вопрос. Освоение деятельности человеком

В психологии деятельности выделяется ряд общих закономерностей развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.) Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и т.д.). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми и лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.

Характеристиками выполнения человеком различных действий являются умения и навыки.

В психологии имеется две трактовки этих понятий. Согласно первой, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык – как вторая, означающая успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый шаг в соответствии с этим знанием. Навык означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер.

Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Согласно такому подходу навык – это автоматизированное выполнение простейших действий. А умения – это сознательное применение имеющихся у человека знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях.

Что касается деятельностного подхода к пониманию учения, то здесь следует сказать следующее. Термин «учение» в педагогической психологии применяется как адекватный термину «учебно-познавательная деятельность». Исследование процесса учения было детально осуществлено П.Я. Гальпериным. В своих исследованиях ученый связывает развитие интеллекта с целенаправленной организацией системы действий и операций, заключенных в конкретных усваиваемых знаниях. Трактуя усвоение знаний как процесс интериоризации умственных действий, П.Я. Гальперин разработал теорию поэтапного усвоения знаний и обосновал развивающую функцию обучения.

Представители школы Г.Я Гальперина - В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин, обосновав действие в качестве единицы анализа любой деятельности, разработали теорию поэтапного формирования умственных действий, которая позволяет связать конечные результаты познавательной деятельности с конкретными условиями ее протекания.

Основой процесса усвоения по теории поэтапного формирования умственных действий является действие (внешнее – практическое или внутреннее – умственное), которое, по мнению исследователей, должно быть строго адекватным усваиваемому знанию.

П.Я. Гальперин отмечает, что никакое эффективное воздействие на умственную деятельность учащихся невозможно без их собственной активности. Именно деятельность ученика является тем «входом», через который может быть реализована программа обучения. Система условий, на которые учащийся должен опираться при выполнении действия, образуют систему ориентиров (заданных показателей). В зависимости от соотношения между суммой условий, на которые учащиеся ориентируются - ориентировочной основой действия (ООД) и системами исполнения задания (СИ) процесс обучения может идти по-разному. При ООД<СИ обучение идет путем проб и ошибок; при ООД=СИ обучение пойдет без проб и ошибок, станет сознательным.

Если все условия, необходимые для выполнения действия, даются учащемуся в готовом виде и в конкретной форме, пригодной для ориентировки лишь в одном частном случае, то, как отмечает Н.Ф. Талызина, формирование действия идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем в случае обучения по системе ООД<СИ, но сфера переноса действия при этом не выходит за границы сходных конкретных условий его выполнения. Другое дело, когда учащийся на первых занятиях овладевает общим методом анализа явлений определенного круга и в дальнейшем самостоятельно составляет полную ориентировочную основу действия для любого задания из данной области знания и самостоятельно его выполняет. Ориентировочная основа действия этого типа характеризуется тем, что ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется учащимися самостоятельно с помощью общего метода, который им дается. Действие, сформированное в этом случае, отличается не только быстротой и безошибочностью формирования, но и большой устойчивостью.

Сторонники теории поэтапного формирования умственных действий считают, что исходной формой новых умственных действий являются действия внешние, материальные. Действие, прежде чем стать умственным, максимально обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через ряд переходных состояний.

Е.Л. Белкин, анализируя особенности процесса усвоения согласно теории поэтапного формирования умственных действий, отмечает, что данный путь обучения «…является достаточно эффективным. Однако следует иметь в виду, что условия, при которых учащиеся могут самостоятельно составлять ориентировочную основу того или иного действия, эффективны лишь при дедуктивном методе изложения учебного материала».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: