Строение цветных негативных, позитивных и обращаемых фотоматериалов в принципе не имеет существенных различий. Они состоят из трех эмульсионных слоев, обладающих различной спектральной чувствительностью и нанесенных на целлулоидную основу или бумагу. В состав эмульсионных слоев кроме светочувствительных галогенидов серебра и сенсибилизаторов вводятся
специальные добавки — цветообразующие компоненты.
Синечувствительный слой
Желтый фильтровой слой
Зеленочувствительный слой
Красночувствительный
Подложка
Верхний слой цветного фотоматериала «синечувствительный» несенсибилизирован и чувствителен к трети спектра с длиной волны до 500 нм (синяя зона спектра). В слой входит желтообразующая цветная компонента, дающая при проявлении желтое изображение. Второй «желтый фильтровой слой» поглощает лучи синего спектра, чтобы они не воздействовали на нижние слои фотослоя. Третий слой сенсибилизирован к длинам волн 500-600 нм (зеленая зона спектра). Он содержит пурпурнообразующую цветную компоненту, дающую при проявлении пурпурное изображеие. Нижний слои чувствителен к спектру в диапазоне 600-700 нм (красная зона спектра). Этот слой содержит в своем составе голубообразующую цветную компоненту и дает голубое изображение.
|
|
Под верхним эмульсионным слоем фотопленки располагается желтый фильтровый слой, состоящий из коллоидного серебра. Фильтровый слой задерживает лучи синей зоны спектра и предотвращает их воздействие на средний и нижний эмульсионные слои, которые также чувствительны к синему цвету. При химической обработке на сУадии отбеливания фильтровый слой удаляется из эмульсии. Желтый фильтровый слой отсутствует у фотобумаг, так как красночувствительный и зеленочувствительный слои изготавливаются из хлорида серебра, обладающего низкой чувствительностью к синему цвету.
Благодаря различной спектральной чувствительности слоев фотоэмульсии становится возможным осуществление цветоделения при съемке.
Каждый из образующихся при проявлении красителей — желтый, пурпурный и голубой — только в идеальном случае точно поглощает треть видимого спектра. Желтый краситель должен поглощать только синий свет, пурпурный — только зеленый, а голубой — только красный. Однако все красители, известные к настоящему времени, не могут обеспечить этого требования, они в той или иной степени имеют паразитное поглощение. Желтый краситель кроме синего света поглощает незначительную часть красного и зеленого света, пурпурный кроме зеленого — достаточное количество синего и часть красного, а голубой кроме красного — немного зеленого и синего. Следствием этого паразитного поглощения являются цветовые сдвиги в негативе и некоторая потеря насыщенности цветов в отпечатках: синий цвет чернеет, желтый — светлеет, а в пурпурном не хватает синего, тогда как в зеленом его избыток.
|
|
Для обеспечения правильной цветопередачи в пленку «встраивается» цветная маска. Она создается сравнительно простым способом: в эмульсию голубого и пурпурного слоев вместо бесцветных цветообразующих компонент вводят окрашенные компоненты. В эмульсию голубого вводится красноватый краситель, а в эмульсию пурпурного — желтый. Фотопленки с подобной цветной маской называются маскированными. В цветные фотобумаги маскирующие компоненты не вводятся, цветокорректировка изображения осуществляется при фотопечати.
Все цветные фотоматериалы имеют также вспомогательные слои, выполняющие следующие функции:
защитный слой предохраняет эмульсионный слой от механических повреждений в процессе эксплуатации;
промежуточные слои уменьшают влияние одного светочувствительного слоя на соседний;
противоореольный слой уменьшает ореолы отражения и рассеивания;
противоскручивающий слой снижает скручиваемость пленки;
антистатический слой устраняет опасность образования электрических зарядов при движении пленки, искрения и засветки.
Принцип получения цветного изображения. Обработка цветных фотоматериалов
Получение цветного негативного изображения. Цветной негативный процесс складывается из следующих основных операций.
Фотографическая съемка. Для фотосъемки на цветные негативные пленки используются обычные фотокамеры, которые по формату кадра подходят к формату пленки. Съемка может проводиться как при естественном, так и при искусственном освещении. В результате экспонирования цветного негативного фотоматериала в его эмульсионных слоях в соответствии с их спектральной чувствительностью образуются частичные цветоделенные скрытые изображения.
Лабораторная обработка цветных фотоматериалов включает в себя: цветное проявление, допроявление, отбеливание и фиксирование. При цветном проявлении в экспонированных участках каждого светочувствительного слоя образуется металлическое серебро и окисляется проявляющее вещество. Продукты окисления проявляющего вещества взаимодействуют с цветообразующими компонентами в каждом светочувствительном слое с образованием соответствующего слою красителя только в тех местах, где идет процесс проявления экспонированных галогенидов серебра: верхний слой окрашивается в желтый цвет; средний — в пурпурный; нижний — в голубой. Следующая сразу после цветного проявления операция — допроявление, которая обеспечивает нейтрализацию цветного проявляющего вещества и выравнивает проявление всех слоев.
Металлическое серебро, образовавшееся при проявлении на экспонированных участках, является промежуточной фазой получения цветного изображения, поэтому его необходимо удалить из фотослоев. Для этого используется химическая процедура, которая называется отбеливанием. При отбеливании все металлическое серебро изображения и коллоидное серебро фильтрового слоя переводятся в соли серебра светло-желтого или белого цвета.
При фиксировании неэкспонированные и непроявленные галогениды серебра, а также соли серебра, образовавшиеся при отбеливании, растворяются и удаляются при промывке из фотослоев.
После операций проявления и отбеливания производится промежуточная промывка водой, а в завершении после фиксирования — окончательная промывка и сушка пленки. Полученный негатив воспроизводит черные цвета объекта съемки белыми, белые — черными, как и в черно-белом негативном процессе, хроматические цвета получаются в дополнительных цветах (рис. 6.4): красный на негативе изображается голубым, синий — желтым, зеленый — пурпурным и т. д.
|
|
В табл. 1 приведены сведения о химико-фотографической обработке цветных негативных пленок отечественного производства ЦНД-32 и ЦНД-65.
Таблица 1
Вид обработки | Продолжительность, | мин | Т | Температура, "С | |
Цветное проявление | 5-8 | 20±0,3 | |||
Допроявление | 20±0,3 | ||||
Промывка | 10-12 | 11±3 | |||
Отбеливание | 20±1 | ||||
Промывка | 11±3 | ||||
Фиксирование | 12-15 | 18±2 | |||
Промывка | 15-25 | 11±3 |
Все операции обработки проводятся в достаточно жестких температурных режимах. Даже незначительные отклонения от температурного режима приводят к цветовым искажениям цветного изображения, поэтому при фотопечати производится цветокоррекция.
Рецептура растворов для обработки цветной негативной пленки
Цветной проявитель:
динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной
кислоты (трилон Б) 2,0 г
гидроксиламин сернокислый 1,2 г
парааминодиэтиланилинсульфат (ЦПВ-1) 2,3 г
сульфит натрия безводный 2,0 г
поташ 60,0 г
калий бромистый 2,0 г
вода 1,0 л
Допроявляющий раствор: **
метабисульфит натрия 2,0 г
вода 1,0 л
Отбеливающий раствор:
калий железосинеродистый 30 г
калий бромистый 15 г
калий фосфорнокислый однозамещенный 17 г
вода 1 л
Фиксирующий раствор:
тиосульфат натрия кристаллический 200 г
сульфит натрия безводный 5 г
метабисульфит натрия 2 г
вода 1 л
Следует отметить, что компоненты проявляющего и отбеливающего растворов токсичны для организма, при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности. Кроме того, срок хранения приготовленного проявляющего раствора 3-4 суток, а допроявляющий раствор предназначен для одноразового применения.
В России выпускаются цветные негативные фотопленки следующих видов: листовые форматные, катушечные перфорированные и катушечные не-перфорированные. Производственные объединения «СВЕМ А» и «ТАСМА» выпускают следующие виды цветных негативных фото- и кинопленок:
|
|
ДС-4 — немаскированная фотопленка для съемки при дневном свете светочувствительностью 45 единиц ГОСТ;
ЦНД-32 — маскированная фотопленка для съемки при дневном свете светочувствительностью 32 единицы ГОСТ;
ЦНД-65 — маскированная фотопленка для съемки при дневном свете с увеличенной светочувствительностью (65 единиц ГОСТ);
ЦНЛ-32 — маскированная фотопленка для съемки при освещении лампами накаливания светочувствительностью 32 единицы ГОСТ;
ЦНЛ-65 и ЦНЛ-90 — маскированные фотопленки для съемки при освещении лампами накаливания с увеличенной чувствительностью (светочувствительность 65 и 90 единиц ГОСТ соответственно).
Пленки, предназначенные для съемки при дневном свете, сбалансированы на освещение с цветовой температурой 5500 К, для съемок при лампах накаливания — 3200 К.
В настоящее время имеют широкий ассортимент импортные фотоматериалы. Рассмотрим лишь некоторые из них.
ORWOcolor NC-19 (производится в Германии) — универсальная цветная негативная маскированная пленка. Сбалансированная на освещение светом с температурой 4200 К. Пленку можн» использовать для съемки при дневном свете и свете ламп накаливания. Светочувствительность 65 единиц ГОСТ.
Agfa HDC-200 (производство Германии) — цветная негативная пленка предназначена для съемок и при дневном свете, и при искусственном. Светочувствительность 200 единиц ГОСТ.
Kodak 5247 (производство США) — цветная негативная фотопленка для съемки при освещении лампами накаливания. Светочувствительность 120 единиц ГОСТ.
Fujicolor 8514 (производство Японии) — цветная негативная маскированная пленка с чувствительностью 400 единиц ГОСТ при искусственном освещении и 270 единиц при дневном свете.
Для химико-фотографической обработки цветных негативных пленок производители рекомендуют свои процедуры и рецептуру обрабатывающих растворов, чтобы обеспечить необходимое качество цветного изображения. В последнее время широкое распространение получили экспресс-лаборатории, в которых обработка фотоматериалов осуществляется автоматически под контролем специальной аппаратуры. Обработка происходит при повышенной температуре (обычно 38°С и выше), пленка протягивается при помощи скотч-лидера валиками через ванны с обрабатывающими растворами, отжимается и высушивается. Весь процесс по времени занимает от 4 до 10 мин.
Получение цветного изображения по методу обращения
Этот метод позволяет получить позитивное изображение на том же материале, на котором производилась съемка. Эмульсионные слои цветных фотоматериалов расположены в том же порядке, что и у негативных цветных фотоматериалов. Получение цветного обращаемого изображения состоит из следующих операций.
Фотосъемка. В результате экспонирования пленки фотоаппаратом в эмульсионных слоях в соответствии с их спектральной чувствительностью образуются скрытые цветоделенные изображения.
Первая операция химико-фотографической обработки цветной обращаемой пленки — черно-белое проявление. В экспонированных участках каждого слоя образуется черно-белое серебряное негативное изображение. Не подвергшиеся действию света кристаллы галогенидов серебра в черно-белом проявителе остаются без изменения. После черно-белого проявления обычно используется обработка в останавливающем растворе (стоп-ванна), которая останавливает процесс проявления во всех светочувствительных слоях.
Затем производится засветка, или второе экспонирование. При засветке образуется скрытое изображение на участках, не подвергшихся черно-белому проявлению. Обычно для засйетки используется лампа накаливания мощностью 500 Вт с расстояния 1 м, время засветки не менее 1 мин. При этом пленка поворачивается к лампе то одной, то другой стороной.
Следующая операция — цветное проявление. В экспонированных во время засветки участках каждого непроявленного в черно-белом проявителе слое образуется металлическое серебро и соответствующий слою краситель.
После цветного проявления осуществляются операции отбеливания и фиксирования. Их назначение такое же, как и при получении цветного негатива, при отбеливании все металлическое серебро изображения переводится в комплексные соли серебра и удаляется в растворе фиксажа.
В процессе обращения, как и в негативном процессе, между стадиями обработки следует операция промывания. Полученное изображение воспроизводит объект съемки в его натуральных цветах. Требования к оптимальной экспозиции и процессу обработки обращаемой пленки намного выше, чем к негативным материалам, так как фотографическая широта у обращаемой пленки меньше. Кроме того, ошибки в экспозиции у негативной пленки могут быть исправлены на этапе фотопечати. Если обращаемая пленка переэкспонирована, то после нормальной обработки позитив будет неплотным и выглядит «выбеленным».
Если же пленка недоэкспонирована и нормально обработана, то изображение будет излишне темным.
Цветной позитивный процесс (цветная фотопечать) состоит из операций, выполняющих те же функции, что и в негативном процессе.
Первая операция — фотопечать (экспонирование) с цветного негатива на цветную фотобумагу и получение цветного скрытого изображения. Вторая операция — цветное проявление. Третья операция — отбеливание. Четвертая операция — фиксирование. Между отдельными стадиями обработки следуют операции промывки проточной водой.
Для цветной фотопечати применяются бумаги как отечественного, так и импортного производства. Из отечественных фотобумаг широко применяются «Фотоцвет-2» — для печати с немаскированных негативных пленок; «Фотоцвет-4» — для печати с маскированных негативных пленок; «Фото-цвет-9» (на полиэтиленированной подложке) — для печати с маскированных негативных пленок. Из импортных фотобумаг используется «Kodak», обеспечивающая высокую насыщенность цвета, малую плотность вуали и, большую чистоту красок.
Технологию обработки и рецептуру обрабатывающих растворов для цветных фотобумаг можно найти в любом фотосправочнике.
В цветной фотографии, как и в черно-белой, различают два способа фотопечати: контактный и проекционный. Цветное позитивное изображение может быть получено на трехслойной фотобумаге или на трехслойной позитивной фотопленке. Печатают на цветные фотоматериалы, как правило, через специальные корректирующие светофильтры. Благодаря корректирующим светофильтрам можно управлять печатающим светом и получать фотоизображение в натуральных цветах. Процесс подбора корректирующих светофильтров называется цветокорректировкой. Необходимость цветокорректировки вызывается нарушениями цветового баланса негативного и позитивного материалов, отклонениями спектрального состава съемочного и копировального освещения от идеального для данной пленки или фотобумаги, неточным соблюдением условий химико-фотографичес-
Существуют два метода получения позитивного изображения из нега-•ивного: субтрактивный и аддитивный. Оба метода дают одинаково хоро-иий результат: получаемые отпечатки по качеству не отличаются.
Субтрактивный метод основан на применении желтых, пурпурных и го-1убых фильтров. Выбирая комбинации фильтров различной плотности, мож-ю устранить любые цветовые искажения. Фильтры устанавливаются между сондеисором и объективом увеличителя, каждый из фильтров поглощает >дну треть и пропускает две трети видимого спектра печатающего света.
Желтый, пурпурный и голубой фильтры имеют 11 градаций по плот-тости (5, 10, 20,... 99%) — всего 33 фильтра. Числом 99 обозначается фильтр с плотностью равной 100%. Данные балансных фильтров предварительной цветовой настройки в виде трех групп цифр указываются на упаковке цветной фотобумаги в порядке: желтый, пурпурный, голубой. Например, комбинация 10-00-30 означает, что устранения цветовых искажений, допущенных при производстве фотобумаги, еще до получения пробного отпечатка необходимо установить в фотоувеличитель желтый фильтр с плотностью 10%, пурпурный фильтр не устанавливать, а плотность голубого фильтра 30%. Если требуется плотность фильтра, значения которой нет в наборе, например 15%, то можно установить два фильтра, сложенные вместе, с плотностями 5 и 10%.
Если увеличитель имеет цветосмесительную головку или объектив увеличителя снабжен встроенными субтрактивиыми фильтрами, то полный набор из 33 светофильтров необязателен, достаточно трех фильтров: желтого, пурпурного и голубого с плотностью 100%, для обеспечения высоких плотностей фильтров.
Для изготовления пробного отпечатка (его изготавливают без корректирующих фильтров или с фильтрами, плотность и цвет которых указаны на упаковке фотобумаги) первоначально выбирают необходимый масштаб печати, так как его изменение требует уточнения экспозиции и приводит к нарушению цветокоррекции. Затем берут полоску той же фотобумаги, на которой будут изготавливаться окончательные снимки, накладывают на место изображения, содержащее нейтрально-серую поверхность. Если на изображении нейтрально-серая поверхность отсутствует, то выбирают наиболее важную деталь изображения. Потом путем последовательного экспонирования полоски фотобумаги изготавливают ступенчатый отпечаток. После химической обработки пробного позитива оценивают качество снимка, определяют требуемую экспозицию, преобладающий цвет и производят его корректировку, руководствуясь данными табл. 2.
Следует отметить, что введение корректирующих фильтров потребует поправки в экспозиции: увеличение плотности требует увеличения выдержки при печати, а уменьшение плотности — уменьшения выдержки. Значения поправочных коэффициентов приводятся в сопроводительных документах к набору корректирующих фильтров.
Упрощение процедуры подбора цветокоррекции достигается путем применения мозаичных светофильтров на стадии изготовления пробных отпечатков. Мозаичные светофильтры изготавливаются в трех вариантах: желто-пурпурный, пурпурно-голубой и желто-голубой. Каждая комбинация фильтров содержит 5 х 5 = 25 нолей, цветные плотности которых по горизонтали, вертикали и диагонали отличаются на 25%. Если мозаичный фильтр рассматривать на просвет, то в каждом поле видна группа цифр, соответствующая комбинации фильтров.
Таблица 2 Корректировка цветопередачи при субтрактивной цветной фотопечати
Преобладающий | Увеличить плотность | Уменьшить плотность |
цвет позитива | светофильтра | светофильтра |
Желтый | Желтого | Пурпурного + голубого |
Пурпурный | Пурпурного | Желтого + голубого |
Голубой | Голубого | Желтого + пурпурного |
Синий | Пурпурного + голубого | Желтого |
Зеленый | Желтого + голубого | Пурпурного |
Красный | Желтого + пурпурного | Голубого |
Перед экспонированием мозаичный фильтр кладут на фотобумагу. Так как размеры каждого поля этих фильтров 11x1 мм, то их помещают на наиболее важный фрагмент изображения. После обработки пробного отпечатка оценивают качество цветопередачи по каждому из 25 полей, находят требуемое значение комбинации фильтров (по изображению цифр) и устанавливают данную комбинацию фильтров в фотоувеличитель для окончательной печати.
Аддитивный метод основан на том принципе, что равные части синей, зеленой и красной третей видимого спектра вместе дают белый свет. Аддитивные фильтры — синий, зеленый и красный — обычно устанавливаются после объектива, и негатив экспонируется поочередно через каждый из них. Выбирая различные длительности экспонирования через каждый фильтр, можно осуществить цветовую коррекцию. Аддитивные фильтры в отличие от субтрактивных поглощают две трети видимого спектра и пропускают только одну треть каждый.
Плотности синего, зеленого и красного фильтров различны, поэтому комбинация продолжительности экспонирования, например 3—3—3 (3 с через синий, 3 с через зеленый и 3 с через красный), не дает нейтрально-серого изображения. Несмотря на это, при аддитивном методе фотопечати начинают изготовление пробного позитива без светофильтров при трех частичных экспозициях одинаковой продолжительности. Пробные отпечатки обрабатываются, оценивается качество цветного изображения и производится цветокоррекция увеличением частичной экспозиции с тем или с теми фильтрами, цвет которых преобладает на снимке. Цветокоррекция производится по рекомендациям, приведенным в табл. 6.4. При печати аддитивным методом необходимо принимать меры, обеспечивающие неподвижность между частичными экспозициями таких элементов фотоустановки, как увеличитель и кадрирующая рамка, иначе изображение будет иметь цветную окантовку.
Из рассмотренных методов цветной фотопечати наибольшее распространение в мире имеет субтрактивный, хотя для его осуществления требуется большое число корректирующих фильтров. Аддитивный метод проще автоматизировать, поэтому он применяется в основном в профессиональных фотолабораториях и экспресс-лабораториях, хотя его можно рекомендовать для освоения фотолюбителям, так как в нем применяются всего 3 корректирующих фильтра.