Этапы становления и развития педагогики

Существуют разные подходы к выявлению этапов становления и развития педагогики.

В отечественной истории педагогики в советское время основными подходами, определявшими периодизацию истории педагогики были классовый и формационный подходы, которые сочетаясь, служили основанием для уточнения, обоснования тех или других особенностей развития культуры, просвещения, образования в рамках определенных формаций (первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм).

В историко-педагогическом знании существенным методологическим основанием выступает культурологический подход. Его значимость вытекает из сути самого понятия культуры, которую можно определить как опыт, накопленный человечеством в процессе его существования (первобытное общество, культура древнего Египта, культура Древнего востока, Античность, средневековье, возрождение (14-15вв), индустриальное общество, постиндустриальное общество).

В настоящее время основанием для периодизации рассматривается цивилизационный подход, который дает возможность привнести социологические предпосылки в оценку развития истории педагогических идей и практики воспитания (рассматриваются первобытная эпоха (с 30-40 тыс.лет назад до 4-3 тыс.до н.э.), древний мир (с 4-3 тыс.до н.э. до 5 в.), средние века (5 – 17 вв.), новое (17-к.19 вв.) и новейшее время (20 в.)).

По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). Существуют различные подходы и к определению периодизации отечественной истории педагогики. В России, например, на рубеже ХIХ—ХХ вв. известный педагог П.Ф.Каптерев определял следующие периоды в развитии отечественной педагогики: церковно-религиозный, государственный, общественный. Такое деление он основывал на преобладающем влиянии на воспитание в разное время той или иной идеологии, общественной силы.

Но в целом история развития педагогической теории и практики строится на общих исторических подходах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: