МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
УТВЕРЖДАЮ
Декан УК факультета
____________ В.С. Клековкин
Учебно - методическое пособие к курсовой работе и практическим занятиям по дисциплине "Безопасность технологических процессов
и оборудования"
Ижевск
Составители:
Севастьянов Б.В., д.т.н., профессор заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности»,
Николаева Л.С., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности»,
Лисина Е.Б., к.т.н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
Учебно – методическое пособие к курсовой работе и практическим занятиям разработана в соответствии с ГОС ВПО и утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности», 24 января 2010 г. № 7. Пересмотрено на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности», 6 сентября 2013 г. № 1
Учебно-методическое пособие к курсовой работе и практическим занятиям рекомендовано советом УК факультета от 31.10.2013 г. № 2 для использования в учебном процессе для студентов очной формы обучения по направлению 280200.62 «Защита окружающей среды», заочной формы обучения по специальности 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств».
Заведующий кафедрой «БЖД»
д.т.н., профессор __________________ Б.В. Севастьянов
С О Г Л А С О В А Н О:
Председатель учебно-методической комиссии
д.т.н., профессор __________________ Б.В. Севастьянов
Введение
В России проблема обеспечения безопасности промышленного комплекса обострилась к концу XX века в результате децентрализации государственного управления промышленностью, ликвидации отраслевых структур управления в промышленности и развития различных форм собственности.
Ежегодно в России 12-15 тыс. человек становятся инвалидами в результате получения травм на производстве, а на учете ежегодно состоят свыше 220 тыс. человек, получающих пенсии по трудовому увечью и профзаболеваниям. Всего в РФ сейчас 5,9 млн. инвалидов, что составляет 3% населения.
Возникновение крупных аварий, как правило, связано с проявлением нескольких видов причин, которые условно можно разделить на группы:
- отказы (неполадки) оборудования;
- ошибочные действия персонала;
- несовершенство технологии и проекта;
- внешние воздействия природного и техногенного характера.
Производственной безопасностью называется система организационных мероприятий и технических средств, направленных на максимальное снижение вероятности воздействия на работающих опасных производственных факторов и ликвидацию последствий их проявления.
Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1. Осуществление детального анализа (идентификации) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Установление элементов производственной среды, как источников опасности и их оценка по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.
2. Разработка эффективных мер защиты от выявленных опасностей.
3. Разработка эффективных защитных мероприятий при действиях в условиях реализовавшихся опасностей.
4. Осуществление производственного контроля соблюдения требований безопасности.
Производственный процесс - это совокупность действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции.
По своему значению и роли в производстве производственные процессы подразделяются на:
- основные - это технологические процессы, в ходе которых осуществляется изготовление продукции, выпускаемой предприятием, а также происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции;
- вспомогательные - это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов, оборудования), подачу и отключение энергии; их результатом является продукция, используемая на самом предприятии;
- обслуживающие - это процессы, связанные выполнением услуг, необходимых для нормального функционирования как основных, так и вспомогательных процессов (хранение, транспортировка, технический контроль и т.д.).
Цель учебно-методического пособия – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность технологических процессов и оборудование», оформление отчета, а так же обеспечить будущих специалистов необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области производственной безопасности. (+ Курсовая работа)
Курсовая работа - это самостоятельное исследование студента, своего рода научный отчет, проверка научно-методических знаний за пройденный курс обучения.
Курсовая работа демонстрирует умение студентом ставить цель, выделять задачи, формулировать проблемы и находить способы их решения. А приобретенные в ходе работы над курсовой работой умения и навыки излагать свои мысли, окажутся полезными и в будущем - при написании более сложных работ - дипломной или диссертации.
Курсовая работа - это осмысленный научный труд, подтверждающий серьезное отношение студента к исследуемому в работе вопросу, с указанием собственной точки зрения на решаемую проблему.
Курсовая работа, отчеты о практике должны оцениваться по следующим параметрам:
• полнотой охвата решаемой проблемы, глубиной анализа, качеством проектной части и умением грамотно изложить выносимые на защиту материалы;
• своевременностью представления материалов для проверки руководителю, решающему вопрос о допуске к защите или необходимой доработке материалов;
• качеством оформления отчетных или проектных материалов
(материал касаемый практических занятий)
Методические указания к выполнению курсовой работы
Цель курсовой работы
Курсовая работа является заключительным этапом изучения дисциплины «Безопасность технологических процессов и оборудования».
Цель курсовой работы - закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами в ходе теоретических и практических занятий, а также применение этих знаний при решении конкретной задачи.
В процессе выполнения курсовой работы студент учится самостоятельно подбирать, осмысливать и обобщать научную информацию и пользоваться справочной литературой, ГОСТами, санитарными, строительными нормами и т.п.
Курсовая работа позволяет студентам расширить круг дополнительно привлекаемой информации по выбранной теме, а также изучить те разделы курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ознакомительном порядке. Таким образом, студент подготавливается к выполнению более сложной задачи - дипломной работы.






