Тема 4. Советское историческое краеведение: преемственность и развитие

1. Наивысший подъем в развитии исторического краеведения.

2. Особенности развития исторического краеведения в 30-е годы.

3. Вклад государственных учреждений в возрождение краеведения в 40–70-е годы. Основные тенденции развития исторического краеведения в конце XX – начале XXI вв.

Взяв политическую власть в свои руки, большевики приступили к построениию «пролетарского социалистического государства» (В. И. Ленин). В первые дни после победы советское правительство определилось и в области культурного строительства. В частности, как первоочередная, была поставлена задача охраны памятников истории и культуры. 4 (17) октября 1917 г. было опубликовано воззвание «К рабочим, крестьянам, матросам и всем гражданам России», в котором подчеркивалось, что «народ унаследовал огромные культурные ценности – памятники архитектуры, музеем, библиотеки: все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет стать новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной культуры». Правительство призывало, как мы видим, бдительно охранять культурное достояние народа. Далее последовали декреты о национализации крупных музейных собраний.

Следует отметить, что в ноябре при Наркомпросе РСФСР была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В декабре 1918 г. Постановлением НКП РСФСР были созданы губернские подотделы по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при отделах народного образования губсоветов. Деятельность подотделов. Всего за 1919 г. в музей поступило 30000 предметов.

В декабре 1921 г. в Москве состоялась первая конференция научных обществ по изучению местного края, созданная Академцентром НКП РСФСР. На конференции участники обсуждали перспективы развития исторического краеведения, а также типовой Устав краеведческого общества и бюро краеведения. Был поставлен вопрос о необходимости преподавания краеведения в университетах и педагогических институтах.

Итогом обсуждения стало создание в январе 1922 г. Центрального бюро краеведения (ЦБК). «Советское краеведение».

В декабре 1924 г. состоялась II Всероссийская конференция по краеведению, которая отметила некоторые успехи в развитии краеведческого движения и предложила принять меры по вовлечению в краеведение широких масс трудящихся.

Советское государство было заинтересовано в формировании «нового» человека, подготовленного к восприятию социалистических идей, в том числе через краеведческую работу. Более того, в начале 20-х годов по идеологическим соображениям были закрыты практически все гуманитарные факультеты вузов. В этой связи многие ученые находят применение своим знаниям именно в краеведении.

Время с 1920 по 1930 гг. можно считать периодом бурного развития краеведения происходившего в обстановке восстановления разрушенного мировой и гражданской войнами народного хозяйства, по мере того, как все больше и больше выявлялась потребность в изучении ресурсов и условий нового строительства на местах. Подготовке кадров для краеведения способствовала созданная осенью 1928 г. студенческая секция ЦБК. В 1930 г. краеведение было включено в программы педагогических вузов. Происходит всплеск исследовательской работы по углубленному изучению провинциальной истории во всех ее проявлениях, получившей в 80-е годы определение «Золотое десятилетие» отечественного краеведения.

В начале 30-х годов завершается период становления советской исторической науки, переход исторических исследований на позиции марксистко-ленинской методологии. В этой связи в 1930–1931 гг. намечается новый этап в развитии краеведения. Еще в 1928 г. возникла мысль создать краеведческий центр при Академии ЦИК СССР. В феврале 1930 г. Президиум Комакадемии утвердил бюро краеведческой секции во главе с П. Г. Смидовичем. Ближайшие задачи в руководстве краеведческим движением он видел, в «вооружении краеведов пониманием классовых задач в организации исследования на местах, необходимости заботливого использования богатого фактического материала, собранного на местах в предыдущее время». Из-за несогласия с таким видением задач краеведения часть краеведов была просто отстранена от любимого дела, другая же подверглась гонениям и избиениям со стороны властных структур. Фактически с начала 30-х годов отмечается спад в краеведческой деятельности и все большая ее формализация. С 1930 г. стал выходить журнал «Советское краеведение», который заменил два органа – информационный бюллетень «Известия ЦБК» и теоретико-методическое издание – журнал «Краеведение». Новый журнал стал совместным органом ЦБК и краеведческой секции Комакадемии.

30 марта 1931 г. Правительство РСФСР приняло постановление «О мерах по развитию краеведческого дела». Данное постановление открывало новые возможности для краеведения. Наркомпросу поручалось всемерно развертывать краеведческую работу в школе.

25 августа 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП (*б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором предусматривалось введение элементов краеведения в школьное преподавание.

Однако в 30-х годах была проведена реорганизация системно-общественного краеведения. В 1937 г. было ликвидировано ЦБК, руководство краеведческой работой перешло Наркомпросу. Наркомпрос письмом-директивой «О постановке и организации краеведческой работы» от 25 апреля 1938 г. предписывал развернуть краеведческую работу в школах, вузах, культпросветучреждениях, производственных коллективах под научно-методическим руководством местных краеведческих музеев. Это ограничило возможности краеведческой работы, осложнило ее проведение. Краеведение стало делом сравнительно узкого круга лиц: работников музеев, архивов, кафедр педагогических институтов. Ослабло внимание методистов и учителей к проблемам связи школы с жизнью и трудовым обучением к краеведению и учебной и кружковой работе школ. Свертывание краеведения после 1937 г. было связано с внутриполитическим положением в стране и возрастанием засекреченности информации.

С началом Великой Отечественной войны Наркомпрос стал применять меры по возрождению краеведения. Наркомпрос направил на места распоряжение «О мероприятиях по усилению краеведческой работы в РСФСР».

В годы войны работники культурно-просветительных учреждений принимали героические усилия по спасению и эвакуации культурных ценностей на восток страны.

Несколько оживилась экскурсионно-краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны, но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и трудовых лагерях – сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла.

Новый подъем краеведческой работы наступил в конце Войны. Этому способствовало постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Краеведение стало одним из средств преодоления формализма в преподавании, развития способностей, выработки навыков формирования научного мировоззрения у учащихся. Оно получило широкое распространение в работе школ. В это время стали создаваться кружки юных краеведов, возникло и начало развиваться движение красных следопытов.

Краеведение стало важным элементом в повышении квалификации учителей, способствовало их вовлечению в научно-исследовательскую работу, появились методические материалы по изучению родного края.

В 1945 г. на I всесоюзном совещании работников культпросветучреждений было принято решение о развертывании краеведческой работы библиотеками, клубами, домами культуры.

С 1948 г. в объяснительных записках к школьным учебным программам появляются рекомендации по увязке преподавания с краеведением. С 1949 г. при областных музеях были созданы музейно-краеведческие советы для координации работы по изучению родного края, научно-методической помощи народным школьным музеям и другим организациям.

Решения XX съезда КПСС и рост интереса краеведению. Клубы краеведов, «красных следопытов», секции ветеранов революции, гражданской и Великой Отечественной войны, ветеранов социалистического строительства.

Внеклассное краеведение приняло большой размах в 1956–1957 гг. в связи с первой Всесоюзной экспедицией пионеров и школьников, объявленной газетой «Пионерская правда» и Центральной детской экскурсионной станцией Министерства просвещения РСФСР. Основной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов и других учреждений и организаций.

Вторая экспедиция состоялась в 1958–1960 гг., третья, посвященная 40- летию пионерской организации, проводилась в 1961–1962 гг. В 1963–1965 гг. состоялась четвертая Всесоюзная экспедиция под девизом «По дорогам семилетки». За период с 1966 по 1983 г. прошло еще шесть экспедиций под девизом «Мое отечество – СССР». Отражение в 50–60-е годы в журнале «Преподавание истории в школе» лучшего опыта учителей по руководству школьным краеведением. Педагогические чтения.

Важным научным центром школьного краеведения стало Педагогическое общество.

Уделяло внимание развитию краеведения и Всесоюзное (позднее – Русское) географическое общество. Были созданы краеведческие комиссии в составе Центральной организации Географического общества в Санкт-Петербурге и его кафедры методики преподавания географии и краеведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Всероссийские научно-практические краеведческие конференции на рубеже XX-XXI вв. Проведение совместных конференций представителями институтов дает возможность координировать систему подготовки будущих учителей географии, истории, биологии, а также обмениваться опытом по использованию материалов и методов краеведческих исследований на местах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: