У указанных органов различные функции и задачи

1. Конституционный Суд РФ, Конституционные и уставные суды субъектов Федерации осуществляют конституционный контроль.

2. Система судов общей юрисдикции (гражданские, военные суды, мировые судьи) и система арбитражных судов осуществляют правосудие.

3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, служба судебных приставов, службы Министерства юстиции РФ осуществляют функцию организационного обеспечения деятельности судов, в том числе систему исполнения наказаний

4. Прокуратура в лице ее центральных, территориальных органов и специализированных прокуратур осуществляют прокурорский надзор и иные функции.

5. Органы дознания и предварительного следствия МВД, ФСБ, следственные органы прокуратуры, иные органы, в компетенцию которых входит осуществление дознания, выполняют функцию выявления и расследования преступлений.

6. Адвокатура осуществляет функцию оказания юридической помощи, защиту прав граждан и охрану закона от имени гражданского общества.

7. Нотариат защищает права и законные интересы граждан.

8. Частные детективные и охранные службы, оказывают на возмездной идоговорной основе услуги, направленные на защиту жизни и здоровья граждан и охрану имущества собственников.

По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной, вследствие разнообразия выполняемых ею социальных функций.

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

· конституционный контроль;

· правосудие;

· прокурорский надзор;

· охрана общественного порядка;

· расследование преступлений;

· защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

· правовая работа и некоторые другие.

Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.

Правосудие – важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Правосудие обладает рядом специфических признаков:

· осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрением гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях;

· реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством;

· осуществляется только особым органом – судом.

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами.

Охрана общественного порядка – это деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства внутренних дел РФ.

Расследование преступлений – деятельность особых должностных лиц – следователей и оперативных уполномоченных, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности. Права органов дознания предоставлены милиции, таможенным и некоторым другим органам и должностным лицам.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, институтом гражданского общества и не входит структурно в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридическую службу организаций. Она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, учреждений, организаций, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др.

Другие направления правоохранительной деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности, нотариатом, частно-детективными и охранными структурами.

Данный курс основывается на принципах и правовых нормах Конституции РФ, правовых нормах федерального законодательства, иных правовых нормах, регулирующих определенный вид правоохранительной деятельности, и находит свое детальное развитие в других юридических дисциплинах:

· в конституционном праве, которое определяет место и роль всех органов государства и взаимодействие между ними;

· в административном праве, которое определяет организацию, функционирование и компетенцию всех органов государственного управления;

· в уголовном процессе, который подробно регламентирует деятельность всех правоохранительных органов, связанных с производством по делам о преступлениях. Эти нормы указывают, как должны действовать правоохранительные органы при обнаружении признаков состава преступления, по изобличению лиц, виновных в их совершении, и какие меры должны быть приняты к правонарушителям;

· в уголовно-исполнительном праве, которое регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в их социальной адаптации;

· в гражданском процессе, регламентирующем деятельность суда, связанную с рассмотрением и разрешением гражданских дел, к которым относятся споры, вытекающие из имущественных неимущественных правоотношений, а также вытекающие из административных правоотношений;

· в арбитражном процессе, где изложен порядок разбирательства экономических споров между юридическими лицами (допускается участие лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или объединений этих лиц);

· в прокурорском надзоре, в котором рассматриваются формы и методы осуществления прокурорского надзора, а также другие направления деятельности прокуратуры;

· в теории государства и права и отечественной истории государства и права, в которых изложены вопросы организации и деятельности суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры с точки зрения общей теории и истории. Это позволяет увидеть конкретные правовые явления в комплексе с другими и проследить этот процесс в развитии на фоне исторических событий, а также учесть накопленный юридический опыт у нас в стране и рубежом.

Нормативной правовой базой деятельности правоохранительных органов является совокупность законов и иных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, содержащие нормы о правоохранительной деятельности.

Нормативные акты различаются в зависимости от юридической силы и их содержания.

Все нормативные акты подразделяются: на законы, которые принимаются законодательными органами власти Российской Федерации и ее субъектов, и подзаконные акты, которые издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами.

По юридическому знамению нормативные акты подразделяются:

· Конституция РФ – это нормативный акт высшей юридической силы. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции, и в случае несоответствия нормативный акт считается недействительным. Конституция служит базой всего законодательства;

· Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции, установлена специальная процедура их принятия;

· Федеральные законы, принимаемые по вопросам организаций и функционирования правоохранительных органов, раскрывают и детализируют положения, изложенные в Конституции;

· Конституции, уставы и законы субъектов РФ;

· Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (МВД, ФСБ);

· Постановления и распоряжения Правительства РФ – они должны соответствовать не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ;

· Ведомственные акты – нормативные акты министерств и ведомств, издаваемые соответствующими руководителями министерств и ведомств, выполняющих правоохранительную функцию (Министерство юстиции РФ, МВД РФ). Эти акты могут называться инструкциями, приказами, распоряжениями и т.п.;

· Общепризнанные нормы международного права и международные договоры, касающееся правоохранительной деятельности, заключенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами от имени Российской Федерации, после официального признания, ратификации и одобрения в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории России;

· Акты высших судебных органов, не являющихся источниками права, но имеющие большое значение для осуществления правоохранительной деятельности: постановления Пленума Верховного суда РФ, постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ – разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех нижестоящих судов общей юрисдикции или арбитражных. Постановления Пленума Верховного суда СССР могут быть действительными в случае непротиворечия их действующему законодательству. По данному вопросу могут быть разъяснения Пленума Верховного суда РФ или Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Кроме того, высшие судебные органы принимают акты организационного характера (Положение о научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного суда РФ);

· Постановления Конституционного суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ конкретных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

Для правильного применения нормативного акта обязательно, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, неустаревшим, неискаженным текстом соответствующего акта.

Классификация нормативных актов осуществляется по их содержанию.

Нормативные акты общего характера – имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, они содержат принципы правоохранительной деятельности.

Конституция РФ определяет основные права и свободы личности (гл. 2), в ней обозначены основные принципы организации судебной власти и пр. (гл. 7). Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991 г.; Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.; Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Федеральный закон «О государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Нормативные акты специального характера – имеют значение для осуществления определенной правоохранительной функции. Акты о правосудии и судебной власти – определяют принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления институционного контроля, вопросы статуса судей и пр..

К ним относятся: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. и «О Конституционном суде РФ» от 21 июня 1994 г.; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 12 апреля 1995 г.; Закон РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г.; Федеральный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Акты об организационном обеспечении деятельности суда – определяют порядок организации и функционирования органов, осуществляющих данную деятельность.

К ним относятся: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. и «О Конституционном суде РФ» от 21 июня 1994 г.; законы РФ «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» от 8 января 1998 г. и «О судебных приставах» от13 октября 2004 г.; Положение о Министерстве юстиции РФ от 13 октября 2004 г.

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры – определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, устанавливают статус прокурорских работников, определяют принципы и порядок осуществления прокурорского надзора, определяют средства прокурорского реагирования, другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры.

К ним относятся: Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.; Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденное постановлением Государственной Думы от 23. 06. 97 г.; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

Акты об организации выявления и расследования преступлений – определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений, их полномочия и обязанности по выявлению и расследованию преступлений, устанавливают процедуру расследования.

К ним относятся: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.; Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.; Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; Федеральный закон «Об органах ФСБ в РФ» от 3 апреля 1995 г.; Положение о МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.; Таможенный кодекс РФ, Положение о Федеральной таможенной службе от 21 августа 2004 г.; Налоговый кодекс РФ ч. 1,2,; 2000г.; Закон «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г.; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г; Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г.

Акты об организации юридической помощи – регулируют вопросы организации и деятельности органов, оказывающих юридическую помощь, - адвокатуры и нотариата, определяют полномочия, права и обязанности этих органов.

К ним относятся: Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г.; Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.; ГПК РФ; УПК РФ; АПК РФ и др.; Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от13 октября 2004 г..

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте признаки правоохранительной деятельности

2. Назовите основные направления правоохранительной деятельности

3. Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы РФ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: