Социально-психологическая организация групп

РОЛЬ – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы. С ролью связаны ожидания. Осознав свою роль, необходимо оправдывать ожидания. В противном случае – наложение санкций: сначала – косые взгляды, затем – шутки, остроты. Психологические роли сопровождают человека в любой ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности. Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Основной направляющий механизм поведения человека – его жизненная позиция – ценностное отношение к разным социально значимым явлениям.

Типы социальных ролей:

1. Институциональные.

2. Конвенциональные.

3. Межличностные.

Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

СТАТУС – положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе [Т. Шибутани].

Сравнение руководителя и лидера представлено в таблице 13.

Таблица 13 – Сравнение руководителя и лидера

Руководитель Лидер
Обеспечивает жизнедеятельность группы и несет ответственность за достижение ее целей. Регуляция неофициальных межличностных отношений, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей.
Назначается официально, извне; ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Выдвигается «снизу»
Должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптация к изменяющимся условиям, коммуникативная культура. Обладает высоко оцениваемыми психическими качествами. Нередко лидер становится им не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Стили руководства [Р.С. Немов]:

1. Авторитарный стиль.

2. Демократический стиль.

3. Либеральный стиль.

На практике самым удачным является не один какой-то из перечисленных стиль, а комбинированный, когда руководитель меняет стиль поведения в зависимости от ситуации.

Таблица 14 – Стили руководства

Стиль руководства Авторитарный Демократический Либеральный
Контроль Максимум Максимум Минимум
Демократия Минимум Максимум Максимум

Для членов группы характерно конформное поведение.

КОНФОРМИЗМ — это изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы [Д. Майерс].

Разновидности конформизма [Д. Майерс]:

· Уступчивость (внешний конформизм): человек уступает требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания.

· Одобрение (внутренний конформизм): человек сам искренне верит в то, что его вынуждает делать группа.

От собственно конформного следует отличать такое, при котором человек, не имея установившегося собственного мнения или сомневаясь в его правильности, бессознательно и невольно встает на точку зрения большинства окружающих людей. Такое поведение, внешне напоминающее конформное, может сыграть положительную роль. Оно способствует становлению индивидуальной позиции и исправлению ошибок, так как часто оказывается, что истина на стороне большинства.

Социализация

Социализация – это вхождение человека в социальную среду. С одной стороны, это усвоение, воспроизведение системы ролей, ценностей, с другой стороны – воздействие человеком на социальную среду. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта [Н.В. Бордовская].

Факторы социализации [А.В. Мудрик]:

· Макрофакторы (космос, страна, государство).

· Мезофакторы (этнос, тип поселения).

· Микрофакторы (институты социализации, где человек взаимодействует).

Основные институты социализации — семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.

Социально-психологические механизмы социализации:

· Идентификация.

· Подражание.

· Внушение.

· Конформизм.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением в структуре личности.

Психологические кризисы возникают на границе между стабильными периодами развития, обозначая конец одного переходного периода и начало другого. Особенности психического развития, по Э. Эриксону, отражены в таблице 15.

Таблица 15 – Особенности психического развития согласно теории психосоциального развития Э. Эриксона [Э.Элкинд]

Возраст Преобладающая потребность Благоприятный исход кризиса Неблагоприятный исход кризиса
До 18 мес Безопасность (биологическая) Формирование доверчивости к окружающему миру Подозрительность ко всему, недоверие
1,5 — 3 4 г Независимость от взрослых Чувство автономии Стыд, сомнение в себе, страх потерять контроль над собой
4 — 5 л Познание (активное) Инициативность Вина за свою любознательность
6 — 11 л Изобретательность Работоспособность, трудолюбие Неполноценность
12 — 18 л Социальное взаимодействие Идентичность с окружающими людьми, образом Спутанность ролей
19 — 25 л Доверие, интимное взаимодействие Близкие отношения Изоляция от общества, замыкание на себе
25 — 50 л Творчество, самореализация Генеративность, чувство сохранения рода Застой личности
50 - … Гармония, цельность существования с миром Цельность личности Отчаяние

Стадии социализации:

· Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста).

· Стадия индивидуализации (подростковый – ранний юношеский возраст).

· Стадия интеграции.

· Трудовая стадия (весь период зрелости, трудовая деятельность).

· Послетрудовая стадия (пожилой возраст).

КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ –непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития [Э.Ф. Зеер].

Таблица 16 – Психологические особенности кризисов профессионального становления [Э.Ф. Зеер]

Название кризиса Возраст (стадия социализации) Конструктивный выход Деструктивный выход
Кризис учебно-профессиональной ориентации Стадия формирования профессиональных намерений (16-17 лет). Выбор профессии Отсутствие профессионального самоопределения
Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора Первый и последний годы профессионального обучения Дополнительное образование Нежелание работать
Кризис профессиональных экспектаций (несоответствие профессиональной действительности ожиданиям). Молодой специалист Активизация производственных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы Увольнение, смена специальности, неадекватное, некачественное выполнение профессиональных функций.
Кризис профессионального роста Завершающая стадия первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. Сверхнормативная профессиональная активность Увольнение, смена профессии
Кризис профессиональной карьеры Стадия вторичной профессионализации. Освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность Увольнение
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (кризис нереализованных возможностей) Стадия вторичной профессионализации. Новаторство, изобретательство, социальная и профессиональная активность. Противоправные действия, алкоголизм, депрессия, развитие профессиональных деформаций.
Кризис утраты профессии Послетрудовая стадия социализации Усвоение новой социальной роли и норм поведения Отсутствие каких-либо интересов

Конфликты

КОНФЛИКТ (лат. Conflictus – столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия [С.Ю. Головин]. Суть конфликта – противоборство субъектов из-за осуществления противоположных интересов, целей, ценностей и т.п.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая [С.Ю. Головин]:

1. Либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

2. Либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях.

3. Либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены («способствующие конфликту») – слова, действия / бездействия, могущие привести к конфликту.

Типы конфликтогенов [А.В. Морозов]:

· Стремление к превосходству.

· Проявление агрессивности.

· Проявление эгоизма.

Общее для всех типов – проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).

Таблица 17 - Функции конфликта [Е.В. Буртовая]

Позитивные функции Негативные функции
Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций субъектов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности она отстаивает. Иными словами – получение новой информации об оппоненте. Ухудшение социально-психологического климата между конфликтующими сторонами.
Сплочение группы, организации при противобор-стве с внешним врагом. Возникновение, развитие, разрешение конфликта сплачивает людей – поиск сторонников, единомышленников. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
Стимулирование адаптации к изменяющейся среде. Конфликты – гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между агентами.
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление отношений

Виды конфликтов [Н.И. Леонов; М. Мескон]:

· Конструктивные.

· Деструктивные.

· Реалистические (предметные).

· Нереалистические (беспредметные).

· Внутриличностный. Возможны три варианта:

1. Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, равных по привлекательности, но взаимоисключающих друг друга.

2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол – меньшее).

3. Подобный выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к негативным последствиям.

· Межличностный конфликт.

· Конфликт между личностью и группой.

· Межгрупповой конфликт.

Межличностные стили разрешения конфликтов [М.Х. Мескон]:

1. Настойчивость (принуждение) – человек пытается заставить принять свою точку зрения во чтобы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. При этом он просто игнорирует ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо он просто не задумывается над этим. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Этот стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Недостаток – подавление инициативы подчиненных.

2. Уход (уклонение) – человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если нет условий продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Стратегия эффективна и в случае нереалистических конфликтов.

3. Приспособление (уступчивость) – отказ человека от собственных интересов, готовность пойти на встречу другому человеку. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

4. Компромисс – принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, т.к. позволяет относительно быстро решить конфликт. Однако со временем могут проявиться последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», а также конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, т.к. проблема не была решена до конца.

5. Сотрудничество (решение проблемы). Основа – убежденность участников в том, что расхождение во взглядах – неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что – нет. Участники признают право друг друга ан собственное мнение и готовы его понять, что помогает найти приемлемый для всех выход: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Конструктивное разрешение конфликта – благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность.

Деструктивное разрешение конфликта — неблагоприятный исход для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность, заслуживающую уважения и признания. В конфликте главное – умение видеть другого.

Общие рекомендации по управлению конфликтами [А.В. Морозов]:

1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:

· Возникновение разногласий.

· Возрастание напряжения в отношениях.

· Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.

· Собственно конфликтное взаимодействие, использование разных межличностных стилей разрешения конфликтов.

· Исход (разрешение) конфликта.

2. Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут сформулировать главную причину конфликта.

3. Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только раз. позиции, но и стоящие за ними интересы.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция – это то, на чем мы настаиваем. Наши интересы – это наши желания и заботы. Именно в них – ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и проблемой. Поставьте себя на место оппонента. «Ваша проблема – не вина других». Будьте жестоки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и не предвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всем.

8. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта.

Выводы

У малой группы есть цели, общая деятельность. Каждый член группы обладает статусом и играет какую-либо роль. На практике наиболее оптимальным является сочетание всех стилей руководства. Для членов группы характерно конформное поведение. В процессе жизни человек проходит этапы социализации через ее институты, переживая как кризисы возрастного развития, так и профессионального становления. В малых группах могут возникать конфликты, выполняющие как позитивные, так и негативные функции.

Вопросы для самопроверки

1. Членом каких малых групп Вы являетесь?

2. Классифицируйте Вашу студенческую группу как малую группу по разным критериям.

3. На каком этапе социализации Вы находитесь?

4. Какие роли Вы исполняете в жизни?

5. Какой стиль разрешения межличностных конфликтов Вы обычно применяете?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 363 с.

2. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Эксмо, 2010. - 656 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

4. Баранов, А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика / А.А. Баранов. - М.: АСТ; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. - 423 с.

5. Блейхер, В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.

7. Будасси, С.А. Методика исследования самооценки личности / С.А. Будасси. - URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html

8. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

9. Векслер, Д. - URL: http://psi.webzone.ru/st/132700.htm

10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гипперейтер. -М.: ЧеРо, Юрайт. - 2002. - 334 с.

11. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов. – М.: АСТ, 2007. – 223 с.

12. Гриб, Е.В. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Методическое пособие для студентов негуманитарных специальностей / Е.В. Гриб. – М.: МАИ, 2003. – 40 с.

13. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2005. – 176 с.

14. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательский дом "Питер", 2009. - 652 с.

15. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 1999. - 624 с.

16. Жученко, О.А. Адекватность прогноза исхода экзаменационной ситуации как ресурс стрессоустойчивости личности: теоретический аспект / О.А. Жученко. // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2013, № 7. - С. 117 — 119.

17. Захарова, А.В. Генезис самооценки: Автореферат дисс.... доктора псих. наук. / А.В. Захарова. - М., 1989. - 52 с.

18. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

19. Иванников, В.А. Современные представления о личности в психологии / В.А. Иванников. // Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конф. - СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та. 2010.

20. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию / В.Н. Карандашев. – М.: «Смысл», 2000. – 288 с.

21. Клиническая психология / под ред Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2002. — 960 с.

22. Конфликтология / сост. Буртовая Е.В. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions

23. Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 568 с.

24. Краткий психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». - 1998. - 512 с.

25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2010. - 511 с.

26. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.

27. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

28. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2009. - 351 с.

29. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.

30. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. - 704 с.

31. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг. // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 106 – 111.

32. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

33. Мудрик, В.А. Социальная педагогика / В.А. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

34. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития / С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. – М.: Флинта, 2011. – 216 с.

35. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.

36. Несвитский, А.М. Симптомы и лечение булимии / А.М. Несвитский. – URL: http://www.all-psy.com/ks/bulimiya-simptomy-i-lechenie-bulimii.html

37. Никифоров, А.С. Неврология. Полный толковый словарь / А.С. Никифоров. – М.: Эксмо, 2010. – 283 с.

38. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко. // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 123 — 130.

39. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

40. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: автореф. дис.... канд. псих. наук. / Т.В. Попова. - Казань, 2002. - 24 с.

41. Психология и педагогика / отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

42. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 600 с.

43. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-еврознак, 2002. – 656 с.

44. Психологос. Энциклопедия практической психологии. – URL: http://www.psychologos.ru

45. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: Академический проект, 2009. - 1008 с.

46. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб., 2002. – 450 с.

47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

48. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.

49. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 66 с.

50. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Изд-во «Наука», 1981. - 216 с.

51. Словарь практического психолога / под ред. Головина С.Ю. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

52. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского университета, 1983. - 284 с.

53. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. - 423 с.

54. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по психологии / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д.: МарТ, 2001. - 256 с.

55. Тарасова, Л.Е. Общая психология: конспект лекций / Л.Е. Тарасова. – URL: www.redov.ru/psihologija/obshaja_psihologija_konspekt_lekcii/index.php

56. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика – Пресс, 1993. - 142 с.

57. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

58. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

59. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2013. - 607 с.

60. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.

61. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

62. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

63. Элкинд, Э. Э. Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. - М.: Когито-центр, 1996. - URL: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/D_elkind%20-%20erik_erik_i_8_stadiy.html

64. Terry, D.J. Coping resources and situational appraisals as predictors of coping behavior / D.J. Terry. // Personality and Individual Differences. - 1991. - Vol. 12. - № 10. - P. 1031 – 1047.

Учебное издание

ПСИХОЛОГИЯ:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие

Составитель:

Жученко Ольга Александровна

Технический редактор Е.Ф. Николаева

Подписано в печать _______________2014 г.

Формат 60 х 84 1/ 16.

Усл. Печ. л. Уч. – изд. л.Тираж экз. Заказ № ____

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069 г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: