Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.
Потребители не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство цен.
Общественное недовольство с существующими ресурсами образует почву для государственного вмешательства в деятельность ценообразования.
Если устанавливаемая государством цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит. И наоборот, если государство устанавливает минимальные цены выше уровня, то образуется излишек.
Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В случаях, когда рынок находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а наоборот, усиливается.
К денежным затратам потребителя добавляются неденежные, т.е. затраты времени на поиск товаров, простаивание в очередях. Все они являются «омертвленными» затратами, т.е. оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто производит. Потолок цен подрезает излишки производителей и уменьшает стимул для производства.
ТЕМА: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ