Парижский университет

Парижский университет (фр. Université de Paris) — французский университет в Париже, один из старейших в мире; основан в середине XII века; будучи интернациональным образовательным учреждением, очень скоро заслужил европейскую репутацию. Его центром является здание Сорбонны в Латинском квартале на левом берегу Сены. Как полудуховное общество магистров (преподавателей), подчинённое духовной власти, Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскимиуниверситетами североитальянских городов; в качестве основного образования (Studium generale) он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств, включал в свои программы юриспруденцию только в виде канонического права, а в медицине уступал первенство другим studia generalia.Став величайшей школой всей Западной Европы, имея среди своих учеников и учителей представителей всех наций и величайших учёных средневековья — Фому Аквинского,Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, — университет стал высшим авторитетом в вопросах веры и разума и во время паденияпапства, в эпоху великого раскола, в лице Д’Альи, Герсона и Клеманжи был руководителем католической церкви и сделал попытку реформировать её во главе и членах.

После майских событий 1968 года был преобразован в 1970 году в 13 парижских независимых университетов.

Организация

Канцлер собора Нотр-Дам, представитель епископа, считался юридическим главою университета (caput umversitatis), но судебные и факультетские компетенции его были очень ограничены. Точно так же и аббат св. Женевьевы, в районе которого ютилась часть учёного мирка, образуя постепенно «латинский квартал», присвоил себе право «лиценции»; но с1227 года он имел право выдавать ее только «артистам». В 1255 году он передал свои функции особому канцлеру, так что с тех пор университет имел двух канцлеров.

Корпорация Парижского университета — Universitas magistrorum et scholarium Parisius (sic) — состояла из магистров и схоларов всех факультетов, но право голоса имели только магистры, схолары же пользовались привилегиями только как ученики какого-нибудь магистра, внёсшего их в списки и бывшего их поручителем. Корпорация делилась на 4 факультета, которые упоминаются уже в 1213 г.:

· богословский,

· юридический (или канонический),

· медицинский и

· «артистический» (низший факультет, предшествующий другим: чтобы поступить схоларом на один из высших специальных факультетов, требовалось получить степень магистра in artibus).

Факультет был учёным цехом, с подразделением на мастеров (magistri y «артистов», doctores на высших факультетах), подмастерьев (baccalaurei) и учеников (scholares), с обычным цеховым дроблением труда, обычными испытаниями и цеховыми свидетельствами. Степень «мастера» (magister или doctor) давала право преподавать (licentia docendi), степень бакалавра — также, но с известными ограничениями.

Обучение

Университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет.

Все занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разумеется, не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они в месте с преподавателями объединялись в союз, который и назывался «университет». В Парижский Университет входили около 7 тысяч преподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза – книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими властями, которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры покидали ненавистный город и переселялись в другое место), университет добился самоуправления: теперь он имел выборных руководителей и собственный суд. Парижскому Университету независимость от светских властей была дарована в 1200г. грамотой короля Филиппа II Августа.

Преподаватели университета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых 15.

Однако прежде чем поступить на один из трёх факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический – факультет (на нём изучали «семь свободных искусств»; от лат. «артис» – «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В 14 – 15 вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежитие студентов. Со временим в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому Университету.

Колледжи

Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями не одних только схоларов, как в Италия, но и магистров, и притом иногда людей со средствами. К старейшим коллежам принадлежат знаменитаяСорбонна и Наваррский коллеж, учреждённый Иоанной Наваррской, женой короля Филиппа IV, в 1305 году.

Большая часть коллегий в Париже были учреждениями разных наций — скандинавов, шотландцев, немцев и др. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды, а гонорар от слушателей (pastas, minerval) только у артистов был довольно значителен) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием.

С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в свои аудитории почти всё преподавание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: