Пол, секс и сексуальность

ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Учебное пособие

ОДЕССА

смил


ББК 88.6я73

А 39 УДК 159.9(075.8)

Рецензенти:

кандидат психологічних наук, доцент С. О. Колот

кандидат медичних наук, доцент Б. О. Лобасюк

Акимова Л. Н. А39 Психология сексуальности. - Одесса: СМИЛ, 2005. - 198 с. Росс. язык. ISBN 5-8404-0135-8

В пособии систематизировано изложены современные представления о сексуальности и личностные, ценностные вариации сексуального поведения человека. Рассмотрен вопрос о методах диагностики разнообразных аспектов сексуальности мужчин и женщин, закономерностях психосексуального развития, проявлениях детской, подростковой и юношеской сексуальности. Освещают динамические особенности любовного переживания и описываются личностные характеристики, которые препятствуют полноценным интимным отношениям. Учебное пособие имеет цель сформировать гуманистическое, толерантное отношение к проявлениям сексуальности и сексуального поведения, восприятию личности такой, какая она есть.

Издание рассчитано для студентов, которые избрали своей профессией психологию, педагогику и другие гуманитарные специальности.

ISBN 5-8104-0135-8 © Акімова Л.Н., 2005


Содержание

Стр.
Введение...................................................................................................................... 5

Раздел 1. Сексуальность человека.............................................................................. 8

1.1. Пол, секс и сексуальность............................................................................... 8

1.2. Аспекты сексуальности................................................................................. 11

1.3. Модели и концепции сексуальности............................................................ 15

Контрольные вопросы............................................................................................. 23

Темы дискурса.......................................................................................................... 23

Цитированная литература.................................................................................... 24

Рекомендованная литература................................................................................ 24

Раздел 2. Сексуальная культура............................................................................ 25

2.1. «Ключ» к пониманию сексуальности........................................................... 25

2.2. Мужчины и женщины: разделение ролей..................................................... 28

2.3. Из истории однополой любви....................................................................... 31

2.4. Сексуальный символизм............................................................................... 34

Контрольные вопросы............................................................................................. 41

Темы дискурса.......................................................................................................... 41

Цитированная литература.................................................................................... 41

Рекомендованная литература............................................................................... 41

Раздел 3. Диагностика различных аспектов сексуальности............................. 43

3.1. Традиции в изучении сексуального поведения............................................ 43

3.2. Конституционально-личностные факторы

в формировании сексуальности........................................................................... 50

3.3. Психодиагностические методы исследования мужской

и женской сексуальности......................................................................................... 59

3.4. Психологическое обследование при сексуальных
дисфункциях............................................................................................................. 64

Контрольные вопросы............................................................................................. 71

Темы дискурса.......................................................................................................... 71

Цитированная литература.................................................................................... 71

Рекомендованная литература............................................................................... 72

Раздел 4. Психофизиология сексуальности........................................................... 73

4.1. Сексуальное здоровье и понятие «нормы» в сексологии............................ 73

4.2. Основные физиологические процессы,

обеспечивающие половую функцию человека..................................................... 78

4.3. Цикл сексуальной реакции............................................................................ 84

4.4. Эротические образы и сексуальные фантазии............................................. 91

Контрольные вопросы............................................................................................. 99

Темы дискурса.......................................................................................................... 99

Цитированная литература................................................................................. 100

Рекомендованная литература.............................................................................. 100


Стр.

Раздел 5. Психосексуальное развитие.................................................................. 101

5.1. Формирование сексуальности...................................................................... 101

5.2. Периодизация психосексуального развития............................................... 108

5.3. Формирование полового влечения............................................................... 118

5.4. Программы полового воспитания: опыт,

противоречия, перспективы................................................................................ 133

Контрольные вопросы........................................................................................... 146

Темы дискурса........................................................................................................ 147

Цитированная литература.................................................................................. 147

Рекомендованная литература.............................................................................. 147

Раздел 6. Любовь и интимная близость................................................................ 148

6.1. Любовь - какою ты бываешь?!.................................................................... 148

6.2. Секс и любовь.............................................................................................. 155

6.3. Интимная близость....................................................................................... 158

6.4. Различия между полами в интимных отношениях..................................... 164

6.5. Проблемы интимной близости................................................................... 166

Контрольные вопросы........................................................................................... 173

Темы дискурса........................................................................................................ 1 74

Цитированная литература.................................................................................. 174

Рекомендованная литература.............................................................................. 1 74

Программа курса.................................................................................................... 175

Словарь терминов.................................................................................................. 185


Введение

Что мы знаем об эротическом желании, любовном томлении, сексуальном поведении? С какими психологическими проблемами сталкивается человек, реализуя свою сексуальность? Какое влияние оказывает сексуальная жизнь человека на его чувства, мысли, поступки? Способен ли человек противостоять охватывающей его любовной страсти? Книга, которую вы держите в руках, содержит информацию о современном состоянии и актуальных проблемах научных исследований сексуальности, которая даст возможность ответить вам на многие интересующие вас вопросы. Однако глубинное человеческое влечение, персонифицируясь в вожделении, страсти, любви, ревности, ненависти, страдании таит в себе еще немало загадок. И может быть вы, не найдя ответа на свой вопрос станете на путь собственного научного поиска или творческого вдохновения.

Психология сексуальности молодая и быстро развивающаяся область знаний. Опираясь на медико-биологические, исторические, культурологические, филологические, социологические дисциплины она создает собственное гносеологическое пространство. После того как сексуальность, отчасти благодаря эпидемии ВИЧ/СПИДа, а отчасти демографическим проблемам, стала респектабельным предметом научного дискурса, в котором принимают участие ученые разных специальностей и специализаций: сексологи, психологи и психоаналитики, философы, культурологи, социологи и др. теоретический уровень этого дискурса заметно повысился. Проведенные в 1990-х годах в ряде стран (США, Великобритания, Франция, Финляндия, Швеция) репрезентативные национальные сексологические опросы, дополняемые множеством локальных исследований, позволили судить о направлении и характере соответствующих социальных и личностных изменений не спекулятивно, а вполне предметно.

В выборе вопросов, получивших освещение в данном учебном пособии, автор руководствовалась несколькими критериями: интересами повышения сексуальной культуры студенчества; внутренней логикой развития исследований сексуальности человека; практическими запросами самих студентов; представлением о том, какая информация необходима студенческой молодежи для реализации собственной сексуальности, обретения физического, психологического, социального, сексуального здоровья. Автор старалась сделать текст доступным не только студентам-


психологам, но и студентам других специальностей. Собственно эта книга написана для тех, кто искренне желает повысить профессиональную квалификацию и культуру взаимоотношении.

В учебном пособии шесть разделов. В первом разделе «Сексуальность человека» внимание уделяется анализу таких понятии как пол, секс, сексуальность, эротизм и рассматриваются основные теории сексуального поведения. Содержание второго раздела «Сексуальная культура» представлено материалом, в котором прослеживаются закономерности исторической эволюции сексуальной культуры, ценностей и установок людей и их сексуального поведения, а также архетипических образов мужского и женского. Отдельный раздел посвящен диагностики различных аспектов сексуальности. В нем описаны методы изучения сексуального поведения мужчин и женщин, индивидуальные различия проявления сексуальности, особенности проведения диагностического обследования при сексуальных дисфункциях. Современные представления о сексуальном здоровье, норме в сексуальных отношениях рассматриваются в разделе «Психофизиология сексуальности». В этом разделе также изложена динамика сексуального цикла мужчин и женщин, индивидуальные особенности возникновения и течения эротического влечения. Пятый раздел «Психосексуальное развитие» вводит читателя в мир детской, подростковой, юношеской сексуальности, знакомит с периодизациями психосексуального развития, причинами нарушений, возникающих в процессе психосексуального развития. Большое внимание уделяется проблеме безопасного секса подрастающего поколения, социально-психологическим факторам профилактики ВИЧ/СПИДа и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), стратегиям сексуального просвещения. Человеческая сексуальность неразрывно связана с жизненным миром личности в целом. В заключительном разделе «Любовь и интимная близость» рассматривается природа и индивидуальные формы любви, описывается динамика любовного переживания, особенности мужчин и женщин в проявлении чувств, личностные особенности, препятствующие партнерству и подлинно интимным отношениям.

Не все вопросы излагаются в учебном пособии одинаково обстоятельно, а некоторые, например, вопросы сексуальной ориентации, сексуальных дисфункций и др. лишь обозначены. Следует иметь в виду, что многие понятия и представления, о которых речь идет в настоящем издании лишь недавно стали предметом научного исследования. Это требует от читателя критичности, понимания того, что почти за каждым положением, изложенным


автором стоит целая совокупность научных проблем, готовности ничего не отвергать без проверки и обдумывания. Идея книги -стремление к гуманистическому освещению сексуальности человека. Современные знания о человеческой сексуальности — только верхушка айсберга, об огромных размерах которого мы можем лишь догадываться.

При подготовке учебного пособия очень пригодился опыт преподавания курса на психологическом отделении Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Вопросы студентов помогли понять наиболее важные для них сюжеты и уточнить внутреннюю взаимосвязь разделов. Каждый раздел книги имеет ссылки на цитированные и другие источники, заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют читателям оперативно проверить степень освоения прочитанного материала.

Я буду очень благодарна всем читателям, независимо от возраста и образования, за советы, отзывы, критические замечания, как по содержанию, так и по стилю изложения.

Кандидат психологических наук, доцент Акимова Л.Н.

Кафедра общей и социальной психологии

ОНУ им. И.И. Мечникова

Дворянская 2, Одесса, 65000

e-mail: hourse@te.net.ua


I

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ЧЕЛОВЕКА

Новое поколение как бы заново открывает для себя тайны эроса. А он многолик...

П.С. Гуревич

Пол, секс и сексуальность

Сексуальность привлекала к себе внимание людей во все времена. Сексуально-эротическая тематика и тема любви широко отражена в изобразительном и сценическом искусстве, литературе. Религия, философия, т.е. все то, что формирует мораль и поведение человека, всегда стремились устанавливать некие рамки и запреты в отношениях между полами. В разные исторические периоды болезни человека, его творческие способности, агрессивность, эмоциональные расстройства, а также расцвет или упадок культуры «объясняли» слишком интенсивной или, наоборот, недостаточной сексуальной активностью, а также неординарностью сексуальных ориентации или идей.

Не забывая об индивидуальных, социальных и исторических источниках сексуальности, мы можем расширить и углубить понимание этой проблемы, рассматривая ее биологические, психологические, включая поведенческие, социальные и культурные аспекты. Объективные сведения о сексуальности людей дадут возможность разбираться во множестве проблем, как сугубо личных, так и социальных или моральных, и тем самым глубже познать самих себя и других людей. Сексуальная грамотность может привести к разумному и ответственному сексуальному поведению людей по отношению друг к другу и поможет им принимать важные решения в этой области. Сексуальная образованность — бесценная подготовка к жизни.

Говоря о сексуальности невозможно обойти такие понятия как пол и секс. Что же такое пол, секс, сексуальность?

Слова «мужчина» и «женщина» ассоциируются с множеством разнообразных признаков, включая различия репродуктивных функций, телосложения, характера, рода занятий, социального статуса и многого другого. Эта противоположность кажется настолько всеобъемлющей и глубокой, что некоторые усматри вают в ней источник всех прочих бинарных (двоичных) оппози-


ций человеческого сознания. Особенно часто путают пол и грам матический род. Во многих языках каждый предмет отнесен к определенному полу. В некоторых, например в грузинском, грамматического рода вовсе нет; в немногих, эта категория применяется только к именам одушевленным. А в русском языке, наряду с мужским и женским существует еще средний род. Грамматический род слова и пол обозначаемого им существа часто не сов падают. Немецкое слово «das Weib» (женщина)среднего рода; во многих африканских языках слово «корова»мужского рода и т. д. Так что смешивать биологические (пол) и грамматические (род) категории не следует.

В биологических, социальных и психологических науках понятие пола неоднозначно. В строгом смысле пол — это «совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению». Однако слова «пол», «половая принадлежность» или «половая идентичность» имеют также более широкий смысл, обозначая личный биологический и социальный статус индивида как мужчины или женщины, самца или самки, устанавливаемый на основании строения гениталий, а иногда и других соматических и поведенческих признаков. Такие широко понимаемые «половые особенности» могут быть вовсе не связаны с репродуктивной функцией. И еще одно терминологическое уточнение. Хотя слова «пол» и «секс» — формально синонимы, эти существительные и производные от них прилагательные часто имеют разное значение. «Пол» и «половые» свойства обозначают явления, связанные с дифференцировкой мужского и женского, различением мужчин и женщин, тогда как «секс» и «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические чувства и отношения. В англоязычной литературе с этой целью часто разграничиваются понятия «sex» и «gender».

Секс (франц. sexe, от лат. sexus - пол) — всё то, что относится к сфере половых отношений, к половой жизни. Сексуальность — совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Однако проблема «пол и сексуальность» не просто терминологическая. Ранние теории сексуальности считали ее чисто биологической, инстинктивной, но что такое «половой инстинкт»? Одни авторы, начиная с Лютера и Монтеня и кончая французским ученым конца XIX века Шарлем Фере, отождествляли его преимущественно с потребностью организма в освобождении от


продуктов деятельности половых желез, т. е. от семени. Эякуляция выглядела при этом аналогичной уринации и дефекации а женщине отводилась пассивная роль «сосуда». Более сложная модель считает сексуальное поведение проявлением «репродуктивного инстинкта», потребности продолжения рода, свойственной не только мужчинам, но и женщинам. Именно так трактовал «половой инстинкт» один из родоначальников социальной психологии англоамериканский психолог Уильям Мак-Дугалл Каковы мотивы сексуального поведения и чем объясняются такие его формы, которые заведомо не ведут к продолжению рода например мастурбация — ответа не было. Теория полового отбора Дарвина, признавая основой сексуального поведения репродуктивные потребности, одновременно ставит вопрос о природе эстетических, эротических и психологических компонентов полового влечения: почему именно к этому, а не к другому объекту? Однако ответа на эти вопросы она дать не смогла.

Фрейд считал секс мощной психической и биологической силой, стремящейся к разрядке, редукции напряжения. «Нервная система, — писал Фрейд, — это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимальному возможному уровню, так, чтобы, если бы это было возможно, она сохраняла бы себя в совершенно невозмутимом состоянии». Английский этнограф и социолог Б. Малиновский подчеркивал социологические и культурные аспекты секса. Генри Миллер рисовал в своих романах откровенные картины секса, с тем, чтобы философски осмыслить самую сущность человека. В повседневной жизни слово «секс» в последнее время стали использовать для обозначения полового акта («заниматься сексом»). Слово «сексуальность» обычно понимают шире, так как оно относится ко всему, связанному с сексом. Сексуальность — это одна из граней существования человека, а не только его способность к эротической реакции.

Сексуальность имеет большое значение в межчеловеческих отношениях. Филогенетическая эволюция благодаря развитию речи (в качестве второй сигнальной системы) и культуры обусловила существенные отличия сексуальности человека от сексуальности животных. Однако они по-прежнему сохраняют общие биологические черты, лежащие в основе двух функций — репродуктивной и коммуникативной. Согласно Левит (1978), сексуальность можно рассматривать как специфический, психосоматический язык тела, как форму изначально невербализованной коммуникации. В этом смысле половая связь с психосоматической точки зрения выража-


ет увлеченность, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение. Обнаженность в свою очередь обозначает искренность, доверие и преданность. Поскольку привязанность, близкий контакт, доверие и безопасность являются универсальными потребностями человека, их элементы желательны в любых межчеловеческих отношениях, в том числе сексуальных. В сексуальном контакте имеется также определенная двузначность коммуникации и компоненты амбивалентности. В этом смысле сексуальность становится не столько источником «изолированного» наслаждения, сколько средством выражения сущности любовных отношений, но при условии, что сигнализированные и обещанные языком тела привязанность, восприятие и т. д. являются подлинными, реальными. Если это так, то сексуальная связь может приобрести более глубокое значение, не ограничиваясь лишь предоставлением временного удовлетворения. Культивирование именно таким образом понимаемой коммуникативной функции сексуальности создает условие для развития межчеловеческих контактов и связей и для их большей гуманизации. Сексуальный экстаз является предельным выражением эротической связи между людьми. Он, в частности, характеризуется сознанием существования «вне себя» и переживанием чувства единения с вселенной. Поэтически это можно определить как соприкосновение с вечностью.

Обуховский (1977) под сексуальностью понимает «физиологические процессы, технику и манипуляции, дающие наслаждение», т. е. прежде всего лишь инструментальную сторону эротики. Под эротикой, которую автор считает присущей исключительно человеку в результате развития психики, он понимает внутреннее переживание, связанное с сексуальностью, а также определенную оценку сексуальности и отношение к ней. Другие авторы считают, что эротика возникает в результате наслоения сексуальной потребности на общественные отношения, благоприятствующие сексуальным контактам и придающие им соответствующее содержание и направление. Отрасль знаний, занимающуюся эротикой, эти авторы называют эротологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: