Патенты, промышленные образцы и товарные знаки

Сегодняшнее занятие является продолжением сразу нескольких изученных тем. Мы уже знаем основные виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, умеем заключать сделки. Теперь важно определить, а что собственно мы будем продавать или производить. Во всем многообразии предпринимательской деятельности можно выделить две основные формы: создание и экономическую реализацию новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании). Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства. Мы не будем касаться тем, изучаемых в курсе маркетинга и инновационного предпринимательства. Всему этому будут посвящены целые курсы в процессе вашего обучения.

Цель сегодняшнего занятия - познакомить вас с законодательством в сфере патентного и авторского права. Предприниматель должен уметь не только успешно создавать и продавать свой товар, но и знать, как защитить его, уметь запатентовать свой товарный знак, торговую марку. К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество – уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей стране исключительно слабо.

Необходимость владения знаниями в сфере патентования можно проиллюстрировать на примере деятельности одного очень известного американского предпринимателя – Эдвина Ланда.

Эдвина Ланда называют одним из крупнейших современных изобретателей и предпринимателей. Будучи 22-летним молодым человеком, исключен­ным из Гарвардского университета и живущим в Нью-Йорке, он имел обыкновение тайком проби­раться в лаборатории Колумбийского университета, чтобы там заниматься привлекавшими его исследо­ваниями в области поляризации света. В результате поисков стартового капитала, потребного ему для того, чтобы начать свое дело и продолжить научные исследования по этой проблеме, Ланду удалось по­лучить 375 тыс. долл., заручившись поддержкой инвесторов. Этот капитал лег в основу создания «Полароид корпорейшн». Первоначально Ланд намеревался сосредоточить исследования на решении проблемы яркости света у передних фар автомобиля путем поляризации линз. К несчастью, производители автомобилей не были заинтересованы в линзах, и тогда Ланд обратился к оптическим линзам, спрос на которые в годы второй мировой войны был довольно высок. После войны рынок оптических линз резко сузил­ся, и «Полароид» оказалась на грани банкротства. Тогда Эдвин Ланд заявил, что он открыл почти не­вероятный процесс, позволяющий фотоаппарату де­лать снимок, проявлять его внутри себя и в считан­ные минуты выдавать готовую фотокарточку. В 1948 г. «Полароид корпорейшн» сообщила о со­здании первого фотоаппарата моментальной цвет­ной фотосъемки. Идея создания такого фотоаппара­та пришла Эдвину Ланду после того, как один из его детей задал ему вопрос о том, почему нельзя увидеть фотографию сразу после того, как сделан снимок. Ланд потратил несколько лет на разработку этого процесса, прежде чем ему удалось надежно им уп­равлять. На протяжении следующих 30 лет Ланд и «Полароид корпорейшн» внедряли одно новшество за другим, зорко следя за их патентованном. Каждое последующее нововведение имело преимущества пе­ред предыдущим, что раздвинуло рамки технологии фотографирования за пределы, доступные понима­нию неискушенного человека. Патентование открытий имело очень большое значение для «Полароида», поскольку успех компа­нии в значительной степени зависел именно от этой уникальной технологии. Малейшая уступка лидиру­ющего положения в этой области могла привести к банкротству компании. Тем не менее на протяжении многих лет Ланд и «Полароид» продолжали оста­ваться пионерами в своей области. Внедряя новше­ства и развивая многие процессы и продукты, ком­пании удалось успешно запатентовать 2000 откры­тий. Имя Эдвина Ланда фигурирует на 533 амери­канских патентах, уступая только имени Томаса Эдисона, упоминающемуся на патентах 1093 раза.

Период, в течение которого «Полароидом» руко­водил Эдвин Ланд, не был для компании безоблач­ным. Угрозы со сто­роны конкурентов, таких, как «Кодак», заставляли задуматься о перспективах «Полароида». Одной из важнейших юридических битв «Полароида» за патентные права было сражение с компа­нией «Истмэн Кодак», которая внедрила аппарат моментальной фотосъемки, составивший конкурен­цию «Полароиду». Учитывая, что «Кодак» обладала развитой сбытовой сетью, большими мощностями по производству пленки и безупречной репутацией, можно было не сомневаться, что «Полароид» постиг­ли серьезные трудности. Однако «Полароид» была не из тех, кто сдается без боя. «Полароид» предъяви­ла в судебном порядке иск «Кодаку» о посягательст­ве на патентные права, который потряс всю фото­графическую промышленность. В октябре 1985 г., после девятилетней судебной тяжбы, судья федерального суда признал компанию «Истмэн Кодак» виновной в посягательстве на права по 7 из 10 патентов, упоминавшихся в деле. Компании «Кодак», которая к тому времени продала 16,5 млн. фотоаппаратов и захватила 25% рынка аппаратуры моментальной фотосъемки, было пред­писано прекратить производство аппаратов и плен­ки. Проблема, которая в результате встала перед компанией «Кодак», заключалась в том, чтобы смяг­чить удар, пришедшийся по потребителям ее про­дукции. Решением этой проблемы стали предложен­ные «Кодак» сделки встречной покупки старых ап­паратов в счет продажи новых (помните мы рассматривали скидки trade-in).

Таким образом, патенты могут быть важным инст­рументом защиты новой технологии, процессов и многого другого для любого предпринимателя. К со­жалению, для нового предприятия девять лет судеб­ной тяжбы, подобной той, что вели «Полароид» и «Кодак», были бы непозволительной роскошью.

Вместе с тем знание юридических вопросов, в част­ности патентования, является важным фактором для любого нового предприятия. Кроме того, предприниматель должен четко знать, где пролегает грань между патентами на изобретения и патентами на дизайн (промышленный образец), торговую марку, товарный знак, а также владеть вопросами авторских и смежных прав, регулирующих деятельность в сфере теле- и шоу бизнеса, при создании и реализации новых компьютерных программ, в издательском деле и СМИ.

Основы законодательства.

В нашей стране существуют давние традиции в сфере охраны интеллектуальной собственности. Так в России первый закон по товарным знакам был принят еще в 1667г. почти на 200 лет раньше, чем в других европейских странах, однако в последнее время из-за закрытости СССР приоритеты на многие изобретения были утрачены. С 1994 года РФ присоединилась к нескольким международным конвенциям об авторском праве (в частности к Парижской и Бернской конвенциям). С 1998г. ратифицировано соглашение между РФ и Евразийской патентной организацией. С 1991г. принят ряд новых законов, первым из которых был закон от 31.05.91 №2213-1 «Об изобретениях в СССР», действует и в настоящее время. Кроме того, по каждому виду интеллектуальной собственности изданы отдельные законы, названия которых я сообщу позднее при обсуждении объектов права. С января 2008г вступила в силу 4-я часть ГК РФ полностью посвященная результатам интеллектуальной деятельности.

Были учтены права авторов изобретений и при создании Гражданского кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Раньше в СССР было 2 вида документов, удостоверяющих права изобретателей - патенты и авторские свидетельства, действие которых длилось в течение 15 лет со дня заявки на изобретение, в настоящее время остались только патенты. В основном получались авторские свидетельства, выглядели они вот так. В настоящее время, согласно Постановлению Правительства №648 от 12.07.93г. об авторских свидетельствах СССР, они имеют силу патента.

Регистрируются патенты и другие объекты интеллектуальной собственности в Российском агентстве по патентам и товарным знакам – это правопреемник Комитета РФ по патентам и товарным знакам. С сентября 1997г. образована высшая патентная палата и учрежден Федеральный институт промышленной собственности – ФИПС, включающий Российскую патентно-техническую библиотеку и информационно-издательский центр. Все услуги данных организаций платные, размеры пошлин указаны в Постановлении Правительства РФ №793 от 12.08.93г с изм. и доп. (Об утверждении положения о пошлинах). ФИПС издает бюллетени «Пром. Образцы и тов. Знаки», «Изобретения», необходимо просматривать данные издания, чтобы не открывать велосипед. Кроме того, издаются журналы «Изобретения стран мира», «Изобретатель и рационализатор». Все изобретения и товарные знаки классифицируются согласно Международной классификации. В нашем институте несмотря на недостаточность финансирования есть патентный отдел.

ПАТЕНТЫ Патент — это та же сделка - контракт между государством и изобретателем. В ответ на предоставление полной информации об изобретении государство предостав­ляет изобретателю исключительные права на изо­бретение на определенный срок. По прошествии это­го времени государство публикует данное открытие, и оно становится общественным достоянием. В сущности, патент дает его владельцам право за­прета, поскольку он запрещает кому бы то ни было разрабатывать, использовать или продавать данное изобретение. Важно также понимать, что, даже об­ладая патентом, изобретатель может в процессе ре­ализации и продажи изобретения столкнуться с про­блемой посягательства (им или ею) на патентные права других изобретателей.

Патент имеет срок действия 20 лет, начиная с момента подачи заявки в патентное ведомство. Оно предостав­ляет владельцу защиту от создания, использования и/или продажи идентичного изобретения кем-либо другим.

Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Не признаются патентоспособными изобретениями: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем; сорта растений и породы животных; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Необходимо отличать авторов патента и патентообладателей.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.

Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию.

Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Патент выдается:

- автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- работодателю в случаях, когда новшества создаются работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, если договором между ними не предусмотрено иное.

При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности.

Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству, могут быть уступлены другим лицам, или предоставлены в пользование за плату. Лицензионный договор, а также договор уступки должны быть зарегистрированы в патентной палате (евразийский патент дороже российского всего на 25%). Патентование в зарубежных странах изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, созданных в Российской Федерации, осуществляется не ранее чем через три месяца после подачи заявки в Патентное ведомство. Патентное ведомство может в необходимых случаях разрешить патентование изобретения, полезной модели, промышленного образца в зарубежных странах ранее указанного срока.

Патенты на дизайн (промышленный образец, полезная модель). Предметом этого вида патентов является новый, ори­гинальный, декоративный и неочевидный дизайн (ху­дожественное решение) промышленных изделий. Та­ким образом, патенты этого вида имеют отношение к внешнему виду продукции.

В нашей стране различаются промышленные образцы и полезные модели. В отличие от промышленных образцов к полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. К промышленным образцам относится художественно - конструкторское решение любых изделий, определяющих их внешний вид.

Полезной модели и промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если они являются новыми и промышленно применимыми.

Срок действия полезной модели состав­ляет 5 лет и может быть продлен еще на 3 года, срок действия патента на промышленный образец – 10 лет (14 в США лет), может быть продлен на 5 лет. Подобно патентам, они предоставляют своим владельцам право запрета, т.е. запрещают другим производить, использовать или продавать продукты, имеющие внешнее оформление, подобное тому, что охраняется патентом. Основные положения изложены в законе СССР от 10.07.91 №2328-1 «О промышленных образцах»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: