Тема 4. Внешнеэкономические операции

1 вопрос. Понятия внешнеторговой операции и внешнеторговой сделки.

Внешнеторговые операции – это совокупность определенных процедур и технических приемов по подготовке, заключению и осуществлению экономических связей с иностранными партнерами. Субъектами ВЭО являются предприятия и организации, союзы, предприниматели. Объектами являются материальные процессы – торговля товарами и услугами, производственное, научно-техническое и инвестиционное сотрудничество.

К основным ВЭО относятся операции:

- по международному обмену товарами в материальной форме;

- международный обмен научно-техническими знаниями;

- предоставление технических и строительных услуг, информации;

- аренда;

- международное производственное и научно-техническое сотрудничество в различных формах.

Вспомогательные операции – это те, без которых невозможно осуществление основной операции: перевозка, хранение, страхование, операции расчетно-финансового характера.

ВЭО охватывают широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера. Любая коммерческая операция должна заканчиваться сделкой.

Внешнеторговая сделка – это действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений сторонами, которые находятся в разных странах, и имеющее вид экспортно-импортных, товарообменных, разовых, долгосрочных и других сделок. Внешнеэкономическая сделка оформляется контрактом.

Внешнеторговый контракт – это договор, соглашение между двумя или несколькими фирмами, находящимися в различных странах, по поставке установленного количества товара или оказания услуг в соответствии с согласованными условиями. В современных условиях внешнеэкономическим сделкам присущи следующие черты:

- расширение ассортимента, номенклатуры и усложнение продукции, поступающей в международный оборот;

- удлинение сроков исполнения контрактов;

- комплексный характер, когда крупномасштабные сделки сегодня осуществляются компаниями при создании консорциумов;

- расширение практики поставки «под ключ».

Техника проведения экспортно-импортных операций разбивается на несколько этапов: подготовка к заключению контракта; заключение контракта; исполнение контракта.

2 вопрос. Классификация внешнеторговых операций.

1. По направлениям торговли: экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные.

2. По группам товаров: купля-продажа машин и оборудования, сырьевых, продовольственных товаров и т.д.

3. По степени готовности товара к продаже: поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки, комплектного оборудования.

4. Товарообменная торговля: встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья.

5. Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг: купля-продажа лицензий, «ноу-хау», факторинг, инжиниринг; при осуществлении подряда, аренды, лизинга, туризма, информатизации, перевозок на транспорте и т.д.

6. Торгово-посредническая деятельность: консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские.

7. Торговля состязательного типа: аукцион, международные торги и биржевая торговля.

3 вопрос. Техника осуществления внешнеэкономических операций.

1.Экспортные операции направлены на вывоз товаров за пределы государства. Для успешного проведения дела экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.

2. Импортные операции – это операции, осуществляющие ввоз на внутренний рынок товара, закупленного у другой страны. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; зная потенциальных поставщиков, разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить закупленный товар; произвести его оплату.

3. Реэкспортные операции – это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий. В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактическую услугу (схема основных действий 1).

4. Реимпортные операции – это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно сюда входит возврат бракованной продукции, возврат товаров, не реализованных посредником на рынке сбыта. Возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию (продажа товаров через консигнационные склады, посредников, при этом экспортер является собственником товаров). Рисуем схему 2.

5. Смешанные операции:

а) Внешнеторговые операции зарубежных производителей и потребителей продукции, проходящей через экспортные и импортные фирмы (рисуем схему3).

б) взаимодействие производителей и потребителя через дочернюю и материнскую компании (рисуем схему 4).

6. Создание производственно-сбытового консорциума. В консорциумы объединяются поставщики промышленного оборудования и инжиниринговые компании с целью вложения средств в совместные мероприятия по сбыту производимой ими продукции (рисуем схему 5).

7. Бартерные операции – разновидность встречной торговли, представляющая безвалютный, но оцененный обмен товарами. После подписания контракта осуществляется поставка товаров контрактами друг другу. Стоимостная оценка товара при бартерных операциях делается для обеспечения эквивалентности обмена.

8. Выкуп (откуп) устаревшей продукции предполагает продажу экспортеру устаревшей модели в зачет за поставляемую новую продукцию. Обычно это продажа автомобилей, сельскохозяйственной техники, компьютеров, станков, оборудования, самолетов.

9. Операции с давальческим сырьем – одна страна экспортирует исходное сырье и импортирует готовую продукцию, а другая страна перерабатывает давальческое сырье на своих предприятиях. Оплата за переработку осуществляется поставками дополнительных количеств давальческого сырья (рисуем схему 6).

10. Операции по иностранному туризму. Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами (рисуем схему 7).

11. Экспорт и импорт лицензий осуществляется на основе подписания лицензионных соглашений (договоров, контрактов), которые обычно наряду с ноу-хау включают обязательства лицензиатора оказывать помощь лицензиату по внедрении новшеств (рисуем схему 8).

12. Инжиниринговые операции – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями (рисуем схему 9).

4 вопрос. Подготовка к заключению контракта.

В зависимости от вида внешнеэкономической операции, фирмы могут применять различные способы установления контактов с потенциальным клиентом (их может быть несколько, и они могут осуществляться в разной последовательности):

1. Направление оферты непосредственно одному или нескольким возможным иностранным покупателям.

2. Прием и подтверждение заказа покупателя.

3. Направление покупателю предложения в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта или проформы контракта.

4. Направление возможному покупателю коммерческого письма с информацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки.

5. Участие в торгах путем представления тендера организаторам торгов.

6. Участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках.

7. Направление проформы контракта уже известному покупателю как результата согласования условий контракта по телефону, телетайпу или телексу или на основе предшествующих договоренностей.

8. Помещение рекламных объявлений в средствах информации.

9. направление в адрес потенциальных покупателей каталогов, прейскурантов, проспектов с предлагаемыми товарами.

Нормативной базой процедуры являются ГК РФ (ст.4435-443) и Венская конвенция международной купли-продажи товаров от 1980 г.

Реализация подготовки к заключению контракта может быть осуществлена с помощью различных средств:

1. Оферта – это адресованная одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора; ими в соответствии со ст. 14 Венской конвенции признаются описание товара, его качество и цена. Оферта связывает предложением направившее лицо с момента получения ее адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с офертой, оферта считается неполученной. Различают несколько видов оферты:

а) Публичная оферта – это содержащее все условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с ЛЮБЫМ, кто отзовется.

б) Твердая оферта – это письменное предложение на продажу определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец (оферент) является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.

в) Свободная оферта – посылается одновременно нескольким возможным покупателям на одну и ту же партию товара, не устанавливает срока для ответа и не связывает оферента своим предложением. Свободная оферта менее удобна покупателю, т.к. она не создает ему уверенности в том, что, послав контроферту, он станет собственником товара, между тем, как время для выгодной закупки товара в другом месте может быть упущено.

2. Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Акцепт, отправленный покупателем с опозданием, сохраняет силу, если оферент без промедления известит об этом покупателя.

3. Подтверждение заказа – это коммерческий документ, представляющий собой сообщение экспортера о принятии условий заказа без оговорок.

4. Запрос – обращение покупателя к продавцу с просьбой прислать предложение (оферту). Цель запроса – это получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются лучшие. В запросе указываются точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество, способ фиксации цены, желательные сроки поставки, приемлемые условия платежа, сроки ответа.

5 вопрос. Внешнеторговый контракт и его структура. Внешнеторговый (международный) контракт – это договор между сторонами, которые находятся в разных странах. Контракт представляет собой совокупность условий, их взаимозависимость.

Условия контракта – это пункт, параграф или статья договора, фиксирующая права и обязанности сторон по какому-либо вопросу.

Стороны внешнеторгового контракта и их права и обязанности в целом не имеют отличий от обычных контрактов купли-продажи.

Структура контракта, т.е. набор условий и их последовательность, определяется характером сделки, видом товара, отношениями сторон:

1. Номер контракта ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ, где

- ББ или ЦЦЦ – соответствующий код страны Покупателя (продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления;

- ХХХХХХХХ – код Покупателя (продавца) по ОКПО;

- ХХХХХ порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (продавца).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: