Традиционное | Система Л.В.Занкова | Система Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. |
Доступность материала | Обучение на высоком уровне трудности, соблюдая норму трудности | Обучение, которое управляет темпом и содержанием развития |
Сознательность | Осознание процесса учения | Деятельности |
Наглядность в обучении | Ведущая роль теоретических знаний | Предметности |
Прочность усвоения | Прохождение материала быстрыми темпами | Принцип «развивающего эффекта» |
Метод: объяснительно-иллюстративный | Метод: проблемный | Метод: исследовательский |
Концепция: формирование ЗУНов | Концепция общего развития ученика | Концепция: развитие ученика в качестве субъекта деятельности |
Тип урока: информирующий | Тип урока: проблемно-исследовательский (развивающий) | Тип урока: исследовательский, эвристический (развивающий) |
Модель обучения: формирующая, активизирующая | Модель обучения: обогащающая | Модель обучения: развивающая |
Вопрос. Деятельностный подход к пониманию учения и его роль в организации современного образования
Алексей Николаевич Леонтьев заложил в психологии основы так называемого деятельностного подхода.
А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация». Следует отметить, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Например, об интериоризации можно говорить в том случае, когда какие-либо знания являются не просто абстрактными, а становятся достоянием личности. Есть такая поговорка: «знание – это не то, что выучил к экзамену, а потом успешно забыл, а то, что осталось после забывания навсегда». Так вот, то, что осталось после забывания навсегда и есть перемещение внешней деятельности во внутренний план сознания.
Помимо интериоризации существует и обратный переход – от внутренней деятельность к внешней. Такой переход называется экстериоризация. Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану – пример экстериоризации.