Цель: закрепить теоретические представления о нормативном регулировании и процессуальном порядке производства показаний на месте; сформировать навыки правильного процессуального оформления хода и результатов проверки показаний на месте
Методические указания к изучению темы
Изучить понятие, цели и задачи проверки показаний на месте. Уяснить отличие данного следственного действия от осмотра места происшествия, следственного эксперимента и допроса.
Изучить стадии производства проверки показаний на месте; содержание подготовки и тактики проведения проверки показаний на месте. Технико-криминалистические средства,применяемые при производстве проверки показаний на месте Применение фото— и видеосъемки. Выяснить психологические особенности проверки показаний на месте.
Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.
Оценка результатов проверки показаний на месте.
Самостоятельное изучение
1.Понятие, цели и задачи проверки показаний на месте.
|
|
2. Отличие проверки показаний на месте от осмотра места происшествия, следственного эксперимента и допроса.
3. Участники проверки показаний на месте, меры обеспечения их безопасности.
4. Стадии производства проверки показаний на месте. Содержание подготовки к производству проверки показаний на месте.
5. Тактика производства проверки показаний на месте.
6. Технико-криминалистические средства, применяемые при производстве проверки показаний на месте.
7. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.
8. Анализ и оценка процесса и результатов проверки показаний на месте.
Задачи
Задача № 1.
По подозрению в изнасиловании и убийстве воспитателя детского сада были задержаны двое молодых людей. После длительного допроса с участием сотрудников оперативных служб они полностью признали свою вину в содеянном и дали показания о месте, времени и обстоятельствах совершения преступления. Отмечая некоторые противоречия в показаниях названных лиц, следователь решил произвести проверку показаний на месте и закрепить полученные результаты при помощи видеосъемки.
Названных лиц в присутствии понятых, сотрудников оперативных служб, специалиста, осуществлявшего видеосъемку, доставили в детский сад, привели к той беседке, где произошло преступление, доставили манекен и предложили показать, кто и какие действия совершал, куда были выброшены вещи потерпевшей и орудия преступления. Когда обвиняемые начали путаться в обстановке места происшествия, последовательности действий и, наконец, не смогли указать, в каком месте были брошены орудия преступления и вещи потерпевшей, следователь прервал названное следственное действие и решил повторить его на следующий день. На следующий день проверка показаний на месте была повторена с участием тех же лиц. «Ошибок» в показаниях больше отмечено не было.
|
|
Оцените основания и процессуальную форму (порядок) производства проверки показаний на месте; доказательственное значение его результатов; необходимость повторного производства данного действия.
Задача № 2.
Гапонов М.А. был задержан по подозрению в краже со склада фирмы «Феникс» На допросе он пояснил, что проник в помещение склада через отверстие размером 40 х 65 см, расположенное в дощатом фронтоне здания на высоте 4 м от земли. Он подробно описал маршрут, которым прибыл к месту кражи, а также способ и приспособления, которые применял для того, чтобы проникнуть на склад через указанное отверстие. Осмотрев здание склада, следователь предложил подозреваемому продемонстрировать действия, с помощью которых он смог проникнуть на склад описанным им способом, и затем оформил результаты протоколом проведения проверки показаний на месте.