Судебная власть в Российской Федерации

Основные вопросы

1. Понятие судебной власти

2. Признаки

3. Принципы судоустройства

Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная власть – это не орган или должностное лицо, а выполняемая функция. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

· осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

· полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;

· осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

· подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

· правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

· исключительность, т.е. не допускается возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;

· полнота власти выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения.

Виды судебного производства:

1. Уголовное судопроизводство – регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам, - регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

3. Гражданское судопроизводство – регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ.

4. Арбитражное судопроизводство – регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ

5. Конституционное судопроизводство – регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от12 июля 1994 г. №1-ФКЗ.

Судебная система России строится на основе следующих принципов судоустройства страны:

1. Принцип законодательной регламентации судоустройства страны выражается в том, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Принцип единства судебной системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми судами правил судоустройства, установленных федеральным законом;
  • применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования судов из бюджетов.

3. Принцип вертикальной связи однородных судов выражается в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды связаны между собой организационно и функционально.

4. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные – законодательством о судопроизводстве.

5. Российская судебная система построена с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления страны.

К судоустройству России относится и вопрос о судебных инстанциях.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу (уголовному или гражданскому). Содержание и пределы компетенции устанавливаются действующим законодательством.

Суд второй инстанции (кассационный) – эту функцию осуществляют судебные коллегии судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов. Кассационная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных решений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу (в арбитражных судах, вступивших в законную силу).

Апелляционная инстанция – введена Законом «Об арбитражных судах в РФ» от 25 апреля 1995 г. Это новое, повторное рассмотрение арбитражного дела, не вступившего в законную силу, тем же арбитражным судом в коллегиальном составе судей. Апелляционная инстанция введена также в судах общей юрисдикции Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г.

Апелляционное рассмотрение дела в судах общей юрисдикции должен осуществлять районный (городской) суд. Апелляционный суд является вышестоящим по отношению к мировому судье.

Надзорная инстанция – проверка законности, обоснованности и справедливости приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Надзорными инстанциями являются:

· президиумы судов среднего звена общей юрисдикции;

· коллегии и Президиум Верховного Суда РФ;

· для военных судов надзорной инстанцией является президиум окружного (флотского) суда, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ;

· для арбитражных судов РФ – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорной инстанции – это проверка законности, обоснованности и справедливости всех видов судебных решений, вступивших в законную силу, а также возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По гражданским и арбитражным делам производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обычно осуществляется теми же судами, которые вынесли проверяемое решение.

Понятие правосудия

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охрана от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда в системе органов государства дает возможность выделить ряд характерных признаков, отличающих правосудие от других форм государственной деятельности.

1. Правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции).

Из этого принципа судебной деятельности следует, что в Российском государстве ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны разбирать судебные дела.

2. Правосудие осуществляется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушенной законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.

Уголовные дела в связи с совершенными преступлениями возбуждаются прокурорско-следственными органами и после проведения расследования передаются в суд для разбирательства их по существу. Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом – истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.

3. Правосудие носит правоприменительный характер и осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним.

Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем является принципом организации и деятельности суда. Она состоит не только в осуществлении судебного рассмотрения дел в соответствии с законодательством, но и в применении к конкретным фактическим обстоятельствам норм уголовного, гражданского и других отраслей материального (в отличие от процессуального) права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле, а нормами уголовного права – преступный характер деяния в уголовном деле.

Следовательно, суд своими актами не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей у заинтересованных лиц, а в уголовном деле – о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Подзаконность судебной деятельности, не допускающая произвольного судейского усмотрения и решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.

4. Правосудие осуществляется в процессуальной форме.

Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, необходимостью обеспечения их прав при участии в деле. Все это служит гарантией вынесение законного и обоснованного решения. Поэтому деятельность суда по разбирательству дел (гражданских, уголовных и иных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенном законом порядке – в форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, разбирательство и разрешение гражданских дел регулируется гражданским процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса. Суд обязан не только сам соблюдать предписания закона, но и обеспечить их соблюдение всеми лицами, участвующими в деле (подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и др.). Нарушение норм процессуального законодательства может привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, к отмене его вышестоящим судом.

Процессуальная форма правосудия существенно отличает последнее от работы любых других государственных органов. Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована процессуальным законодательством, протекает в строго определенной форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их широкими процессуальными правами, используя которые они активно защищают свои законные права и интересы.

Процессуальным законодательством регламентирована и часть судебного разбирательства дела, связанная с анализом материалов и доказательств. Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники, средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом и судейским правосознанием. Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает суду возможность разобраться в преступлении или гражданско-правовом споре и установить объективную истину по делу.

5. В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет государственное принуждение, предусмотренное законом.

По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление. Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принудительного воздействия в пределах санкций уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика либо истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения, к добросовестному исполнения обязанностей.

Из сказанного следует, что применение принуждения составляет основную и конечную цель судебной деятельности. Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

Изложенные понятия и признаки правосудия со всей определенностью отличают его от других форм государственной деятельности – законодательной, исполнительной, прокурорского надзора.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленных в Конституции общественного и государственного строя России, ее политической, экономической и социальной систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами;

прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений, общественных организаций.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите три подсистемы федеральных судов

2. Что такое звено судебной системы

3. Какие суды входят в систему судов общей юрисдикции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: