Тема 3. Развитие исторического краеведения в XIX в

1. Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в.

2. Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX – начале ХХ вв.

На рубеже XVIII–XIX вв. к краеведению приобщаются писатели. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника». А. С. Пушкин. «История села Горюхина». Н. М. Карамзин и «История Государства Российского».

В начале XIX в. продолжались экспедиции по изучению окраин Российского государства, совершались многочисленные кругосветные морские плавания. Ф. П. Врангель. Ф. Ф. Матюшкин. «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823, 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф. П. Врангеля». Вклад в изучение народов России ссыльных поселенцев. Первые попытки систематизированного краеведческого изучения Сибири. Г. И. Спасский. «Сибирский вестник» (1818 г.). «Губернские ведомости» (1838 г.). «Памятные книжки» – краеведческие сборники.

Статистические комитеты (1835 г.). Основная работа комитетов сводилась к подготовке обзоров, изданию памятных книжек и адрес-календарей. Фактически Губернские статистические комитеты и Губернские ученые архивные комиссии со второй трети XIX в. стали собирать вокруг себя лучшие силы краеведов-любителей.

Провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ и их роль в развитии краеведения. Общество истории и древностей Российских (1804 г.), в 1845 г. – Географическое, в 1846 г. – Археологическое.

Научные общества и их местные отделения оказали положительное влияние на развитие школьного краеведения. К. Д. Ушинский. Л. Н. Толстой. Педагоги Д. Д. Семенов, Н. Х. Вессель. С конца XIX в. стали издаваться серии книг «Народы России. Этнографические рассказы для детей» Н. А. Александрова. Под его редакцией издана серия книг «Где на Руси какой народ живет и чем он промышляет». Журналы «Всходы», «Детское чтение», «Родник» и др.

Во второй половине XIX в. оживилось изучение этнографии Белоруссии, Украины и других регионов России. Чохан Валиханов и его труды по истории народов Средней Азии. «сборник материалов для описания местности и племен Кавказа» (1891–1916 гг.).

На Дону уже было известно имя В. Д. Сухорукова (1795–1841 гг.). Он собрал материалы по истории и быту донских казаков. В 1824 г. была опубликована его работа «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях».

Заметный вклад в накоплении и развитии исторических знаний на Дону внесли – А. Г. Попов, А.А. Попов, М. Х. Сенюткина, И. И. Краснов, А. М. Савельев, С. Ф. Номикосов и др.

XIX в. стал временем дальнейшего поэтапного развития краеведения. В краеведческую работу включились: писатели, большой отряд краеведов-любителей, ссыльные поселенцы, учителя и даже государственные чиновники. Огромную роль сыграли университеты и организованные при них научные общества; губернские статистические комитеты и губернские ученые архивные комиссии. С середины XIX в. регулярно стали выходить «Губернские ведомости», «Памятные книжки», «Адрес-календари» и много других специализированных краеведческих изданий. К краеведческой деятельности подключился большой отряд национальной интеллигенции.

Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX – начале ХХ вв. явилось частью общего процесса духовного развития российского общества. Под термином «провинциальная историческая наука» «мы понимаем всю совокупность исторических исследований определенной губернии или области в различные исторические периоды. Это понятие несколько шире понятия «историческое краеведение», поскольку в него наряды с исследованиями любителей-краеведов мы включаем труды и профессиональных историков (независимо от места их проживания) о той или иной губернии или области…».

Формирование провинциального краеведения в России началось с объединения провинциальной интеллигенции, разночинной по происхождению в социальную группу, объединенную общими мировоззренческими установками. В ее составе появились историки-любители, консолидирующиеся в каждой губернии в начале вокруг губернского статистического комитета, а затем – губернской ученой архивной комиссии. Интересы русской провинциальной интеллигенции нашли яркое отражение в деятельности русского историка А. П. Щапова. Созданная им концепция «областничества» послужила теоретическим обоснованием для занятий местной историей многих историков-любителей.

Деятельность Губернских ученых архивных комиссий. Обратите внимание на то, что созданию комиссий предшествовала длительная работа местных краеведов по сбору исторических источников, изучению истории края и пропаганде историко-краеведческих знаний. Организационными центрами этой работы были губернские статистические комитеты. Основной целью комиссий было сохранение массивов документов и формирование исторических архивов. Вместе с тем комиссии проводили археологическое обследование своих губерний, при этом следует иметь ввиду, что в России отсутствовало законодательство об охране памятников, поэтому комиссии приходилось работать в условиях полной зависимости от воли местной светской и церковной администрации, а значит деятельность «комиссий» в большинстве случаев не была эффективной.

Тем не менее, положительным моментом в их работе в конце XIX в. стало, то, что они, активно сотрудничая с научными обществами, стали создавать сеть музеев краеведческой направленности. Они способствовали проникновению научных знаний в широкие слои провинциального общества и тем самым воспитывали местную интеллигенцию в духе не только понимания и поддержки научных исследований, но и активного участия в изучении местной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: