Производители, как и покупатели, тоже реагируют на изменение рыночной цены на свою продукцию. Но если при повышении цены покупатель, как правило, уменьшает величину спроса, то производитель, заметив, что товар раскупается по более высокой цене, чем ожидалось, станет расширять предложение, и наоборот. В микроэкономике такая реакция предложения на изменение рыночной цены товара называется эластичностью предложения по цене.
Производитель при повышении цены на свою продукцию стремится расширить объем продаж потому, что издержки (затраты) производителя на единицу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т. е. увеличивается прибыль.
Поэтому, когда на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения.
Однако реакция производителя на изменение рыночной цены (эластичность предложения) зависит от фактора времени.Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше возможность маневрировать объемами производства и изменять величину предложения. Для расширения предложения фирме необходимо либо распродать накопившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продолжительности производственному циклу того или иного товара.
В связи с этим микроэкономика рассматривает три случая эластичности предложения фирмы — мгновенная, краткосрочная и долгосрочнаяреакции на изменение рыночной цены товара.
В первом случае производитель не может мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится в ответ на благоприятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной реакциивеличина предложения остается на прежнем уровне.
В случае эластичности предложения в краткосрочном периоде, производитель уже располагает небольшим отрезком времени для подстройки под новую ситуацию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены товарные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудования). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расширением в ответ на повышение цены.
Таким образом, в краткосрочном периодефирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, т.е. обладают большей эластичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией.
В долгосрочном периодепредложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а, следовательно, и цены на их продукцию, будут наращивать свои производственные мощности, расширять рамки производственных возможностей своих фирм, значительно увеличив объем выпуска.
Более того, ценовой сигнал, распространяя информацию о повышении среднеотраслевой прибыли, привлекает в отрасль новых производителей, и объем выпуска увеличивается еще больше. Все это делает высокой эластичность общеотраслевого предложения по цене на конкурентном рынке. Поэтому в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значительное расширение предложения.
ТЕМА: ПРОИЗВОДСТВО