Теория научного потенциала - центральное звено объекта и предмета науковедения. В научной литературе и на практике сложились определенные представления о содержании современного научного потенциала, его роли месте и взаимосвязи с другими потенциалами общества. В самом широком понимании научный потенциал трактуется как мера возможностей данного общества в познании законов природы, развития общества и человека и их использовании в социальной практике.
Выделены четыре группы конкретных параметров научного потенциала: обеспеченность кадрами, научно-информационная и материально-техническая обеспеченность, оптимальность организации (табл. 1).
Таблица 1
Структура научного потенциала
Обеспеченность кадрами | Научно-информационная обеспеченность | Материально-техническая обеспеченность | Оптимальность организации научной системы |
Общая численность Квалификационный состав Возрастная структура Наличие ресурсов и резервов научных кадров | Наличие «задела» собственных научных идей и оригинальных методик Информированность о мировом опыте | Финансовая обеспеченность науки Наличие научного оборудования, инструментария и экспериментальной базы соответствующего класса Достигнутый технический уровень и возможность индустрии | Стратегические принципы развития науки (критерии выбора направлений) Оптимальность организации научной системы в отношении потерь научного потенциала |
Научный потенциал рассматривается как базис науки, выступает как мера возможностей общества в познании законов природы, общественного развития и их использования в социальной практике, как возможность самой науки решать национальные и глобальные научные проблемы, оказывая сложное влияние на производительные силы и определяя динамику их прогресса. Это влияние выражается, во-первых, в прямом увеличении производительных сил и улучшении их свойств за счёт материализации части знаний, произведенных научным потенциалом, и повышения профессиональной культуры (производственной, управленческой и др.) рабочей силы. Именно в этом смысле научный потенциал выступает как особая производительная сила общества.
Во-вторых, научный потенциал как одна из движущих сил духовного производства создает необходимые предпосылки культурного развития общества. С его помощью разрабатываются и научно обосновываются те или иные культурные парадигмы, внедрение которых в общественную практику определяет соответствующие направления духовного развития общества, ускоряющие или, наоборот, тормозящие его объективный ход. Научный потенциал оказывает тем самым косвенное влияние на производительные силы посредством формирования определенных научных принципов, норм и правил общей культуры их субъективной части - людей труда.
Наконец, научный потенциал, рассматриваемый как система развивающегося знания, призван производить новые научные знания по всему спектру науки безотносительно к тому, что эти полученные знания немедленно будут материализованы в производительных силах. Данная функция научного потенциала (познавательная) имеет как общесоциальное, так и личностное значение. Именно в ней реализуется исходное присущее каждому человеку и в особенности научному работнику стремление к познанию научной истины. Общесоциальная детерминированность познавательной функции научного потенциала лишь очерчивает приоритетные для общества научные направления, создает внешние для научного работника стимулы при выборе им научной проблемы и её решении, а также условия для системного взаимодействия учёных и результатов их труда.
Научный работник и его деятельность занимают центральное место в научном потенциале не только как его творчески созидательное ядро, но и как источник развития других компонентов. Иными словами, теория развития научного потенциала может быть только антропогенной, личностной. С этой точки зрения развитие всех других структурных составляющих, в частности, материально-технической, информационно-методической, организационно-управленческой (технологии исследований), можно объяснить лишь в органической, системной связи с развитием научного работника и его научной деятельности.
Для целей анализа и обоснования путей развития научного потенциала целесообразно выделить также и другие виды структур, членение на которые позволяет получить более углубленные знания о состоянии объекта.
Наиболее важными из таких структур являются: функциональная; секториальная; отраслевая; уровневая структура по форме собственности (табл. 2).
Таблица 2
Структура научного потенциала
Структура | Характеристика структуры | |
I. | Покомпонентная | Кадровая Материально-техническая Информационно-методическая Организационно-управленческая |
II. | Функциональная | Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки |
III. | Отраслевая | Общественные науки Естественные науки Технические науки |
IV. | Секториальная | Академический сектор Вузовский сектор Отраслевой сектор Заводской сектор Кооперативно-общественный сектор |
V. | По видам научных учреждений | Научно-технические комплексы (включая межотраслевые, территориальные, ведомственные); НИИ, их филиалы и отделения Научные учреждения в составе: объединений и предприятий НИИ, лаборатории, исследовательские части вузов Проектные и проектно-изыскательские организации, ведущие НИОКР Самостоятельные КБ, ведущие НИОКР Лаборатории и другие подразделения, ведущие НИОКР на предприятиях и в организациях Организации и предприятия научного обслуживания Научно-технические кооперативы |
VI. | Уровневая | Мировая Государственная Республиканская Региональная Научного коллектива Личностная |
VII. | По форме собственности | Межгосударственная Государственная Территориальная Общественно-государственная Коллективная Частная |
Задание: Провести анализ использования научных достижений на каком-либо предприятии.