Сроки и место проведения учебной практики

5.1. Сроки практики устанавливаются в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса на текущий учебный год. Продолжительность учебной практики – 2 недели (см.табл.1).

Сроки и место прохождения практики указываются в направлении, которое необходимо получить в деканате перед убытием на практику.

В случае невозможности прохождения практики в установленные сроки, распоряжением декана по заявлению студента, согласованному с заведующим кафедрой менеджмента сроки прохождения практики могут быть перенесены (п. 3.3 положения о практике студентов).

Таблица 1. – Сроки проведения и продолжительность практики

Очная форма обучения (4 года)
Вид практики Количество недель Количество з.е. Сроки прохождения
1) Учебная практика 2 недели 3 з.е. 6 семестр III курса
2) Производственная практика 4 недели 6 з.е. 8 семестр IV курса
Заочная форма обучения (5 лет)
Вид практики Количество недель Количество з.е. Сроки прохождения
1) Учебная практика 2 недели 3 з.е. 8 семестр IV курса
2) Производственная рактика 4 недели 6 з.е. 10 семестр V курса

5.2. Местом проведения практики являются предприятия, учреждения и организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные и муниципальные), органы государственного и муниципального управления, структуры, в которых практиканты являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело, а также кафедры, научная лаборатория и другие структурные подразделения института, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Студенты имеют право самостоятельно найти место прохождения практики проходить практику по месту работы. В случае самостоятельного выбора организации для прохождения практики или прохождения ее по месту работы обучающийся обязан не позднее, чем за месяц до ее начала, представить в деканат письменное заявление о месте прохождения практики.

6. Структура и содержание учебной практики

6.1. Структура учебной практики.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы (108 час). Основные этапы учебной практики, основные виды работ и трудоемкость в часах представлены в таблице 2.

Таблица 2.- Этапы учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики. Виды работ Трудоемкость Форма контроля
1. Подготовительный этап: 2 часа: Внесение соответствующих записей в календарный план. Беседа с руководителем практики от института
1.1 Согласование места прохождения практики. Получение направления на практику. Организационное собрание.   1,5 часа
1.2 Разработка календарного плана практики 0,5 часа
2. Учебно-производственный этап: 102 часа: Беседа с руководителем практики от предприятия. Внесение соответствующих записей в дневник практики и отчет.
2.1 Прибытие в организацию. Вводный инструктаж. 2 часа
2.2 Выполнение программы практики (см.п.6.2.) 90 часов
2.3 Обработка, систематизация и анализ собранного фактического материала 10 часов
3. Подготовка и представление результатов практики: 4 часа Внесение соответствующих записей в отчет о практике Зачет
3.1 Оформление отчета по практике 3,5 часа
3.2 Защита отчета 0,5 часа
Итого: 108ч.  

6.2. Содержание учебной практики.

Содержание учебной практики соотносится со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент: организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская и направлено на изучение и анализ особенностей и основных направлений деятельности управления в соответствии с программой практики:

1. Общая характеристика предприятия:

1.1.Организационно-правовая форма предприятия и ее основные характеристики;

1.2. Форма собственности предприятия и ее основные характеристики.

2. Система управления организацией и ее основные элементы:

2.1. Система управления организацией, основные элементы системы;

2.2. Цели и задачи управления;

2.3. Общие принципы и методы управления;

2.4. Основные функции подсистем системы управления;

2.5. Технология управления;

2.6. Оптимизация и совершенствование системы управления.

3. Планирование и контроль работы организации:

3.1. Виды, элементы и функции планирования;

3.2. Периоды времени, методы, структура и порядок осуществления (регламент) планирования;

3.3. Организация ведения учета. Виды учета.

4. Организация работы:

4.1. Тип организационной структуры, ее преимущества и недостатки;

4.2. Состав структурных подразделений организации, состав выполняемых ими функций (работ);

4.3. Порядок распределения обязанностей между работниками.

5. Управление персоналом:

5.1. Система оплаты и премирования труда в организации;

5.2. Система стимулирования персонала;

5.3. Система подготовки персонала для организации;

5.4. Система обучения персонала в организации (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.);

5.5. Методы оценки персонала (аттестация, контроллинг и др.);

5.6. Значимость командной работы в организации. Требования к группе, претендующей на роль команды. Рекомендации по формированию команд.

5.7. Деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации.

5.8. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом.

6. Управление маркетингом:

6.1. Организация службы маркетинга;

6.2. Товарная политика;

6.3. Ценовая политика;

6.4. Политика распределения продукции;

6.5. Политика стимулирования сбыта.

7. Управление финансами:

7.1. Имущественное положение организации (внеоборотные и оборотные активы и источники их формирования);

7.2. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;

7.3. Деловая активность, прибыль и рентабельность организации;

7.4. Финансовая структура организации. Система финансового контроля и управления деятельностью.

8. Операционное управление:

8.1. Управление производством;

8.2. Управление запасами;

8.3. Управление качеством.

9. Стратегическое управление:

9.1. Миссия и цели организации;

9.2. Характеристика основных сильных и слабых сторон организации;

9.3. Характеристика основных возможностей и угроз со стороны внешней среды организации;

9.4. SWOT – анализ, PEST – анализ и прочие портфельные матрицы и методы интеллектуального прогнозирования и стратегического управления.

9.5. Бизнес – планирование.

10. Информационно – аналитическое обеспечение управления:

10.1. Информация в системе управления.

10.2. Наличие современных технических средств обеспечения системы управления.

6.3. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы руководитель практики от института может составить индивидуальную программу и соответствующий ей календарный план прохождения практики, учитывающий возможность:

- осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию);

- участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

- выступить с докладом на конференции.

7. Порядок направления студентов на учебную практику

7.1. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», учебная практика осуществляется на основе договоров между институтом и организациями, осуществляющими деятельность по соответствующему профилю.

7.2. Каждому обучающемуся на период прохождения практики заведующим кафедрой менеджмента назначается руководитель практики от института.

7.3. На подготовительном этапе практики студент совместно с руководителем практики от института составляет календарный план прохождения практики в соответствии с программой (см.п.6.2.) и учетом места ее прохождения.

Календарный план составляется для каждого студента отдельно применительно к конкретным условиям работы и включает наименование работ и индивидуальных заданий, которые надлежит выполнить студенту и сроки их выполнения (см. приложение 1).

С учетом содержания научной и исследовательской работы студента руководитель практики от института может составить индивидуальную программу и соответствующий ей календарный план прохождения практики (см.п.6.3).

7.4. В период прохождения практики руководитель от института консультирует студента по всем вопросам ее организации и проведения; оказывает методическую помощь при выполнении индивидуальных заданий, сборе материалов и составлении отчета о практике; представляет интересы студента перед руководством организации, в которой студент проходит практику.

8. Обязанности студентов в период прохождения практики

8.1. Перед убытием к месту прохождения практики студент должен ознакомиться с программой практики, изучить рекомендуемую справочную и специальную литературу, проконсультироваться у руководителя практики.

8.2. С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

8.3. В период прохождения практики каждый студент ведет дневник (см. приложение 2), в котором ежедневно фиксирует выполняемую им работу, указывая занимаемую при этом должность.

8.4. В период прохождения практики студент обязан:

– своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

– проявлять высокую организованность, строго выполнять правила внутреннего трудового распорядка, установленного в организации, соблюдать трудовую и служебную дисциплину;

- ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;

– выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок;

- четко и своевременно выполнять задания и работы, предусмотренные календарным планом практики и индивидуальным заданием;

-участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры;

-проводить необходимые исследования, наблюдения и сбор материалов для написания докладов и сообщений на студенческих научно-практических конференциях;

-научиться применять на практике полученные знания по базовым и профессиональным дисциплинам;

-к окончанию практики уметь выполнять обязанности менеджеров низшего звена управления;

- осуществить сбор и анализ фактических (текстовых, цифровых, табличных, графических и др.) материалов, необходимых для подготовки отчета о практике;

-подготовить письменный отчет о прохождении практики в соответствии с выданным заданием;

-получить от руководителя практики по месту ее прохождения отзыв о своей работе, заверенный печатью;

-в установленный срок прибыть на кафедру и защитить отчет о практике.

8.5. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время распоряжением декана по заявлению студента, согласованному с заведующим кафедрой.

Студенты, не прошедшие без уважительных причин учебную практику, могут быть отчислены из института в установленном порядке как имеющие академическую задолженность.

9. Оформление результатов учебной практики

9.1. В последний день практики студент представляет руководителю практики от института следующие документы:

9.1.1. Отчет о практике (титульный лист отчета представлен в приложении 3) объемом 10–15 машинописных страниц, в котором находят отражение следующие вопросы: место прохождения и длительность практики; описание проделанной работы в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями руководителя;

9.1.2. Календарный план прохождения практики, подписанный руководителем практики от института с отметками о выполнении всех предусмотренных видов работ и заданий;

9.1.3. Дневник прохождения учебной практики, подписанный студентом с указанием краткого содержания выполненной работы и места работы (замещаемой должности);

9.1.4. Отзыв-характеристику по итогам практики, заверенный подписью руководителя и печатью организации, на базе которой осуществлялось прохождение учебной практики. В характеристике отражается умение студента применять полученные в период обучения теоретические знания, объем выполнения программы практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке студента, оценка работы студента-практиканта в целом (см. приложение 4);

9.1.5. Договор между организацией - базой практики и институтом.

9.1.6. Иные документы организации, полученные студентом в период прохождения практики. В этих документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также иных сведений, не относящихся к предмету изучения и не входящих в программу практики студентов.

9.2. Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

10. Форма и критерии аттестации по итогам учебной практики

10.1. Организация защиты результатов практики.

Руководитель практики от института организует прием зачетов по практике в последний день практики.

10.2. Аттестация по итогам практики.

Форма аттестации – дифференцированный зачет. Аттестация производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального задания, оформленного в форме отчета.

При защите отчета по практике учитывается:

- объем выполнения программы практики;

- правильность оформления всех предусмотренных документов;

- содержание отзыва-характеристики, выданного организацией – базой практики;

- умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы руководителя практики.

По итогам защиты выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке студента.

10.3. Критерии дифференцированной оценки по итогам учебной практики:

- оценка «отлично» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента оформленные в соответствии с требованиями отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отличную характеристику (отзыв) от руководителя предприятия – базы практики; изложил в отчете в полном объеме вопросы по всем разделам практики; во время защиты отчета правильно ответил на все вопросы руководителя практики от института.

- оценка «хорошо» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отличную характеристику (отзыв) от руководителя предприятия – базы практики; в отчете в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; но получил незначительные замечания по оформлению отчетных документов по практике или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от института;

- оценка «удовлетворительно» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; но получил существенные замечания по оформлению отчетных документов по практике или в отчете не в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от института;

- оценка «неудовлетворительно» - выставляется студенту, отсутствующему на закрепленном рабочем месте базы практики или не выполнившему программу практики, или получившему отрицательный отзыв о работе, или ответившему неверно на вопросы преподавателя при защите отчета.

10.4. Оценка (зачет) по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

10.5. Хранение материалов практики.

10.1. Материалы практики (договор, отчет, дневник, отзыв - характеристика, календарный план) в течение трех дней после ее защиты передаются руководителем практики по согласованию с заведующим кафедрой менеджмента в архив по описи.

10.2. Руководитель практики в течение трех дней после ее защиты должен представить заведующему кафедрой отчет об итогах прохождения практики студентами по установленной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: