Оборотоспособные и необоротоспособные объекты

Согласно ст. 129 ГК РФ под оборотоспособностью подразумевается пригодность объектов гражданских прав к свободному отчуждению и пе­реходу от одного лица к другому в порядке универсального правопреемст­ва либо иным способом. Свобода участия вещей в обороте может быть ограничена или прекращена полностью. Такое ограничение или прекра­щение может быть введено только законом.

Законодательство содержит понятие ограниченной оборотоспособности, которая имеет место в случаях, когда законом устанавливается поря­док, при котором некоторые виды объектов могут принадлежать лишь оп­ределенным участникам гражданского оборота (субъективные ограниче­ния) или же включаться в оборот только по специальному разрешению (объективные ограничения). При ограничении оборотоспособности при­обретение и отчуждение соответствующих категорий вещей допускается лишь в особом порядке, касающемся лиц, имеющих право совершать сделки с такими вещами (лицензирование), либо свойств этих вещей (сертификация). Информация об объектах, подлежащих лицензированию и сертификации, публикуется в официальных органах печати.

Полное прекращение оборотоспособности объекта осуществляется в соответствии с прямым указанием, содержащимся в законе для определен­ных видов объектов (изъятие из оборота). В частности, могут быть изъяты из оборота виды продукции, работ или услуг, которые в случае их свобод­ной реализации могут представлять опасность для населения.

Тем самым, по рассматриваемому признаку объекты гражданских прав могут быть разделены на три группы:

- оборотоспособные;

- ограниченноспособные;

- изъятые из гражданского оборота.

Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

2. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Рис. 1 – Формы ограничения оборотоспособности

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ фактически подвел черту под многочисленными спорами о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ. Несомненно, появление этого нормативного акта является успехом сторонников либерального направления в регулировании лицензирования предпринимательской деятельности в России. Основные достижения при принятии этого Закона таковы: контроль государства уменьшается, исключается двойной и тройной контроль при выполнении лицензионных условий и требований, поэтапно отменяется лицензирование большого количества видов деятельности, вводится упрощенный порядок получения лицензий.

Сведения сможет получить каждый

В новой редакции Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ изменился прежде всего смысл самого понятия "лицензирование". Значение этого термина расширилось, его дополнили несколькими определяющими признаками, в которых заключены новые функции лицензирующих органов: ведение реестров лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В самом понятии лицензирования законодатель предусматривает теперь открытость информации о выданных лицензиях. Это положение по сути гарантирует гражданам и организациям возможность получить информацию о наличии лицензии у того или иного лица безо всяких ограничений. С этой целью предусматривается ведение специального ресурса - реестра лицензий. Правила ведения реестра лицензий введены новой редакцией ст. 14 рассматриваемого Закона. По сравнению с прошлой редакцией здесь:

- четко определены сроки внесения информации в реестр;

- содержание информации в реестре по каждому существенному факту стало более полным и детализированным;

- предусмотрена возможность существования сводных реестров по отдельным видам деятельности.

Отобрать лицензию будет непросто

В Закон N 128-ФЗ добавилось положение о том, что лицензирующий орган может обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 1 ст. 6 Закона 128-ФЗ в ред. Закона N 80-ФЗ). Фактически данной нормой предусматривается совершенно новая процедура в отношениях между лицензирующим органом и лицензиатом, которая позволяет устранить существующие противоречия. Самое главное - из новой редакции Закона исключено право лицензирующего органа аннулировать лицензию без обращения в суд. То есть теперь без судебного разбирательства забрать лицензию у фирмы или предпринимателя будет нельзя.


Зато легче будет ее получить

Перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган, практически не изменился. Но теперь законодатель сделал этот перечень закрытым, запретив требовать документы сверх установленного списка. Тогда как раньше госслужащие имели возможность потребовать дополнительные документы, если это предусматривалось иными нормативными актами, регулирующими лицензирование конкретных видов деятельности. Помимо заявления потребуются только копии учредительных документов и подтверждение уплаты госпошлины за рассмотрение заявления. К этим бумагам прилагаются копии документов, перечень которых определяется отдельно для каждого вида деятельности, подлежащего лицензированию. Никаких дополнительных документов у фирмы или предпринимателя требовать не вправе.

Срок принятия решения лицензирующим органом в новой редакции Закона N 128-ФЗ сокращен с 60 до 45 дней. Такое решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Особые требования в новой редакции Закона предъявляются к оформлению отказа лицензирующего органа, который теперь будет более информативен, - для удобства лицензиата в случае, если последний захочет обжаловать отказ в судебном порядке. Желающие получить лицензию фирма или предприниматель теперь имеют возможность приобрести дубликат лицензии, а также копий, заверенных лицензирующим органом, за твердую цену - 10 руб.

Получить лицензию можно по-разному

Помимо сокращения сроков получения лицензий, стала проще процедура их выдачи. В новой редакции Закона предусмотрен упрощенный порядок лицензирования в отношении отдельных видов деятельности. Причем фирма или предприниматель, которые хотят получить лицензию, могут выбрать между обычным порядком лицензирования и упрощенным. Основные отличия упрощенного порядка лицензирования от обычного состоят в следующем. Во-первых, срок получения лицензии составляет 15, а не 45 дней. Во-вторых, не проверяются возможности и условия, которые требуются для выполнения лицензионной деятельности. И, наконец, не будут проверять, соответствует ли деятельность фирмы или предпринимателя лицензионным требованиям.

Для того чтобы воспользоваться упрощенным режимом, претендент должен приложить к заявлению копию договора страхования гражданской ответственности или копию сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Следует отметить, что упрощенный порядок лицензирования применяется только к лицензированию следующих видов деятельности:

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

- деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- перевозки морским транспортом грузов;

- перевозки внутренним водным транспортом грузов;

- перевозки воздушным транспортом грузов;

- перевозки железнодорожным транспортом грузов;

- перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

- транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Данный перечень является закрытым и не может быть расширен нормативными актами, регулирующими лицензирование конкретных видов деятельности.

Контроль и ответственность

Немаловажным изменением в Законе будет то, что лицензирующий орган должен извещать в пятидневный срок госучреждение, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей, о выдаче, переоформлении или аннулировании лицензии. То есть налоговые инспекции будут получать информацию о лицензионной деятельности не от самих налогоплательщиков.

В ст. 13 Закона N 128-ФЗ устанавливается новое правило приостановления и аннулирования лицензий. Как уже упоминалось, без суда аннулировать лицензию нельзя. Новая редакция предусматривает в качестве условия приостановления лицензии привлечение лицензиата к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. То есть если судья привлекает фирму или предпринимателя к административной ответственности за нарушения в лицензионной деятельности, действие лицензии приостанавливается. Действовать снова лицензия продолжит только тогда, когда организация или коммерсант устранит все нарушения и уведомит об этом лицензионный орган в письменной форме. Обратите внимание: срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается. Ну а если нарушения так и не устранены, то лицензию все-таки аннулируют. Для этого лицензионный орган обязан обратиться в суд.

СЕРТИФИКАЦИЯ

Наличие сертификата является важным условием для торговли целым рядом товаров. Это один из методов контроля за качеством продуктов, их безопасностью для потребителя и окружающей среды. Какие товары нельзя продавать без сертификата? Как учесть расходы на обязательную и добровольную сертификацию?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: