и его организационно-правовые формы

Малые предприятия (МП) – это не организационно-правовая форма. Термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25 %.

Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих в промышленности и строительстве – не более 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в непроизводственной сфере – 15 человек.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». МП могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 … 70 процентов валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн, а в Японии – 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Существенный вклад малый бизнес вносит в формирование конкурентной среды.

Для современной России развитие малого бизнеса является одним из важнейших условий дальнейшего экономического роста.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых хозяйственным правом?

2. В чем состоят цели участия государства во внешнеторговом обороте?

3. Назовите основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

4.Перечислите мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

5. Поясните сущность понятия малого предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: