Институт №4 «Менеджмента, экономики и социальных технологий»
Кафедра «Экономика»
Доклад на тему: «Методы отбора персонала»
Подготовила: Лихачева Анастасия
Группа: 6ЭКА – 241
Руководитель: Федотова А.В.
Москва 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Принципы и критерии отбора персонала…………………………………4
2. Методы отбора персонала…………………………………………………6
3. Оценка эффективности отбора персонала………………………………13
Заключение……………………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема отбора персонала в организациях и на предприятиях является одной из наиболее актуальных проблем. В условиях рыночной конкуренции достижение долгосрочных и краткосрочных целей, поставленных фирмой, во многом зависит от эффективности работы его сотрудников.
Отбор персонала не только обеспечивает режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации. Качество персонала является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономическое положение фирмы на рынке. В связи с этим, отбор персонала является одной из центральных задач любой организации.
В настоящее время организации перешли к активным методам поиска и вербовки персонала, стремясь привлечь в организацию как можно больше соискателей, наиболее полно удовлетворяющих поставленным требованиям. Следует отметить повышение эффективности и надежности процедуры отбора за счет проведения проверки деловых и личных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах отбора персонала. Одновременно применяют объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатов необходимыми профессиональными знаниями.
На сегодняшний день единого метода отбора персонала не существует и организация должна владеть всем набором приемов и методов для привлечения кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи. В данной работе рассмотрены основные методы отбора персонала и оценка эффективности отбора персонала.
1. Принципы и критерии отбора персонала.
Отбор персонала – процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендента с целью установления его пригодности к выполнению обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого. Существует и другое определение понятия «отбора персонала». Отбор персонала – это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Стратегия отбора предполагает решение двух групп проблем: кого выбирать и какими методами это делать.
Вопрос о том, кого выбирать, решается, исходя из характеристик должности (рабочего места) как в настоящий момент, так и в перспективе. Ключевым моментом здесь является уровень требований к претендентам в отношении этих характеристик (высокий, средний, низкий).
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
• ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных, а наиболее подходящих кандидатов для данной должности. Отбор прекращается, если несколько человек не удовлетворяют предъявленным требованиям, что, скорее всего, свидетельствует о том, что эти требования завышены и нуждаются в пересмотре;
• отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребности в них нет;
• обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);
• ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место.
Основными критериями отбора считаются:образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы:непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (не все необходимые качества возможно точно определить).
Если говорить о методах отбора кандидатов, то существуют следующие четыре стратегических подхода:
1. Отбор на основе документов (автобиографий, характеристик, резюме, рекомендаций, свидетельств об образовании и пр.).
2. Отбор на основе профессионального, медицинского или психологического тестирования.
3. Отбор на основе собеседования.
4. Отбор на основе специальных процедур в «центрах оценки персонала».
Рассмотрим методы отбора персонала подробно.
Методы отбора персонала.