Социально-экономическое содержание, структура и функции научного потенциала

Теория научного потенциала - центральное звено объекта и предмета науковедения. В научной литературе и на практике сложились определенные представления о содержании современного научного потенциала, его роли месте и взаимосвязи с другими потенциалами общества. В самом широком понимании научный потенциал трактуется как мера возможностей данного общества в познании законов природы, развития общества и человека и их использовании в социальной практике.

Выделены четыре группы конкретных парамет­ров научного потенциала: обеспеченность кадрами, научно-информацион­ная и материально-техническая обеспеченность, оптимальность организа­ции (табл. 1).

Таблица 1

Структура научного потенциала

Обеспеченность кадрами Научно-информационная обеспеченность Материально-техническая обеспеченность Оптимальность организации научной системы
Общая численность Квалификационный состав Возрастная структура Наличие ресурсов и резервов научных кадров Наличие «задела» собственных научных идей и оригинальных методик Информирован­ность о мировом опыте Финансовая обеспеченность науки Наличие научного оборудования, инструментария и экспериментальной базы соответствующего класса Достигнутый технический уровень и возможность индустрии Стратегические принципы развития науки (критерии выбора направлений) Оптимальность организации научной системы в отношении потерь научного потенциала

Научный потенциал рассматривается как базис науки, выступает как мера возмож­ностей общества в познании законов природы, общественного развития и их использования в социальной практике, как возможность самой науки решать национальные и глобальные научные проблемы, оказывая сложное влияние на производительные силы и определяя динамику их прогресса. Это влияние выражается, во-первых, в прямом увеличении произво­дительных сил и улучшении их свойств за счёт материализации части зна­ний, произведенных научным потенциалом, и повышения профессио­нальной культуры (производственной, управленческой и др.) рабочей силы. Именно в этом смысле научный потенциал выступает как особая произ­водительная сила общества.

Во-вторых, научный потенциал как одна из движущих сил духовного производства создает необходимые предпосылки культурного развития общества. С его помощью разрабатываются и научно обосновываются те или иные культурные парадигмы, внедрение которых в общественную практику определяет соответствующие направления духовного развития общества, ускоряющие или, наоборот, тормозящие его объективный ход. Научный потенциал оказывает тем самым косвенное влияние на произ­водительные силы посредством формирования определенных научных принципов, норм и правил общей культуры их субъективной части - лю­дей труда.

Наконец, научный потенциал, рассматриваемый как система развиваю­щегося знания, призван производить новые научные знания по всему спек­тру науки безотносительно к тому, что эти полученные знания немедленно будут материализованы в производительных силах. Данная функция науч­ного потенциала (познавательная) имеет как общесоциальное, так и лично­стное значение. Именно в ней реализуется исходное присущее каждому человеку и в особенности научному работнику стремление к познанию научной истины. Общесоциальная детерминированность познавательной функции научного потенциала лишь очерчивает приоритетные для обще­ства научные направления, создает внешние для научного работника стиму­лы при выборе им научной проблемы и её решении, а также условия для системного взаимодействия учёных и результатов их труда.

Научный работник и его деятельность занимают центральное место в научном потенциале не только как его творчески созидательное ядро, но и как источник развития других компонентов. Иными словами, теория развития научного потенциала может быть только антропогенной, личностной. С этой точки зрения развитие всех других структурных со­ставляющих, в частности, материально-технической, информационно-мето­дической, организационно-управленческой (технологии исследований), можно объяснить лишь в органической, системной связи с развитием науч­ного работника и его научной деятельности.

Для целей анализа и обоснования путей развития научного потенциала целесообразно выделить также и другие виды структур, членение на которые позволяет получить более углубленные знания о состоянии объекта.

Наиболее важными из таких структур являются: функ­циональная; секториальная; отраслевая; уровневая структура по форме собственности (табл. 2).

Таблица 2

Структура научного потенциала

  Структура Характеристика структуры
I. Покомпонентная Кадровая Материально-техническая Информационно-методическая Организационно-управленческая
II. Функциональная Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки
III. Отраслевая Общественные науки Естественные науки Технические науки
IV. Секториальная Академический сектор Вузовский сектор Отраслевой сектор Заводской сектор Кооперативно-общественный сектор
V. По видам науч­ных учреждений Научно-технические комплексы (включая межотраслевые, территориальные, ведомственные); НИИ, их филиалы и отделения Научные учреждения в составе: объединений и предприятий НИИ, лаборатории, исследовательские части вузов Проектные и проектно-изыскательские организации, веду­щие НИОКР Самостоятельные КБ, ведущие НИОКР Лаборатории и другие подразделения, ведущие НИОКР на предприятиях и в организациях Организации и предприятия научного обслуживания Научно-технические кооперативы
VI. Уровневая Мировая Государственная Республиканская Региональная Научного коллектива Личностная
VII. По форме собст­венности Межгосударственная Государственная Территориальная Общественно-государственная Коллективная Частная

Задание: Провести анализ использования научных достижений на каком-либо предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: