связи, наркотические средства и т.д.

По большинству преступлений данной главы требуется назначение и проведение соответствующих экспертиз (экспертиза холодного оружия, для наркотиков - химическая экспертиза, для огнестрельного оружия - баллистическая экспертиза, при дорожно - транспортном происшествии - автотехническая и т.д.).

С объективной стороны данные преступления выражаются преимущественно в форме действия (например, ст. 286, 289, 291 УК Республики Беларусь и т.д.), но могут быть совершены и в форме бездействия (ст. 298, 300, 307 УК Республики Беларусь и т.д.).

В связи с тем, что большинство диспозиций вышеуказанных санкций являются бланкетными, необходимо обращаться к другим нормам права за разъяснениями. Такими нормами права являются, например:

- правила дорожного движения;

- правила техники безопасности;

- правила пожарной безопасности;

- правила учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов и т.д.

Составы данных преступлений и формальные, и материальные.

С субъективной стороны вина может быть как умышленной, так и неосторожной. В некоторых преступлениях обязательным элементом является цель.

Субъект преступления может быть общим с 16 лет, либо с 14 лет за такие преступления как ст. 291, 294, 309, 327 УК Республики Беларусь, но может быть и специальным.

Например:

- должностное лицо (ч.2 ст. 294, 308 УК Республики Беларусь и т.д.);

- лицо ранее, привлеченное к административной ответственности (ст. 296, 297 УК Республики Беларусь и т.д.);

- законный владелец оружия (ст. 300 УК Республики Беларусь);

- лицо, управляющее транспортным средством (ст. 317 УК Республики Беларусь) и т.д.

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ.

Таким образом, мы рассмотрели первый вопрос лекции и определили, что преступления против общественной безопасности и здоровья населения в зависимости от непосредственного объекта подразделяются на 3 вида (преступления против общественной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, здоровья населения).

Большинство преступлений имеют предмет, а по этому Вам необходимо, для того чтобы возбудить уголовное дело, предварительно получить от эксперта заключение.

Многие преступления совершаются путем действия, однако некоторые могут совершаться и путем бездействия. Диспозиции некоторых преступлений – бланкетные, в связи с этим, вам необходимо обращаться за разъяснениями к другим нормам права.

Теперь каждый этот вид преступлений мы рассмотрим в отдельности.

ВОПРОС №2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. (слайд №2)

Преступления, предусмотренные главой 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности людей, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов).

Общественная безопасность как объект данных преступлений представляет собой совокупность общественных отношений обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, безопасность личных, общественных и государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с общеопасными предметами.

При совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного лица, а обществу в целом.

Данные преступления можно подразделить на следующие группы: (слайд №3)

- преступления, связанные с деятельностью преступных групп или организаций (ст. 285-288 УК Республики Беларусь);

- преступления, связанные с террористическими действиями (ст. 289-293 УК Республики Беларусь);

- преступления, связанные с оружием и опасными веществами и предметами (ст. 294-298 УК Республики Беларусь);

- преступления, связанные с нарушением правил, обеспечивающих безопасность людей (ст. 299-308 УК Республики Беларусь).

В последнее время, в общей структуре преступности, значительно возросла организованная преступность, одной из разновидностей которой является бандитизм. Он сопряжен с вооруженными нападениями на организации и граждан. Последние особенно уязвимы, так как под угрозу ставиться не только их собственность, но и жизнь.

В 78% случаев бандитские нападения заканчиваются убийством потерпевшего, на счету отдельных банд их в среднем от 5 и более.

Степень и характер общественной опасности бандитизма характеризуется наибольшей опасностью для общества, так как члены банды готовы, в ходе бандитских нападений, совершить любое преступление.

Статья 286 УК Республики Беларусь (Бандитизм).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №9 от 25 сентября 2003 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций» (далее постановление).

В соответствии с ч.5 постановления:

Банда- это вооруженная организованная группа лиц, созданная, с целью нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан.

Признаки банды: (слайд №4)

- наличие двух и более лиц;

- предварительный сговор;

- вооруженность (ч.5 постановления), то есть наличие любого оружия, признаваемого таковым в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. «Об оружии», а также боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, как заводского производства, так и изготовленных самодельным способом, хотя бы у одного из участников банды при осведомленности об этом остальных ее членов.

Не может рассматриваться в качестве признака вооруженности использование при нападении непригодного к целевому применению оружия или его макетов, даже если такие предметы воспринимались потерпевшими как реальное оружие.

Если нападение совершено организованной группой, которая использовала при нападении предметы, используемые в качестве оружия (которые оружием не являются, например: столовый нож, топор и т.д.), то ответственность по ст. 286 УК исключается, так как отсутствует признак – вооруженности. Ответственность в таком случае наступает за то преступление, которое совершила организованная группа.

Например: организованная группа при помощи столового ножа, совершила ряд разбойных нападений на квартиры граждан. Ответственность данных лиц наступит по ч.3 ст. 207 УК.

- управляемость (ч.3 постановления), то есть необходимо, как правило, наличие в ее составе руководителя (нескольких руководителей), выполняющего действия по координации преступной деятельности данной группы, руководству ею, поддержанию внутригрупповой дисциплины, основанной на подчиненности участников группы ее руководителю, подкрепленной его авторитетом, принудительной силой и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: