Методические рекомендации к проведению звуко-буквенного (фонетического) анализа в начальной школе
Недельнюк В.В., доцент кафедры
педагогики и методики нач.обучения;
Шкляр И.А., к.п.н., доцент кафедры
педагогики и методики нач. обучения
Понятие звуко-буквенного (фонетического) анализа
В методической литературе и в педагогической практике активно используются термины «фонетический разбор» и «звуко – буквенный разбор». Данные термины называют одно и то же понятие [5, 224; 4, 211; 9, 73 – 76;3, 228 и др.].
Согласно «Словарю - справочнику по методике русского языка», «фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т.д.» [3, 228].
Таким образом, фонетический разбор является одним из важнейших методических приемов изучения фонетики родного языка. Он имеет большое значение при повторении, закреплении и обобщении материала по теме «Звуки и буквы», а также при усвоении морфологии, синтаксиса, орфографии, в ходе словообразовательных наблюдений. Систематическое использование звуко – буквенного анализа способствует усвоению учениками произносительных норм русского литературного языка, является важным условием выразительности чтения и правильной устной речи.
|
|
В ходе фонетического анализа учителем решаются следующие специфические задачи:
1. Развивать у школьников фонематический слух.
2. Учить делению слов на слоги.
3. Учить находить ударные и безударные слоги.
4. Выяснять последовательность звуков в слове.
5. Характеризовать звуки (гласные, согласные, гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие).
6. Учить устанавливать соответствие между звуковым и буквенным составом слова.
7. Обозначать звуки буквами.
Содержание и последовательность звуко-буквенного разбора
В методической литературе существует несколько точек зрения на содержание и последовательность фонетического разбора. Рассмотрим некоторые из них.
1. Т.Г.Рамзаева (из кн.: Русский язык. Учеб. для 4 кл. – М.:Дрофа,2008.-С.250-251;Русский язык в нач. кл.: Справочник к учебникам…-М:Дрофа,2000.-С.124-125)
План разбора
Определите:
1. Сколько в слове слогов.
2. На какой слог падает ударение.
3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены.
4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены.
5. Количество звуков и букв в слове.
Образцы разбора
Устный разбор
|
|
Мор/ковь
1. В слове морковь 2 слога.
2. Ударение падает на второй слог: морк’овь
3. Гласные звуки: первый – безударный [a],обозначен буквой о; второй – ударный [o], обозначен буквой о.
4. Согласные звуки:
[м] – звонкий, твердый, обозначен буквой м (эм);
[р] – звонкий, твердый, обозначен буквой р (эр);
[к] – глухой, твердый, обозначен буквой к (ка);
[ф’] – глухой, мягкий, обозначен буквой в (вэ); мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак).
5. В слове морковь 6 звуков, 7 букв. Буква «мягкий знак» звука не обозначает.
Письменный разбор
Мор/ковь – 2 слога;
м – [м] – согл., зв., тв.
о – [a] – гл., безудар.
р – [р] – cогл., зв., тв.
к – [к] – согл., глух., тв.
о – [o] – гл., удар.
в – [ф’] – согл., глух., мягк.
ь – звука не обозначает.
7 букв, 6 звуков.
2. Т.Г.Рамзаева (в пособии «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М.:Просвещение,1987. – С.224)
План разбора
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше – почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Образец разбора
Мальчик
1. В слове 2 слога. Первый слог – ударный.
2. В слове 6 звуков, 7 букв. Мягкий знак звука не обозначает.
3. В слове 2 гласных звука и 4 согласных.
4. [м] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой эм.
[а] – гласный, ударный, обозначен буквой а.
[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой эль.
[ч’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой че.
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой и.
[к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ка.
3. В.А.Шукейло (из пособия «Мой родной русский язык» - СПб.:Знание, 1998. – С.111)
План разбора
1. Количество слогов, ударный слог.
2. Количество звуков, количество букв.
3. Количество гласных звуков.
4. Количество согласных звуков.
5. Характеристика согласных звуков (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие).
6. Несоответствие произношения написанию.
Образец разбора
Конь/ки – 5 звуков ([к],[a],[н’],[к’],[и]), 6 букв (к о н ь к и);
2 гласных звука ([a],[и]), 3 согласных ([к],[н’],[к’]);
[к] – глухой, парный, твердый согласный звук;
[н’] – звонкий, непарный, мягкий согласный звук;
[к’] – глухой, парный, мягкий согласный звук.
Звуков 5, но букв 6, так как ь – показатель мягкости, звука не обозначает.
При сопоставлении представленных выше вариантов звуко – буквенного анализа обнаруживается относительно одинаковая характеристика слова с точки зрения его слоговой структуры и звукового состава. В последнем примере отсутствует характеристика гласных звуков (ударные, безударные). Указанные способы фонетического анализа различаются последовательностью характеристики звуков слова. Так, сначала могут характеризоваться все гласные звуки, потом – согласные (устный разбор в варианте 1).
В каждом из вариантов содержатся примеры характеристики звуков в том порядке, в каком они представлены в слове, независимо от того, гласный звук или согласный.
Попутно возникает вопрос о том, «от чего к чему должен идти ученик»: от звука, его характеристики к обозначению его буквой или от буквы к звуку, который она обозначает, к характеристике звука. Как показывают рассмотренные выше примеры и материал, который будет представлен ниже, сама специфика разбора, его первостепенные задачи, предполагают движение от звука к букве. Также существует мнение, что движение анализа зависит от формы разбора: при устном разборе логично идти от звука к букве, при письменном – наоборот (вариант 1). По нашему мнению, выбор должен зависеть от целей, которые ставит учитель на том или ином этапе обучения, от степени овладения школьниками языковым материалом.
|
|
Таким образом, при проведении фонетического разбора учитель, в первую очередь, обращает внимание на решение для себя двух задач:
1) какой объем сведений включает в себя звуко – буквенный разбор;
2) в какой последовательности лучше представить языковые сведения.
Проблема объема решается с помощью программных требований по каждому классу. К концу обучения в начальной школе ученики должны уметь различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные.
В связи с этим необходимо остановиться на характеристике согласных звуков с точки зрения их парности. В некоторых вариантах эта информация отсутствует (варианты 1 и 2). В 3 варианте указывается на парность по глухости – звонкости. Но уже в период обучения грамоте дети учатся выделять пары согласных звуков не только с учетом их глухости/звонкости, но и твердости/мягкости. Поэтому, характеризуя согласный звук, ученик может дать более полную информацию. Например, звук [м] – согласный, твердый парный, звонкий непарный.
Вопрос о последовательности выполнения звуко–буквенного разбора, на наш взгляд, должен решаться учителем или, при необходимости, методическим объединением учителей начальных классов и учителей-словесников данной школы. За основу могут быть взяты предложенные варианты. Существенным условием при выборе должна стать ориентация на ученика. Последовательность представления тех или иных сведений должна отвечать определенной логике, понятной, в первую очередь, детям.
Способ фиксирования сведений также должен быть понятен детям и отражать информацию полностью. Например, при письменном анализе, установив количество слогов, выделив ударный слог, нужно показать это графически: шко/ла – 2 слога, или шко -ла – 2 слога.
В качестве подготовительного этапа к осуществлению фонетического анализа, а также в качестве самостоятельного вида разбора может выступать звуковой анализ слова. План звукового анализа был детально разработан и обоснован П.С.Жедек [1; 13, 94-97]:
|
|
1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови звук и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
(И т.д. до конца слова)
Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.
Такой звуковой анализ может стать исходной ступенью фонетического анализа. Если добавить в указанный выше план еще один пункт: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор – ученик перейдет от звукового разбора к звуко–буквенному.
В методике существует мнение о том, что звуко-буквенный разбор имеет 2 разновидности: фонетико-графический разбор и фонетико-орфографический [8, 94; 8, 118].
Как отмечает П.С.Жедек, задача фонетико-графического разбора заключается в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой принцип русской графики [8, 119]. Фонетико-графический разбор включает рассмотренный выше звуковой анализ, дополненный этапом обозначения каждого звука буквой. Данный разбор предполагает ход анализа от звука к букве.
Для характеристики звуков П.С.Жедек предлагает следующие условные обозначения:
гласный звук
согласный, твердый, глухой
согласный, мягкий, глухой
согласный, твердый, звонкий
согласный, мягкий, звонкий
По мнению автора, использование условного значка позволяет экономить время на уроке и место в тетрадях учеников.
Примеры фонетико- графического разбора (по П.С. Жедек):
семь мо ю друзья
Как указано выше, рядом с транскрипцией помещается условный значок, характеризующий звук. Справа от условного значка записывается буква, которая обозначает звук (или звуки). После проведённой работы учителю уместно задать вопрос, сколько в слове звуков и букв, поскольку сама запись дает нужный ответ.
Запись сопровождается устным комментированием, например:
- Произношу слово: [c’эм’]. В слове один слог. Ищу первый звук: [c’c’c’эм’]. Звук [c’] – согласный, глухой, мягкий. Обозначаю двумя чертами. Ищу следующий звук: [c’эээм’]. Звук [э] – гласный, обозначаю кружком. Ищу третий звук: [c’эм’м’м’]. Звук [м’] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаю двумя чертами со «звоночком». Проверяю, получилось ли слово. (Ученик проводит указкой вдоль схемы и читает: [c’эм’].)
Первый звук [c’] обозначаю буквой «эс», второй – гласный [э] – обозначаю буквой «е», так как гласный находится после мягкого согласного. Последний звук [м’] обозначаю буквами «эм» и «мягким знаком», так как мягкость согласного на конце слова передается с помощью мягкого знака.
Другой разновидностью звуко-буквенного разбора (по П.С.Жедек) является фонетико-орфографический разбор. Его цель – развитие орфографической зоркости учащихся, усвоение правил правописания. Отличительные особенности фонетико-орфографического разбора следующие: 1) анализ осуществляется от звука к букве, а не наоборот; 2) при характеристике звука указываются не только общепринятые признаки, но и позиция звука в данной словоформе; 3) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, объясняется способ решения орфографической задачи.
В качестве примера предлагаем фонетико-орфографический анализ слова «чашка» (устные рассуждения):
Слово [ч’ашка]. В нем 2 слога: [ч’a-шка].[Ч’aшка] – первый слог ударный.
Ищу звуки:
[ч’ч’ч’aшка]: [ч’] – согласный, мягкий, глухой, непарный перед гласным – позиция сильная, обозначается буквой «че».
[ч’aaaшка]: [a] – гласный под ударением – позиция сильная, но орфограмма, так как гласный после непарного по твердости – мягкости согласного шипящего; буква «а» - по правилу «ча – ща пишется с а».
[ч’aшшшка]: [ш] – согласный, твердый, глухой, парный перед парным (не [p], [л], [м], [н], [в]), может быть обозначен буквами ш и ж, ставлю вопрос, это орфограмма.
[ч’aшккка]: [к] – согласный, твердый, глухой, парный перед гласным – сильная позиция, можно обозначить буквой к.
[ч’aшкааа]: [a] – гласный безударный – позиция слабая, сразу писать букву нельзя, ставлю вопрос.
Ищу буквы-орфограммы. Первая – в корне. Подбираю однокоренное слово, чтобы согласный в этом корне был перед гласным – «чашечка». Значит, нужно писать букву «ша». Последняя орфограмма – в окончании. Слово «чашка» - существительное 1 склонения. Подбираю слово 1 склонения с ударным окончанием: «рук`а». Значит пишется буква «а». (В последнем случае также могла быть ссылка на 1 склонение, без проверки).
Рассуждая, ученик оформляет запись:
перед гласным – ч
под ударением после непарного по тв.-м. согласного шипящего -? (ча – ща) – а
[ш] перед согласным (не р, л, м, н, в) -? чаш ечка - ш
[к] перед гласным - к
безударный -? рук а – а
С опорой на материал статьи Н.Н.Алгазиной и М.Р.Львова об опознавательных признаках орфограмм З.Х.Имамова предлагает еще один подход к осуществлению фонетико-орфографического разбора [2, 35-38]. Автор, вслед за М.Р.Львовым, отмечает, что школьник не может (и не должен!) проверять каждую букву в слове. Для того чтобы сделать действия ученика более рациональными, достаточно обратить внимание на орфограммы. Для письменного разбора автор вводит следующие условные обозначения:
ПМ – парный мягкий согласный;
ПТВ – парный твердый согласный;
НМ – непарный мягкий согласный;
НТВ – непарный твердый согласный;
ПЗВ – парный звонкий согласный;
ПГЛ – парный глухой согласный;
НЗВ – непарный звонкий согласный;
НГЛ – непарный глухой согласный.
Ниже на примере слова «шубка» рассмотрим последовательность фонетико-орфографического разбора и письменную фиксацию выполняемых действий.
Последовательность действий:
1. Записываем транскрипцию с большим интервалом между звуками.
2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.
3. Подчеркиваем звуки в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением.
Подчеркивая звуки, объясняем:
[у] – под ударением; [ш] – перед гласным; [к] – перед гласным.
4. Оставшимся звукам [п], [a] дается подробная характеристика.
5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой строчке после характеристики.
Запись
[ шу п к а ] 2 слога
↓ ↓
согл., гл.,
ПГЛ, перед ПГЛ, рук а - а
шуба, - б
ш у б к а
Содержание приведенных вариантов фонетико-орфографического разбора показывает, что их осуществление возможно при наличии у детей понятия «орфограмма», ученики должны знать и указывать признаки орфограмм, знать сильные и слабые позиции фонем и уметь их определять. В полной мере данные сведения представлены в учебниках В.В.Репкина (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Считаем, что все рассмотренные варианты фонетического анализа могут быть использованы в начальной школе.
Проблема отбора слов для фонетического анализа
Эффективность овладения фонетическим анализом во многом определяется систематическим его использованием на уроке. В связи с этим у учителя возникает вопрос: «Какое слово лучше всего использовать?» Безусловно, выбор слова не должен быть хаотичным. Во-первых, необходимо учитывать специфику звукового состава слова. Во-вторых, следует соотносить выбор с уровнем усвоения детьми материала по фонетике и графике. В-третьих, нужно не забывать о связи с изучаемой темой. Например, при рассмотрении темы «Безударные гласные в корне» целесообразно предлагать для фонетического анализа слова с указанной орфограммой.
В действующих программах по русскому языку для начальной школы, как правило, не устанавливаются требования к отбору слов для звуко- буквенного разбора. (В программе Т.Г.Рамзаевой указаны типичные слова, которые целесообразно использовать в том или ином классе.)
Наиболее подробно вопрос об отборе слов для звукового анализа рассмотрен П.С.Жедек [8, 91-93]. Данный подход может быть учтен и при выборе материала для звуко-буквенного разбора. В основу авторской позиции положены фонематические особенности слов. П.С.Жедек отмечает, что все слова русского языка можно разделить на 3 группы:
1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сон, май, шмель, ель ит.п.
К этой группе условно относятся: а) двусложные слова со звуком [у] в безударном (предударном) слоге: рука, круги, тюльпан и т.п.; б) двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: краны, горы и т.п.
2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих с сильными позициями тех же фонем: страна, сок, лиса и т. п.
Т.е. звуковая и буквенная формы этих слов совпадают.
3. Слова, имеющие в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: ду б, пир о жок, сн еж ки, топ о ль и т.п.
Среди слов 3 группы П.С.Жедек выделяет слова, которые не следует брать для фонетического анализа в начальной школе. К ним относятся двусложные слова с ударением на первом слоге, типа [в’э ч’ьр], [то пъл’]. В таких словах имеется очень краткий гласный, который, по мнению автора, не является вполне доступным для вычленения. Тем не менее, среди двусложных слов с ударением на первом слоге можно предлагать для анализа слова, которые во втором слоге имеют фонему [у] или [и]: окунь, дети и т.п. При выборе трехсложных слов необходимо обратить внимание на то, чтобы во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находились фонемы [и] или [у]: интерес, уголёк и т.п.
Автор делает особое замечание относительно выбора слов с так называемыми «йотированными гласными». Данные слова необходимо использовать с целью фонетического анализа, поскольку звук [й’] легко вычленяется из любой позиции.
Школьная практика показывает, что в 1 классе для анализа целесообразно отбирать слова из 1 и 2 групп. Начиная со 2 класса, следует вводить слова из 3 группы. Что касается ограничений при выборе слов из 3 группы, то они не всегда соблюдаются составителями учебников.
Таким образом, выбор слов для фонетического анализа должен иметь обоснованный характер. Существенными критериями отбора являются: 1) фонетические особенности слов; 2) уровень владения учащимися материалом по фонетике и графике; 3) связь с изучаемой темой.
Ниже предлагаем возможные для фонетического анализа слова. Данный материал взят из текстов действующих учебников по русскому языку для начальной школы и распределен в три группы согласно позиции П.С.Жедек.
1 группа
Буквы; воздух; вол; волны; (видел) вьюгу; (сильные) грозы; два; день; дом; дым; ел; ель; (большие) жуки; зал; ивы; корм; коршун; луна; львы; (наши) мамы; май; мел; мель; мир; мой; музей; (пшеничная) мука; (крупные) осы; пурга; рука; ручей; рысь; твой; тень; тигры; туман; туристы; удар; холм; хор; шумел; юла.
2 группа
Аист; апрель; взмахнуть, взмахнул; вихрь; волк; вьют; глаза; журавли; здесь; игра; красивый; крепкую (дружбу); кричат; ландыш; лиса; лужайки; март; народный; нефть; пальто; паучки; (слышу) песню; пингвин; письмо; привет; расти; сады; свиристель; сеют; синицы; стакан; старик; стихи; страна; съест (рыбу); удирать; хвост; яркий (свет).
3 группа
Автобус; арбуз; бежишь, бегут, бежит; блестеть; боец; бугорок, бугорки; взглянуть; везде; везти, вез; веселый; вокруг; вода; вопрос, вопросы; вперед; всегда; всего; вставать, встаю, встаешь, встает; высоко; вышина, (в) вышине; глубоко; глядеть, глядел; (несколько) глотков; декабрь; детский, детскую; дрозд, дрозды; дружили; его, ему; енот; желтеть, желтели; (к) животным; жильё; заяц; здравствуй; известный; интерес; интересный; книжки; когти; комбайн; кошачьи (повадки); кувшин; легкий; легко; (из) лесов; летать, летают; медведь; морковь; мороз; муравей, муравьи; нести, несет; ночную (песню); ноябрь; однажды; океан; окрестный (лес); октябрь; отряд; охотничьи (собаки); (допустить) ошибку; (взял) пиявку; повадки; пою, поешь, поет; помощник; портфель; поход; принести; пролезть; рожь; сбежать; свою (песню); семья; сентябрь; снег, (заметает) снежком; сосновый (бор); спешить, спешит, спешишь; (большеглазые) стрекозы; счастливый; съезд; тепло; тетрадь; тишина; трава; тяжелый; ученик; февраль; хищник; цветы; человек; широко; январь.