Точек звеньев механизма

Рассмотрим определение скоростей и их направлений для разного вида движений.

а). Звено движется поступательно.

В этом случае скорость и ускорение направлены по траектории движения ползуна. Если ускорение направлено по движению скорости, то движение называется ускоренным; если направления их не совпадают, то движение является замедленным.

Угловые скорость и ускорение при этом виде движения равны нулю (ω = 0, ξ = 0).
υ, а

       
   
 
 


б). Звено движется вращательно с постоянной угловой скоростью.

Здесь вектор скорости точки А направлен перпендикулярно звену ОА в сторону ω1. Скорость точки А вычисляется по формуле

υА = ω1ОА = (м/с). (2.26)

Т.к. угловая скорость звена постоянная величина, то угловое ускорение равно нулю ξ1 = 0, а, следовательно, и тангенциальное ускорение также равно нулю: а τОА= ξ1ОА= 0.

 
 
Поэтому полное ускорение точки А равно нормальному а А = а nАО = ω12ОА = (м/с2) (2.27) и направлено параллельно звену к центру вращения (к точке О).


А

аА υА

 
 


О ω1

 
 


в). Звено совершает неполное вращательное (качательное) движение. При этом движении скорость точки В вычисляется по формуле υВ = ω3ВС, а ее вектор направлен перпендикулярно звену ВС в сторону угловой скорости.

 
 
Вектор полного ускорения точки В будет раскладываться на вектор нормального ускорения аnВС и вектор тангенциального аτВС: аВ = аnВС + аτВС (2.28) Нормальное ускорение вычисляется по формуле аnВС = ω32ВС и направлено параллельно звену ВС к центру вращения.


аτВС В

аВ υB

аnВС


С ξ3

ω3

Тангенциальное ускорение определяется из формулы:

а τВС = ξ3ВС = (м/с2) (2.29)

и направлено перпендикулярно звену ВС в сторону углового ускорения ξ3.

Определение скоростей и ускорений структурных групп осуществляется графоаналитическим способом, т.е. построением планов скоростей и планов ускорений.

2.4.2 Определение скоростей и ускорений методом планов

План скоростей (ускорений) – чертеж, на котором изображены в виде отрезков векторы, равные по модулю и по направлениям скоростям (ускорениям) различных точек звеньев механизма.

План скоростей (ускорений) для механизма является совокупностью нескольких планов скоростей (ускорений) для отдельных групп Ассура, а значит, и отдельных звеньев. При построении планов скоростей (ускорений) используются известные из теоретической механики теоремы о сложении скоростей и ускорений.

Правила построение планов

1. Построение планов ведется по векторным уравнениям в порядке присоединения групп Ассура к ведущему звену.

2. Планы скоростей (ускорений) строятся из одного полюса. Рυ - полюс плана скоростей; Ра - полюс плана ускорений (см. п. 2.1.).

3. Скорости и ускорения внешних шарниров должны быть известны и ранее определены. Необходимо определить скорости внутренних шарниров.

3. Концы векторов скоростей (ускорений), т.е. концы стрелок, обозначаются теми же буквами (только малыми), что и кинематические пары (точки) на механизме.

4. Концы нормальных ускорений имеют индекс n, кориолисовых k, тангенциальных (касательных) τ, релятивных (относительных) r.

Рассмотрим построение планов скоростей и ускорений для каждой структурной группы.

Задача 1. Кинематический анализ структурной группы

II класса 1 вида

Исходные данные для расчета:

АВ, ℓВС, ℓВЕ = ℓСЕ - длины звеньев в м; υА, υС - скорости внешних шарниров (направление и величина) в м/с; аА, аС - ускорения внешних шарниров (направление и величина) в м/с2.

Определить: υВ, аВ - направление и величина скорости и ускорения внутреннего шарнира; ω2, ω3 - угловые скорости звеньев; ξ2, ξ3 - угловые ускорения звеньев; υЕ, аЕ - скорость и ускорение точки Е.

Общие сведения. В точке В соединены 2 звена. Поэтому будут две точки В: В2, принадлежащая второму звену, и В3, принадлежащая третьему. Если звенья соединены во вращательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения будут равны, а угловые нет, т.е.

υВ2 = υВ3, а В2 = а В3, ω2 ¹ ω3, ξ2 ¹ ξ3.

Решение. Рассчитывается масштабный коэффициент плана скоростей

μυ = υА/[Рυа] = (м/с), (2.30)

причем отрезок υа] выбирается произвольно.

Затем считается чертежная величина вектора скорости точки С

υс] = υС υ = (мм). (2.31)

Построение плана скоростей. На свободном поле чертежа выбирается точка полюса Рυ. Из нее строятся заданные или заранее определенные отрезки скоростей υа] и υс] (рисунок 2.6). Для определения скорости точки В движение этой точки раскладывается на переносное поступательное со скоростями точек А и С и относительное вращательное вокруг этих же точек. Тогда, воспользовавшись сложением скоростей, векторные уравнения будут иметь вид:

υВ = υА+ υВА ^ АВ;

υВ = υС + υВС ^ ВС. (2.32)

В(В23) а υА Рυ

υВ υС

2 3 ω3 с

υВА υЕ

А Е С е

1 ω2 4 в υВС

υА υС

Рисунок 2.6 - Схема структурной группы II класса 1 вида

и ее план скоростей

Направления относительных скоростей известны по направлению: υВА ^ АВ, υВС ^ ВС. Величины этих скоростей будут находиться из построения плана скоростей. Для этого из точки а на плане скоростей проводится линия действия скорости υВА, перпендикулярная звену АВ, а из точки в проводится линия действия вектора скорости υВС, перпендикулярная звену ВС. На пересечении получается искомая точка в.

Точка е на плане скоростей определяется по правилу подобия:

1. если на схеме механизма имеется жесткий треугольник (ΔВСЕ), то на плане скоростей (ускорений) будет подобный треугольник (Δвсе), причем порядок букв на схеме механизма будет совпадать с порядком букв на плане скоростей или ускорений (обход контура);

2. если точка находится на звене и делит его на пропорциональные отрезки, то данная точка на плане скоростей(ускорений) будет находиться на соответствующем векторе и делить его на равнозначные пропорциональные отрезки;

3. если точка находится на продолжении звена, то на плане скоростей (ускорений) она будет находиться на продолжении соответствующего вектора, причем порядок букв на схеме механизма будет совпадать с порядком букв на плане скоростей или ускорений.

Воспользуемся п.1 из правила подобия. Так как по заданию ВЕ = ℓСЕ, то и отрезки ве = се. Длина этих отрезков определится из пропорции

ВЕ/ℓВС=ве/вс. (2.33)

Теперь из точек в и с проводятся дуги до их пересечения, равные этим отрезкам. Получается искомая точка в.

Определяются действительные значения всех найденных векторов скоростей:

υВ = [Рυв]μυ =

υЕ = [Рυе]μυ = (м/с).

υВА = [ав]μ υ=

υВС = [вс]μυ =

Отрезки замеряются на плане скоростей в мм и умножаются на масштабный коэффициент плана скоростей.

После определения линейных скоростей определяются угловые скорости:

ω2 = υ2ВА/ℓАВ = (с-1),

ω3 = υ2ВС/ℓВС = (2.34)

а затем и их направления.

Определим направление угловой скорости ω2. Для этого вектор линейной скорости υВА мысленно переносим во внутренний шарнир на схеме механизма, т.е. в точку В, и вращаем точку В относительно точки А (точку А считаем неподвижной). Аналогично определяем направление ω3.

Построение плана ускорений. Рассчитываем масштабный коэффициент плана ускорений:

μа = аА/[Раа] = (м/с2/мм). (2.35)

Затем высчитываем чертежную величину вектора ускорения точки С:

ас] = аСа = (мм). (2.36)

На свободном поле чертежа произвольно выбирается точка полюса Ра. Из нее проводятся ранее определенные отрезки [ Раа ] и [ Рас ] (рисунок 2.7).

Для определения ускорения внутреннего шарнира (точки В) рассматриваем ее сложное движение. Сложное движение состоит из переносного поступательного с ускорениями аА и аС, и относительного вращательного вокруг точек А и С. Тогда векторные уравнения для определения ускорения точки В будут следующие:

аВ = аА + аnВАêêАВ + аτВА^АВ

аВ = аС + аnВСêêВС + аτВС^ВС (2.37)

В а аА Ра

аnВА

2 3 nВА аС

ξ 2 ξ 3 аВА аВ с

А Е аnВС

аА С аτВА e nВС

1 аС 4 аτВС

в

Рисунок 2.7 - Схема структурной группы II класса 1 вида

и ее план ускорений

В уравнении (2.37) известны направления всех векторов: нормальные ускорения направляются параллельно звеньям к центру вращения, а тангенциальные - перпендикулярно этим же звеньям. Величины нормальных ускорений находятся по формулам в (м/с2):

аnВА= υ2ВА/ℓАВ =

аnВС = υ2ВС/ℓВС = (2.38)

Вычисляем чертежные значения нормальных ускорений в мм:

(2.39)

Тангенциальные ускорения определяются построением плана ускорений.

Из точки а на плане ускорений откладываем вектор êêАВ и направляем его к точке А. Затем из точки nВА проводим линию действия тангенциального ускорения аτВА^АВ. Через точку с проводим вектор êêВС и направляем его к точке С, а из точки nВС проводим линию действия тангенциального ускорения аτВС ^ ВС. Пересечение этих линий даст искомую точку в иопределит длины векторов тангенциальных ускорений. Точку е найдем по п.1 правила подобия. Для этого составим пропорцию: ВС/ℓВЕ = вс/ве и строим аналогично скорости. Действительные значения ускорений определяются по формулам:

аВ= [Рав] μа = (м/с2);

аЕ = [Рае] μа = (м/с2);

аτВА = [nВАв] μа = (м/с2); (2.40)

аτВС = [nВСв] μа = (м/с2).

Величина угловых ускорений определяется по формулам:

ξ2 = аτ ВА/ℓАВ = (с-2);

ξ3 = аτ ВС/ℓВС = (с-2). (2.41)

Для определения направления угловых ускорений необходимо векторы этих ускорений мысленно приложить во внутренний шарнир и поворачивать звенья относительно точек А и С (рисунок 2.7).

Задача 2. Кинематический анализ структурной группы

II класса 3 вида

Исходные данные для расчета:

ОВ - межосевое расстояние (м),

ВD - длина кулисы (м);

υА1, υВ = 0 – величина и направления скоростей внешних шарниров (м/с);

величина и направления ускорений внешних шарниров аА1, аВ = 0 (м/с2).

Определить:

υА3, аА3 - направление и величину скорости и ускорения внутреннего шарнира;

ω 3, ξ 3 - величину и направление угловых скорости и ускорения кулисы;

υD, аD - скорость и ускорение точки D.

Общие сведения. В точке А соединяются три звена, поэтому будет три точки: точка А1, принадлежащая первому звену; точка А2, принадлежащая второму звену и точка А3, принадлежащая третьему звену (рисунок 2.8). Как было указано в Задаче 1, если звенья соединены во вращательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения этих звеньев равны, а угловые нет, т.е.

υА1 = υА2, аА1 = а А2; ω1 ¹ ω21 ¹ ξ2.

Если звенья соединены в поступательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения не равны между собой, а угловые равны, т.е.

υА2 ¹ υА3, а А2 ¹ а А3; ω2 = ω3; ξ2 = ξ3.

а) D б) в)


3

d а3 d а3 аА3

υА1 υА3А2 υА3 аrА3А2 Ра

аА1 А(А123) Рυ nА3В аnА3В

2 а1,2 υА1 kА3А2 аА1 а tА3В

а кА3А2 а1,2

В ω3

4 ξ3

а - схема структурной группы; б - план скоростей; в - план ускорений

Рисунок 2.8 - К кинематическому анализу структурной группы II класса 3 вида

Решение. Рассчитывается масштабный коэффициент плана скоростей:

μυ= υА1 / [Pυа1].

Построение плана скоростей. На свободном поле чертежа из полюса строим вектор скорости точки А1 (рисунок 2.8, б).

Определим скорость точки А3. Особенность группы Ассура 3-го вида заключается в том, что переносным движением является вращательное движение кулисы 3 вокруг точки В, а поступательным является движение кулисного камня 2 по кулисе 3. Из этого следует, что абсолютная скорость точки А3 равна сумме двух скоростей: поступательной и вращательной. Поэтому уравнения примут вид:

υА3 = υА2 + υА3А2 êêАВ;

υА3 = υВ + υА3В ^ АВ. (2.42)

В этой системе известны все направления векторов скоростей. Из точки а1 на плане скоростей проводим линию действия υА3А2 êêАВ, а из полюса Рυ (т.к. υВ=0) – линию действия скорости υА3В ^ АВ. Запомните! Если скорость и ускорение точки равна нулю, то данная точка на плане скоростей или ускорений находится в полюсе! На пересечении двух линий действия получается точка а3.

Точка D на схеме структурной группы находится на продолжении звена АВ. Поэтому ее скорость будем определять по п.3. правилаподобия (Задача 1).Следовательно, будет иметь место следующая пропорция:

. (2.43)

Определяя отрезок [ Рυd ] в мм, откладываем его на продолжении вектора [ Рυа3 ]. На конце этого вектора отмечаем точку d.

Вычисляем действительные значения найденных скоростей:

υА3 = [Pυа3υ = (м/с);

υА3А2 = [аА3аА2υ = (м/с); (2.44)

υD = [Pυd]μυ = (м/с).

Определяем величину и направление угловой скорости

ω3 = υ2А3В/ℓАВ, (2.45)

где АВ = АВ·μ= (м) – действительная длина звена АВ. Направление угловой скорости ω3 определяется аналогично Задаче 1.

Построение плана ускорений. Величина и направление ускорений внешних шарниров известны (аА1, аВ = 0 в м/с2). Поэтому определяем масштабный коэффициент плана ускорений:

μа = аА1 / [Раа1] = (м/с2/мм). (2.46)

Абсолютное ускорение точки а3 равно сумме трех ускорений: переносного, относительного (релятивного) и кориолисова. Поэтому уравнение будет иметь вид:

аА3 = аА2 + акА3А2 + аrА3А2;

аА3 = аВ + аnА3В + аtА3В. (2.47)

В этой системе направления всех векторов известны, а именно: аnА3В || АВ и направлено к центру вращения (к точке В), аtА3В ^ АВ, аrА3А2 || АВ. Для определения направления кориолисова ускорения необходимо вектор относительной скорости υА3А2 повернуть вокруг его начала на 90о в сторону угловой скорости ω3. Величины кориолисова и нормального ускорений определяются по формулам:

акА3А2 = 2 ω3 υА3А2 = (м/с2); аnА3В = υ2А3В /ℓАВ = (м/с2). (2.48)

Определим вектора этих ускорений в мм:

(2.49)

Из полюса Ра проводим вектор ускорения точки А12 - отрезок [ Раа1 ]. Из точки а1 проводим вектор кориолисова ускорения ^ АВ влево. Через точку kА3А2 проводим линию действия относительного (релятивного) ускорения аrА3А2 параллельно звену АВ. Затем из полюса Ра (т.к. аВ = 0) откладываем вектор нормального ускорения параллельно звену АВ вниз и, далее проводим линию действия тангенциального ускорения аtА3В перпендикулярно звену АВ. На пересечении линий действия релятивного и тангенциального ускорений получается точка а3. Точку d находим аналогично плану скоростей по правилу подобия. Из пропорции (2.43) определяем отрезок [ Раd ] и откладываем его на продолжении вектора [ Раа3 ]. Находим действительные значения всех линейных ускорений:

аА3 = [Раа3] μа = (м/с2);

аD = [Pаd] μа = (м/с2); (2.50)

аtА3В = [n1а3] μа =(м/с2).

Определяем величину углового ускорения кулисы 3:

ξ3 = аtА3В /ℓАВ = (с-2). (2.51)

Для определения направления ξ3 нужно вектор тангенциального ускорения аtА3В приложить в точку А на механизме и посмотреть, в какую сторону точка А вращается относительно точки В. Видно, что направление ξ3 получилось против часовой стрелки (рисунок 2.8).

Построение планов скоростей и ускорений 2, 4 и 5-го видов рассмотрим более кратко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: