Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1)раннее средневековье (V–ХI вв.); 2) классическое средневековье (ХI−ХV вв.);
3) позднее средневековье (ХVI–ХVII вв.) - период кризиса феодализма и ста-новления буржуазного общества в европейских странах. Совершенно очевидно, что здесь обнаруживает себя европоцентристский подход, т.е. за точку отсчета берутся события прежде всего в Европе. Но народы, находившиеся за пределами европейского континента, не были на периферии истории: в это время монголы создали империю, простирающуюся от Тихого океана до Черного моря, а арабы − от Атлантического океана до Индии. Это было время формирования новой мировой религии - ислама, развития различных наук и искусств, ремесел. Однако динамизм развития восточных стран в эпоху средневековья был потерян, в то время как в европейских странах, напротив, при-мерно с ХIII–ХV вв. начинают действовать силы, которые обеспечили лидер-ство западной цивилизации в настоящее время.
|
|
Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе - все оставалось без изменений многие века.
Какие же черты были присущи европейскому средневековому обществу в целом? Основной род занятий жителей Европы – земледелие – обработка полей, огородничество, садоводство, виноградарство. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Средневековые города, бывшие цен-трами ремесел и торговли, как правило, насчитывали 3–5 тыс. жителей. Этни-ческий состав Европы в раннее средневековье (V–ХI вв.) был пестрым: греки,романские народности, кельты, фракийцы, германцы, балты, славяне, угро-
финны и др. V–ХI вв. - это время перемещения больших масс людей, «вели-кое переселение народов», оно привело к смешению различных племен и на-родностей. Что касается численности населения, то она увеличивалась мед-
ленно. К ХI в. на Британских островах проживало около 2 млн. человек, вИталии и Франции примерно по 6 млн., на Пиренейском полуострове - более4 млн., в Скандинавских странах примерно 1 млн., в Германии - 3,5 млн., наБалканах от 2 до 4 млн. человек. На рубеже I и II тысячелетия произошел де-мографический скачок, и до конца ХIII в. численность населения продолжаламедленно увеличиваться, в середине ХIV в. она резко упала в результате эпи-демии бубонной чумы - «черной смерти» (1348-1349 гг.). Эта эпидемия унесла в разных странах от 25 до 50 % населения. Затем − Столетняя война идругие вооруженные конфликты, народные восстания - все это сокращало на-селение. Только к началу ХVI в. был достигнут доэпидемический уровень.
|
|
Кроме чумы, наиболее опасными болезнями, нередко со смертельнымисходом, были оспа, холера, туберкулез, дизентерия, проказа, брюшной тиф,венерические болезни, малокровие, кожные поражения, паразиты. Женщинычасто погибали от родов, дети - от рахита и детских болезней. С ХII в. евро-пейские народы поразила эпидемия проказы (лепры). Это была страшная бо-лезнь, появившаяся в Европе после контактов на Ближнем Востоке с больны-ми людьми во время крестовых походов. Это заболевание означало по суще-ству медленное умирание в течение нескольких лет. Больных проказой требо-валось изолировать от общества. Так появились специальные учреждения -л е п р о з о р и и, которых в ХIII в. насчитывалось в Европе до 19 тысяч.
Средневековое общество отторгало прокаженных: им предписывалось, выхо-дя из лепрозориев, предупреждать о себе шумом трещоток и колокольчиков.Им запрещалось приближаться к источникам питьевой воды, пекарням и бу-лочным.
Кроме эпидемий и различных заболеваний, людские жизни уносиливойны и голод. В условиях прямой зависимости от природы любое стихийноебедствие - ураган, засуха, излишние осадки, пожар или наводнение, размно-жение вредителей или эпизоотия - вызывали неурожай, падеж скота и какследствие - голод. Средневековые документы свидетельствуют о хрониче-ском недоедании основной массы тогдашнего населения и гибели многих лю-дей от голода. Описан катастрофический, доводивший до людоедства голод вVI и VIII–IХ вв., ХI и ХII вв. Неурожаи и голод в среднем в Западной Европеповторялись каждые 3–6 лет. Рекордным в этом отношении оказался ХI век.
Например, во Франции в этом веке оказалось голодных 48 лет. Хроники од-ного из французских монастырей сообщают, что «атмосферные условия сталинастолько неблагоприятными, что нельзя было выбрать подходящий день длясева… Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такой сте-пени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, могущую принятьсемя…
Если по случаю и удавалось найти в продаже что-нибудь из продуктов,то продавец мог запрашивать любую цену. Когда же съели и диких зверей, иптиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такиевещи, о каких и сказать страшно.
…Вещь, неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людейпожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчле-
нял тело, варил и поедал… Во многих местностях, чтобы утолить голод, вы-капывали из земли трупы… Повсюду были видны лишь бледные, исхудалыелица да вздутые животы, и сам человеческий голос становился тонким, по-добным слабому крику умирающих птиц». Как правило, первыми жертвами
голода были бедняки. Но бывали периоды, когда от голода страдали люди бо-гатые и влиятельные.
Средняя продолжительность жизни составляла примерно 40–45 лет длямужчин и 35 лет для женщин. Треть детей не доживала до 12–15 лет (возраст
совершеннолетия и брачности), из них большая часть - до года. До 50 лет до-живало менее одной четверти людей, в основном из более состоятельных сло-ев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: военные, монахи, ра-ботники, с ХI в. - белое духовенство. Религия и обычаи того времени поощря-ли высокую (естественную) рождаемость. Но из-за высокой детской смертно-сти и частого бесплодия женщин в большинстве семей вырастало обычнолишь от одного до трех детей.
В средневековье по всей Западной Европе окончательно сформирова-лась и распространилась малая индивидуальная семья (родители и неженатыедети).
|
|
Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с такимвыдающимся явлением в истории народов Европы, как р а с п р о с т р а н е -н и е х р и с т и а н с т в а. Именно под влиянием христианства сформирова-лись многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни вЗападной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековьястановится христианская церковь как организация верующих. Наряду с поли-тической, военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйст-венную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных,распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот периодстановится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся.
Большую роль в церкви играли монашеские ордена.
Впервые монашество возникло в первые века н.э. в Египте, Сирии, Па-лестине. Именно здесь появились люди, желавшие «послужить Богу» осо-бенным образом: они поселялись в пещерах, пустынях; отказывались от жиз-ни в грешном мире рядом с грешными людьми. Уединенная аскетическаяжизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры. Носуществовала и другая разновидность монашества - монашеские общежития,монастыри. Поначалу они были невелики (5–10 человек). Монахи называлисебя «братьями», они объединялись для праведной жизни под руководствомнастоятеля - аббата (от сирийского слова «abba» - отец). На территории За-падной Европы первые монастыри появились в IV в. в Италии, Галлии, Испа-нии. Однако в обители спасали не только душу. Довольно часто монастырипревращались в убежища множества случайных людей. Это привело к тому,что нравы монахов портились, дисциплина падала.
К началу VI в. стало ясно, что монастыри нуждаются в реформе: молит-ву следовало сочетать с физическим трудом, так как монастыри содержалисебя сами. Новшества были введены итальянским монахом Бенедиктом из го-рода Нурсия. Собственно западное монашество берет свое начало с 529 г., ко-гда в местечке Монтекассино (к югу от Рима) Бенедикт создал сою образцовую общину. Главным его творением стал устав монашеской жизни - прави-ла, которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и от-
|
|
дыха. Вся жизнь в обители была организована вокруг церковных служб. Вобязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. Этосыграло положительную роль в сохранении остатков образованности в пери-од культурного упадка Европы в раннем средневековье. Бенедиктинский Устав возлагал на монахов четыре обета: нестяжание, целомудрие, повиновениеи постоянство. Под последним понималось пребывание монахов в одном итом же монастыре.
Обитель была не только местом бегства от мира, она быстро преврати-лась в одну из важнейших частей мира средневековья. Большую роль играломонашество и в хозяйственной жизни средневековья. Монашеские владенияне дробились при наследовании, как это было с землями светских феодалов, а
постоянно увеличивались за счет пожертвований и дарений. Монахи не отвле-кались военными походами и развлечениями, как рыцари, и вели свое хозяйст-во более умело, чем они. За счет этих и некоторых других факторов, монасты-ри становились средоточием больших материальных богатств. Именно матери-альные ресурсы монастырей и церковная десятина использовались для тогочтобы на практике выполнять одну из главных христианских заповедей – забо-титься о ближнем, нуждающемся. Поэтому как дела, угодные Богу, стали рас-сматриваться устройство больниц, школ и приютов.
По образцу Бенедиктинского ордена (так называлось объединение всехмонастырей, признающих Устав Св. Бенедикта) стали создаваться другие ус-тавы. На их основе возникали другие монашеские ордена. В начале ХII в. впериод крестовых походов возник орден госпитальеров или иоаннитов – поназванию госпиталя Св. Иоанна, где находили приют паломники, шедшие вСвятую Землю. Первоначально резиденция ордена располагалась в Иеруса-лиме, но в ХVI в. переместилась на остров Мальту, и орден стал называтьсяМальтийским. В ХI–ХIII вв. монашеские ордена разделились на два основныхтипа. Традиционные ордена, к числу которых относились бенедиктинцы, до-миниканцы, францисканцы и др., служили Богу соблюдением обетов, молит-вой, проповедью. Но появились и другие ордена, которые ставили практиче-ские задачи. Например, тринитарии занимались освобождением пленных; се-пулькринки - найденышами и больными детьми. Братства бегардов и бегин-ков занимались помощью вдовам, сиротам, больным, умирающим. Орден Св.Лазаря занимался организацией специальных учреждений для призрения про-каженных (отсюда появилось название лечебного заведения – лазарет). При-мечательно также то, что главой ордена Св. Лазаря мог стать только больнойпроказой. В ХI в. в Европе распространилась эпидемия горячечной болезни,которую вызывало употребление в пищу зерна, пораженного грибком споры-ньи. Жар внутри человеческого тела, названный «священным огнем», пожи-рал внутренние органы, которые становились черными как уголь. Для борьбыс этой эпидемией возник монашеский орден антонитов. Среди мирян и мона-хов возникло убеждение, что мощи Св. Антония, привезенные из Константи
нополя, могут излечивать «священный огонь», который стали называть «ан-тоновым огнем». Монахи-антониты открывали в своих аббатствах госпиталидля таких больных.
Положение церкви в эпоху средневековья отличала определенная двой-ственность. С одной стороны, став государственной религией, христианство,несмотря на борьбу Римских пап и королей, освящало существующий поря-док и требовало подчинения властям. С другой стороны, в стремлении сгла-дить социальные противоречия церковь сочувствовала беднякам и поощрялаоблегчить их участь подачей милостыни. В решениях вселенских и помест-ных соборов церковь многократно возвращалась к проблеме поддержки нуж-дающихся - бедняков, вдов, сирот, слепых и хромых.
Церковь считала также необходимым, чтобы и светская власть взяла насебя заботу и защиту бедных и неимущих. Такая позиция находила отклик, иевропейские монархи вносили свой вклад в благотворительность. Так, в капи-тулярии франкского короля Карла Великого (768–814 гг.) было записано, чтокоролевская власть обеспечивает «мир для церкви, вдов, сирот и слабых». Егопреемник Людовик Благочестивый (814–840 гг.) предписал графам в их вла-дениях «защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служите-лей». Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержаниеприютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов дляпилигримов, раздавали им деньги возле церкви. Например, в Англии в 1084 г.в г. Кентербери был открыт Дом милостыни для бедных, в ХII в. в Лондонеоткрыта больница, в Бристоле организовано Благотворительное общество. ВоФранции в 1362 г. в Париже был организован приют для нищих, в 1445 г. -приют для детей-сирот. К концу ХVI в. во Франции действовало около2 тыс. заведений помощи. Для их содержания французский король ЛюдовикХIV в 1699 г. издал указ об обложении благотворительным сбором увесели-тельных мероприятий, а именно: театров, балов, игорных домов. Например,билеты в оперу облагались благотворительным сбором в размере 1/6 их стои-мости.
Вообще в средние века число людей, которые появлялись на свет на обо-чине жизни и там же заканчивали свои дни, было немало. Однако не все онибыли «бродягами» в современном смысле слова. Ремесленники переходили изгорода в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателейстуденты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгонялалюдей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети,старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и дерев-ням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.
Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид.Это объяснялось тем, что скитальцы посещали наиболее известные храмы имонастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались па-ломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа. Многие набожные люди просили пилигримов помолить-ся за них в храме, за это странник получал у приютивших его хозяев мелкуюмонету или кусок хлеба. Отношение к обездоленным, больным и убогим всредневековой Европе было довольно терпимым.
В городских документах средневековых английских городов встречается термин «наши городские нищие». Они были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина. С ним городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни. На нищих и бродяг еще не смотрели как на чужаков, отделенных резкой чертой от«порядочных людей» - бюргеров - и опасных для общества. Человек оказывался под открытым небом под воздействием разных факторов - болезнь, не-урожай, разорение, смерть родственников. А это угрожало всем и каждому.
Средневековый человек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках. Они наделялись благородством, справедливостью, особой заботойо бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились в любимом герое английских сказаний Робине по прозвищу Добрый из Шервудского леса (по-английски «Good» - добрый, хороший).
Одним из каналов снятия социальной напряженности в средневековыхевропейских городах была ц е х о в а я о р г а н и з а ц и я. Население в городах было дифференцировано прежде всего по имущественному принципу. Вгородскую верхушку - патрициат - входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. На другомполюсе городской жизни сложилась группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, поденщиков, нищих. Они назывались плебейством. Ме-жду патрициатом и плебейством находились средние слои городского насе-ления - ремесленники, мелкие и средние торговцы. Эти мелкие собственникиобъединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Они объединяли лицопределенных профессий в пределах каждого города. Ремесленные цехи игильдии появились примерно одновременно с самими городами во Франции,Англии и Германии с ХI - начала ХII вв.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. На-пример, при обороне города цех выступал как отдельное боевое подразделе-ние; цех имел своего святого патрона - покровителя, часто свою церковь иличасовню, то есть цех был своеобразной церковной общиной. Не только про-фессиональные, экономические, но и социальные проблемы решались в рам-ках цеха и/или гильдии. Цеха и гильдии были организацией взаимопомощи,обеспечивали поддержку нуждающимся мастерам и их семьям в случае бо-лезни или смерти кормильца. Цеха и гильдии строили свои больницы, корми-ли нуждающихся во время голода, распределяли между ними зерно, предос-тавляли приют обездоленным.
Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала умень-шаться с конца ХV - начала ХVI вв. Причины этого явления в следующем
1. Реформация церкви в начале ХVI в. привела к появлению нового на-правления в христианстве - протестантизма. Протестантизм одержал победуво многих европейских странах, и это обстоятельство привело к тому, чтовзгляд на нищенство, бедность изменился: нищенство перестало быть ува-жаемым занятием. Основная идея нового учения сводилась к тому, чтор а б о т а являлась божественным призванием и что работать означало слу-жить Богу (в отличие от раннехристианского учения, когда под служениемБогу понималась любовь и забота о ближнем). Эта новая ценностная установ-ка опиралась на слова апостола Павла, что труд является главной целью жиз-ни человека. Во втором послании к фессалоникийцам апостол Павел писал:«Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день,чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, ночтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы бы-ли у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»(Гл. 3, ст.8 – 10).
На социально-экономическое развитие западноевропейских странбольшое влияние оказал кальвинизм - одно из направлений в протестантизме.Это направление усиливало ответственность человека за свое благополучие.В своих отношениях с обществом человек должен был отвечать за свои по-ступки сам, стремиться выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготыи не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальнымзлом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубоотрицательный характер. Считалось, что их состояние являлось порождениемих собственной ленности и бездуховности. Напротив, преуспевание в делахрассматривалось как богоизбранность.
Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных до-мов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить крови питание, должны были работать сообразно состоянию физического здоровья и возрасту. В Англии организация работных домов возлагалась на миро-вых судей. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или ма-нуфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. По од-ним источникам первый работный дом в Англии был открыт в Бридвеле в1557 г., по другим источникам - после принятия английским парламентом в1697 г. закона о работных домах в том же году был открыт первый работныйдом в Бристоле.
Очень интенсивно шло развитие буржуазных отношений в рассматри-ваемое время и в Голландии, но, в отличие от Англии, в этой стране созданиеработных домов имело своеобразие: труд бедняков, помещенных в эти заве-дения, оплачивался. Свободное от работы время они должны были посвящатьмолитвам и чтению религиозных книг. Пребывание в таких работных домахограничивалось 8–12 годами.
По образцу голландских были устроены работные дома в Германии, ко-торые отличала специализация в производстве тех или иных изделий. Хотя идея создания работных домов принадлежала протестантским странам, нопрактика изоляции нищих и бродяг и перевоспитания их трудом получилараспространение и в католических странах Европы - Франции и Италии.
2. ХV−ХVI и последующие века были в западноевропейских странахвременем массовых раззорений крестьян и ремесленников. Это был периодпервоначального накопления капитала, т.е. формирования слоя неимущихграждан, лишенных средств к существованию и продававших свою рабочуюсилу, чтобы выжить. С другой стороны, формировался слой собственников,капиталистов, владевших мануфактурами. Широкое распространение наемноготруда в Европе в период позднего средневековья давало возможность прокор-мить себя и людям, которые не входили в цех или в общину, не имели семьи.
Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение,особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, адешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать.
Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Наруше-ние законов о нищенстве строго каралось. Например, в Кельне (Германия),если бродяга трижды попадался на незаконном попрошайничестве (а неза-конным оно могло быть, если он не входил в установленное число «нашихгородских нищих»), он заканчивал свою жизнь на виселице.
Городские власти обходились с этой опасной публикой без всяких це-ремоний. Но еще более жестко вела себя по отношению к ним королевскаявласть. В ХVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг,которые народ назвал «кровавыми». Социальные проблемы в Англии обост-рились при Генрихе VIII. Это было связано с тем, что после отказа Римскогопапы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской Генрих порвалотношения с Римской католической церковью, провозгласил себя главой анг-ликанской церкви. Реформированная в таких обстоятельствах церковь в Анг-лии не имела глубоких расхождений с католичеством, но тем не менее ГенрихVIII закрыл монастыри, конфисковал их имущество и земли. Это лишилобедняков так нужной им помощи. Генрих VIII разрешил собирать милостынютолько старым и неспособным к труду нищим, а работоспособных бродягприказал бичевать и после этого брать с них клятвенное обязательство воз-вратиться в родные места и «приняться за труд». Если же нищий после пер-вого наказания был бы задержан второй раз, его должны были бичевать и от-резать половину уха. Если он был бы задержан в третий раз - его должны бы-ли бы казнить как преступника. Дети бедняков в возрасте от 5 до 14 летдолжны были направляться для обучения ремеслам и торговле.
В 1547 г. английский король Эдуард VI (1547–1553 гг.) предписал ук-лоняющихся от работы безработных отдавать в рабство тем, кто донесет вла-стям, что они являются бродягами. Хозяин имел право принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать, завещать его по наследству и т.д. Паупера-раба за самовольный уход от хозяина в первый раз осуждали на пожизненноерабство и клеймили его, выжигая на щеке или на лбу слово «раб». За второй побег ставили ему на лице второе клеймо, а в случае побега в третий раз егоказнили как государственного преступника. Королевская власть заботиласьтакже о том, чтобы обеспечить мануфактуристов дешевой рабочей силой. В1563 г. королева Англии Елизавета I (1558–1603 гг.) издала статут о подмас-терьях. Этот статут предусматривал, чтобы всякий в возрасте от 20 до 60 лет,не имеющий определенных занятий, был обязан работать у того хозяина, ко-торый пожелает его нанять. До истечения контракта о найме ему запрещалосьбросать работу. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймиликак уголовного преступника.
Однако при помощи одних только репрессий было невозможно обеспе-чить социальную стабильность. Поэтому в течение ХVI в. в Англии быласформирована система местных органов управления. Основной администра-тивной единицей становился церковный приход. Во главе его стоял назначае-мый королем лорд-лейтенант. Приход сочетал функции местного территори-ального и церковного управления. Ведение церковных дел осуществлялось на-стоятелем прихода. Собрание налогоплательщиков-прихожан решало вопросыраспределения налогов для местных нужд. На местные приходы были возло-жены также функции упраздненных монастырей по поддержке неимущих.
Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных Елизаветы I, принятый в 1601 г. Этот законлег в основу правового регулирования благотворительности и подвел чертупод серией законов, изданных королем и парламентом Англии после Реформа-ции и появления англиканской церкви. Этот закон стал образцом для англий-ских колоний в Северной Америке. Например, одна из колоний в западном по-лушарии - Род-Айленд (ныне штат в Соединенных Штатах Америки) − ввела усебя закон о бедных в 1647 г. Впоследствии это сделали и другие штаты. НаЯмайке этот закон был введен в 1682 г. и т.д. В соответствии с этим закономбыл утвержден Статут для благотворительных организаций. Раньше богатыелюди делали пожертвования церкви, а та в свою очередь действовала, следуяпожеланиям дарителей. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации по-лучили право выделять средства любым благотворительным организациям, ане только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы,школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Эта благотвори-тельная деятельность совершалась помимо органов власти и совсем не обяза-тельно через церковные приходы. Таким образом, закладывался фундаментгражданского общества. Кроме этого Статута, в 1601 г. был принят закон обедных. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотвори-тельную помощь от церковных приходов. Закон предусматривал: • помощь престарелым, немощным и бедным;
• содержание больных и увечных солдат и матросов;
• содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах;
• обучение и дальнейшую заботу о сиротах;
• предоставление имущества и содержание исправительных домов;
• выдачу замуж бедных девушек;
• поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорив-
шимся лицам;
• помощь или освобождение заключенных или пленников.
Закон о бедных 1601 г. предусматривал также специальное налогооб-ложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распре-делять их в церковных приходах. Мировой судья и епископ получили правонаказывать всех, кто уклонялся от налога.
По-прежнему представляло серьезную проблему существование нищих,физически здоровых, ведущих бродячую жизнь. С точки зрения властей, онипредставляли серьезную угрозу социальной стабильности. Эти люди выпада-ли из поля деятельности церковных приходов и благотворительных органи-заций, и выход из ситуации был найден в следующем. В ХVII в. по мере тогокак купцы организовывали в Америке торговлю табаком, рыбой, мехами,британское правительство решило ссылать физически здоровых нищих в Но-вый Свет, где они могли быть полезны. Вообще британские колонии были нетолько источником ресурсов и богатств для метрополии, они были также ме-стом, куда ссылались социально опасные элементы. Например, та же Австра-лия в течение длительного времени была местом каторжных работ для пре-ступников. Но сосланными могли оказаться и нищие.
Ввиду того, что процесс экспроприации мелких собственников в Гер-мании проходил позже, чем в Англии и Франции, аналогичное английскому ифранцузскому законодательство против бродяг в германских государствахбыло принято позднее. Например, в ХVII в. в Германии нищенствующих здо-ровых физически мужчин насильно зачисляли на военную службу или при-нуждали к тяжелым работам. Широко использовалась система штрафов дляпросящих милостыню. Но применялись и более суровые меры. Например, в1714 г. в Ганновере был принят закон, в соответствии с которым нищих, за-держанных за попрошайничество в первый раз отправляли в тюрьму, попав-шихся во второй раз секли розгами и клеймили, в третий раз - вешали, дажеесли они не совершали никакого преступления.
Вообще в конце средневековья бродяги и нищие были отделены резкойгранью от добропорядочных бюргеров. Правящие и обеспеченные классы ви-дели в каждом человеке, лишенном крыши над головой, своего врага и, еслине сегодняшнего, то завтрашнего преступника
.