Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась
только организацией «зрелищ», она п риобрела социально организованный
Характер, вылившийся в создание правовой базы для решения некоторых социальных проблем.
В частности, в р и м с к о м п р а в е имелся ряд статей,которые касались проблем усыновления и попечительства.
1. У с ы н о в л е н и е осуществлялось в двух видах и преследовало
разные цели.
усыновление имело цель получить наследника при отсутствии детей, процедура совершалась в народном собрании в присутствии понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. После расследования обстоятельств усыновления в присутствии усыновителя и усыновляемого народное собрание совершало усыновление в виде общественного узаконения. Поскольку на усыновляемого распространялись права наследства, вводились некоторые ограничения на круг лиц, которых можно было усыновить. Усыновлению подлежали только свободные римские граждане, имевшие право участвовать в народном собрании. Исключались из круга усыновляемых женщины и несовершеннолетние. Усыновителем мог стать только свободный римский гражданин - мужчина.
|
|
усыновление использовалось для привлечения дополнительной рабочей силы. В этом случае происходила трехкратная фиктивная продажа члена семьи в рабство с последующей мнимой переуступкой прав. Эта процедура совершалась, чтобы освободить сына от власти отца. В данном случае было возможно усыновление и женщин, и несовершеннолетних.
О п е к а и п о п е ч и т е л ь с т в о.
Римское право выделяло «правоспособность» и «недееспособность».Первое означало наличие в обществе лиц, у которых есть права.
Второ е предполагало, что у таких лиц нет достаточной степени разумности и зрелости воли для самостоятельных действий и управления своими делами. К недееспособным римское право относило несовершеннолетних, безумцев, женщин и расточителей.