Методы социологического исследования

При проведении социологических исследований используются следующие методы исследований: а) методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); б) методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т. д.); в) методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический и др.).

Метод социологического опроса – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают до 90 % всей информации. В каждом случае опрос предопределяет обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса которые не поддаются вообще прямому наблюдению. Опрос незаменим когда речь идет об исследовании тех сторон общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза. Существуют две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме оно может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей очно или заочно. Наиболее распространенные формы заочного опроса – почтовый опрос, через газеты и журналы. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым («лицом к лицу») или по телефону, свободным или стандартизованным.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и индивидуальные (экспертные). При массовом опросе основным источником информации выступают представители разных социальных и возрастных групп. Участников массовых опросов принято называть респондентами. При экспертных опросах главным источником информации выступают компетентные лица – профессионалы в своей сфере деятельности. Поэтому такие опросы часто называют экспертными оценками.

С помощью оперативных опросов определяют отношению людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только, что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических компаний.

Метод социологического наблюдения – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Оно бывает научным (доказывается на практике) и обыденным, включенным (т. е. изучение социальной группы «изнутри») и не включенным (т. е. исследователь не вмешивается в сам процесс). Наблюдение может активно применяться при изучении степени активности населения на собраниях, митингах и т. д.

Метод анализа документов – использование и изучение документов для проверки гипотез. Этот метод позволяет изучать настоящее с помощью прошедших событий в обществе. Например, метод позволяет осуществить сбор данных при изучении автобиографий, художественных произведений.

Контент-анализ – сбор информации посредством средств массовой печати.

Эксперимент – сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Он бывает лабораторный и полевой. Отличительный признак этого метода – создание контролируемой ситуации. Этот метод используется при исследовании лидерства и поведенческих моделей сотрудничества и конкуренции.

Тестирование – выполнение стандартизованного задания, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тестирование часто применяется при сдаче экзаменов и при приеме на работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: