Первая Благородная истина - «Есть страдание»

Если Вы хотите понять понятие страдания, то вы должны отбро­сить ваш европейский способ рефлексии. Страдание в буддийс­ком смысле имеет онтологический характер. Более того — у вас даже выбора нет — страдать или не страдать. Не только потому,


что в каноне написано: «Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно, есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом — все, со­ставляющее жизнь, есть страдание». Его непременно и обязатель­но испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь есть страдание. Любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.

Страдание является онтологическим фактом потому, что все три базовых качества проявленной жизни: непостоянство (аничча), не­удовлетворительность (дуккха) и бессамостность (анатта) являют­ся признаками страдания.

Аничча показывает динамичность и процессуальность жизни и означает временное, непостоянное, изменчивое. Все, что возникает, подвержено разрушению, рожденное — смерти, оформленное — деформации. Фактически, ничто не остается таковым в течение двух последующих мгновений. Все подвержено безостановочному из­менению. В феноменологическом мире мы можем обнаружить все три фазы возникновения, существования и прекращения. Уже нет того, что может быть воспринято в это мгновение.

Дуккха мы можем перевести как страдание, недовольство, не­удовлетворенность, то, что трудно переносить, и т.д. Страдание про­исходит потому, что все, с чем мы отождествлены в социальном, материальном и духовном Эго, является частью чего-то и само яв­ляется составным. Хотим, не хотим, независимо от того, насколько в нас выражена консервативная тенденция, объект отождествле­ния изменчив и в своей внутренней структуре, и в своих взаимо­связях с окружением. Посмотрите, как меняется ваше тело внутри и как изменяется ваше отношение к нему и отношение к нему со стороны других. В конечном счете, эта вовлеченность в отноше­ния, отождествленность и приносит страдание всему живому.

Анатта означает бессамостность. Если мы ретранслируем это понятие на доступный психологический язык, то это означает, что любой объект нашего отождествления в духовном, социальном или материальном «Я» не является «Я», «Эго», «Субличностью» и т.д. Под анатта подразумевается факт того, что ни в нас самих, ни в ком-либо другом или в групповом сознании ни одна дифферен­циация не является сущностью (сунната) как таковой. Анатта оз­начает не только отсутствие любого фрагмента, дифференциа­ции или уровней целостности «Я», но и то, что посылка о таком существовании ведет ко лжи, к искажению представления чело­века о самом себе.


Именно иллюзия существования «Я» приводит к таким нега­тивным аспектам проявления человеческого, как непримиримость, вражда, непонимание, высокомерие, жадность, гордыня, агрессия и к основной искажающей идее «Я — лучше других».

Основная идея анната — я ничего не имею и я никто.

И в силу того что каждый находится в авидье обладания и отож­дествленности, это непременно порождает страдание и несчастье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: