Основные формы предприятий с экономической точки зрения:
· частнопредпринимательские фирмы;
· корпорации;
· партнерства.
Частнопредпринимательская фирма - фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет фирмой, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы.
Достоинства этой формы:
· простота организации и управления;
· свобода действий (нет необходимости согласования принятия решений)
· сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
Недостатки:
· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
· отсутствие развитой внутренней специализации производственных и управленческих функций;
· неограниченная ответственность собственника.
Партнерство - фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Жизнеспособны при ограниченном числе участников. Существуют партнерства с ограниченной и неограниченной ответственностью.
Достоинства:
|
|
· простота организации и управления;
· свобода действий;
· сильный экономический стимул
· разделение и специализация труда в управлении.
Недостатки:
· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
· существование неограниченной ответственности;
· возможность несогласованности действий и несовместимости интересов и потенциальная угроза распада.
Корпорация – крупная хозяйственная организация, имеющая, как правило, большое число собственников. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления, что расширяет возможности оппортунистического поведения. Серьезный недостаток – возможность двойного и более налогообложения (поэтому ПИФы в РФ не имеют статуса юридического лица).
Неприбыльные (некоммерческие) организации. Прибыль не является целью их функционирования. Если она появляется, то вкладывается в дело.
По российскому законодательству (ГК РФ)существуют следующие организационно-правовые формы коммерческих предприятий:
1. Частный (индивидуальный) предприниматель без образования юридического лица.
2. Хозяйственные товарищества:
a) Полное товарищество;
b) Товарищество на вере (коммандитное товарищество).
3. Хозяйственные общества:
a) Общество с ограниченной ответственностью;
b) Акционерное общество:
· Открытое акционерное общество (публичное акционерное общество);
· Закрытое акционерное общество (непубличное акционерное общество).
4. Производственные кооперативы.
5. Крестьянские (фермерские) хозяйства,
6. Унитарные предприятия:
a) На праве хозяйственного ведения;
b) На праве оперативного управления.
|
|
7. Дочерние предприятия.
Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Следовательно, предприниматель заинтересован в создании более комфортных условий, гарантирующих максимизацию прибыли, в идеале – приближении к монопольному положению на рынке.
Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не общее количество фирм, а число наиболее крупных, занимающих значительную долю рынка.
Об уровне монополизации того или иного рынка можно судить по показателю Лернера и показателю Херфиндаля - Хиршмана.
Индекс Лернера.
(5.12)
При совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС). Превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у фирмы рыночной власти.
Рисунок 5.9 Цена и предельные издержки в условиях монополии