Модели и концепции сексуальности

Сексуальность является одним из основных факторов, побуждающих людей к интерперсональным контактам и связям. Изучение различных форм поведения показало существование обобщенной модели «пусковых механизмов», действующих в направлении сближения представителей разного пола.

Отсутствие общей концепции сексуальности заставляет определять ее в описательных категориях, что затрудняет интерпретацию сексуальных расстройств. Следует подчеркнуть, что, несмотря на распространенность различных взглядов, считающихся трюизмами только на основании их глубокого укоренения в сознании, а также, несмотря на постоянный интерес к сексуальности, все же до сих пор существует намного меньше систематических исследований сексуальной мотивации, чем других важных потребностей человека, таких как голод или агрессия. Это же относится к теоретическим концепциям сексуального влечения, сексуального желания, половой возбудимости или сексуального возбуждения.

Что лежит в основе сексуальной мотивации индивида? Традиционная «психогидравлическая» теория либидо отвечала на этот вопрос просто — половое влечение — природный инстинкт, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения.

Как справедливо замечает Г. Шмидт, эта концепция покоится на двух неверных предпосылках. Первая — «гипотеза аккумуляции стимула», согласно которой сексуальная мотивация питается постоянно и спонтанно накапливающимся внутренним беспокойством, основанным на неудовлетворенной физиологической потребности, требующей периодического удовлетворения, подобно голоду или жажде. Вторая — «гипотеза редукции стимула», согласно которой удовлетворение сексуального желания тождественно разрядке или угасанию напряжения и установлению равновесия в организме по аналогии с механизмом гомеостаза. Однако даже удовлетворение голода и жажды — не просто биологический процесс. Что же касается высших человеческих потребностей (потребность в творчестве, познании, любви, самоактуализа-ции), то они вообще не являются адаптивными и направлены не на то, чтобы «успокоить» человека, а на то, чтобы пробуждать его творческую активность, заставлять стремиться вперед и вы-ше. Изучение этой неадаптивной, «сверхситуативной» активности занимает сейчас центральное место в психологии, и это пол-ностью применимо к психологии сексуальности.

Критика инстинктивистской модели либидо не означает от-


рицания биологических детерминант сексуальности. Еще в середине 60-х годов Р. Уэйлен предложил заменить абстрактное понятие «силы влечения» более конкретным понятием сексуальной возбудимости, т. е. готовности сексуально-эротически реагировать на сексуальную ситуацию. Сексуальная возбудимость имеет большие индивидуальные вариации, детерминируемые как физиологическим состоянием организма (гормональный баланс и т. п.), так и жизненным (сексуальным, эмоциональным и коммуникативным) опытом субъекта и его несексуальными мотивами. Половое возбуждение, т.е. текущее, временное психофизиологическое состояние, есть, по Уэйлену, функция устойчивой возбудимости субъекта и конкретной данной внешней и внутренней ситуации. В современной психологической литературе сексуальная мотивация описывается и в терминах теории потребностей, и в терминах теории эмоций, и в терминах когнитивной психологии.

В отличие от психогидравлической модели, трактующей сексуальную мотивацию как следствие постоянно нарастающей сексуальной энергии, экологическая модель (модель двух компонентов) рассматривает ее как предрасположение для реагирования определенным образом на определенные раздражители. Такое предрасположение возникает на основе двух компонентов. Ими являются врожденные биофизиологические особенности, меняющиеся в процессе онтогенеза, и приобретенные особенности, появляющиеся в результате обучения и представляющие собой весь комплекс жизненного сексуального опыта человека. Оба эти компонента и составляют сексуальную мотивацию, выражающуюся как в силе сексуального влечения, так и сексуальной потенции (понимаемой как способность к сексуальным реакциям), а также в сексуальной возбудимости (понимаемой как готовность к сексуальным реакциям под влиянием внешних раздражителей). Таким образом, сексуальная мотивация обусловлена, с одной стороны, биофизиологическим состоянием организма, а с другой — процессом обучения и сексуальным опытом. Социотехнические перемены, происходящие в обществе, могут влиять на уровень сексуального влечения относительно его регуляции, причем в значительно большей мере, чем допускает психогидравлическая модель сексуальности.

Однако наиболее плодотворной с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических данных представляется теория «сексуального сценария», предложенная У. Саймоном и Д. Ганьоном. Понятие «сценария», близкое к понятиям «плана», «схемы» или «поведенческой программы»,


обозначает достаточно широкую когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, на основе которой люди могут одновременно предвосхищать свое поведение и оценивать его в данный момент. Нормативные компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане — в общих чертах задаются соответствующей культурой. Однако это не исключает больших индивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка.

Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая индивида к определенного рода поведению, сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня — представления, понятия, оценочные суждения и т. д. Индивид имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не может или далее не хочет реализовать; во-вторых, планы реального поведения, которые субъект более или менее последовательно осуществляет; в-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»); в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое.

Нам представляется, что сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду измерений.

1. По их сложности, т. е. по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов, партнеров, мест и времен действия представлен в сценарии; чем отличается когнитивная программа от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т. д.

2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действия субъекта и как он отнесется к нарушению принятого порядка.

3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий или его компоненты соответствуют принятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для субъекта: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере


ему удается их реализовать и т. п. Хотя понятие сценария теоретически слабо разработано, оно имеет большую эвристическую ценность для изучения когнитивных аспектов сексуального поведения и мотивации, включая эротическое воображение. Пуританская мораль прошлого считала любые эротические образы и фантазии безнравственными и вредными, но без фантазии и творческого воображения, обгоняющего реальность, не обходится никакая человеческая деятельность. Не представляет исключения и сексуальность.

Сущность и смысл сексуальности пытаются раскрыть различные ее концепции. Однако эволюционные концепции не могут разъяснить, как в процессе эволюции возникает «сексуальное сознание»: теологические — объясняют смысл и цель жизни (в том числе и сексуальности) посмертным вознаграждением; психоаналитические (Ференца, Фромма и др.) — объясняют смысл и цель сексуальности категориями стремления к возвращению утраченного единства с окружающей средой, однако смысл и цель этого неподвластны сознанию человека. Подобное же содержание, хотя и в скрытой форме, заключается и в других концепциях, например, в тантризме, в индийской философии; бихевиористские, — несмотря на то, что они повсеместно принимаются для объяснения причин сексуальных расстройств и их лечения, исследуют различные формы сексуального поведения, они также не дают ответа на вопрос о смысле и ценности сексуального поведения.

Общественное происхождение в исторической эволюции сексуальности и ее утилитарные функции позволяют рассматривать ее в рамках различных категорий ценностей. Согласно Травински (1977), этими ценностями являются: а) витальная, рассматриваемая в аспекте здоровья и энергетическом; б) культурная, сформированная историческими традициями; в) моральная, т. е. относящаяся к этической и правовой системам; г) личностная, связанная со знанием человека о самом себе и о различном значении отдельных форм сексуальной активности. Иерархия ценности сексуальности для человека меняется в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, от индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженность сексуальной потребности), а также, от возраста. Кроме того, она зависит от степени выраженности других потребностей, интересов и богатства внутреннего мира, например, от стремления к власти, лидерству и т. п., которое, будучи выраженным достаточно сильно, может изменить иерархию ценностей в ущерб сексуальной потребности.


Определенное влияние на ценность сексуальности оказывает весь комплекс социальных перемен, в частности, процесс популяризации, либерализации, а также колебания в сфере оценки других ценностей, связанных с сексуальностью, таких, как здоровье, успех, удовлетворенность жизнью. В последние годы ведется дискуссия о возможности и целенаправленности изменения традиционного подхода к сексуальности. Высказываются мнения о том, что необходимо создание типологии подхода человека к сексуальности, а также о том, что должна существовать не только одна общеобязательная модель сексуальности.

Среди множества других взглядов на эту проблему существует мнение, согласно которому общество должно осознать относительную автономность сексуальности, относительную независимость ее от остальной жизни, невозможность ее этической оценки и увязывания с трансцендентными и религиозными ценностями, т. е. признать ее относительную автономию, подобно тому, как это имеет место в отношении питания и сна. В будущем, при условии принятия такой типологии, большое значение имел бы выбор партнеров, проявляющих сходное отношение к сексуальности. Так если человек с определенными взглядами встречает партнера, который от сексуальных контактов ожидает чего-то совершенно иного (понимания, единства), то это может быть причиной фрустраций и конфликтов.

Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Правильное функционирование применительно к сексуальной потребности касается развития человека и оптимального поведения с целью самосохранения и сохранения себя как вида. Сексуальная напряженность, возникающая в организме, может быть устранена при правильном ее распознавании и умении избежать ее. В связи с этим рассматриваются процессы конкретизации, ментализации и социализации сексуальной потребности. Конкретизация сексуальной потребности заключается в том, что по мере приобретения сексуального опыта человек отказывается от неэффективных способов поведения в пользу дающих удовлетворение. Ментализация потребности проявляется в том, что в сознании отражается факт существования сексуальной потребности и способов ее удовлетворения. Социализация сексуальной потребности выражается в подчинении характера сексуального поведения иерархии ценностей, принятых в данном обществе.

Сексуальная потребность подвержена эволюции в процессе онтогенетического развития, в соответствии с биологическими закона-


ми, относящимися к возрасту человека, хотя при этом большую роль играют психические и социокультурные факторы. Для удовлетворения сексуальной потребности большое значение имеет степень ее интеграции с потребностью в эмоциональном контакте. У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологические механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако осознание сексуальности, как и принадлежность к определенному полу, половая роль и направленность сексуальной потребности определяются главным образом под влиянием средовых факторов. На развитие сексуальной потребности большое влияние оказывают также несексуальные черты личности, прежде всего потому, что в процессе ее развития они возникают раньше. Они формируются с момента рождения и к наступлению периода созревания достигают определенной (хотя обычно неполной) степени зрелости. На них наслаивается резко возрастающая в период созревания сексуальная потребность. В зависимости от того, какие ценности отражают черты личности, на которые «наслаивается» сексуальное напряжение, человек ведет себя в сексуальной жизни тем или иным образом.

Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром. Трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и человеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой висят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, модифицируя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства («нас») из двух лиц противоположного пола.

При обсуждении вопросов сексуальности человека довольно часто употребляют термин сексуальное влечение. Согласно Гизе (1959), сексуальное влечение — это избирательное состояние готовности принять партнера с учетом его половой принадлежности. В целом же под термином «половое влечение» понимают мотива-ционные факторы, обусловленные биологической структурой организма и обеспечивающие такие формы поведения, цель которых — удовлетворение определенных потребностей организма. Термин «влечение» иногда употребляют как синоним (или близкий по смыслу) терминов «мотив, потребность». Некоторые же используют его даже как синоним термина «инстинкт». Не останавливаясь

20


на разборе некоторой путаницы при определении понятий потребность, влечение и инстинкт, следует особо указать на решающее отличие сексуальной мотивации от сексуального поведения. Раз личные проявления сексуальности, например, гетеро- или гомосексуальное поведение, особые сексуальные предпочтения и вкусы или разные сексуальные девиации могут быть различным выражением одного и того же сексуального мотивационного состояния. Однако существуют различные формы сексуального поведения, обусловленные несексуальной мотивацией.

В дискуссии о модели сексуальности основной акцент делается не на разграничении врожденности или приобретенности сексуальной мотивации, а на то, представляет ли собой сексуальная мотивация состояние с постоянно накапливающейся «движущей» энергией или же состояние предрасположения к реагированию определенным образом на определенный стимул. Существует также несколько концепций сексуальности:

1) узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения и чувственной разрядки;

2) более широкая, согласно которой сексуальность представляет собой (кроме источника разрядки сексуального напряжения) источник удовлетворенности в связи с удовлетворением других психических потребностей (например, лидерство);

3) наиболее широкая, трактующаяся сексуальность в категориях редукции сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создания связи с другим человеком.

Эти концепции соответствуют трем подходам к проблеме моделей сексуальности: биологическому, психологическому и психосоциальному. Предпринимаются также определенные усилия в направлении создания социальной теории сексуальности в тесном сотрудничестве с другими научными дисциплинами и на основании теории общества. Такая теория должна была бы объяснить социальные механизмы, определяющие различные формы сексуального поведения, а также социоэкономические и социокультурные механизмы, способствующие появлению сексуальных расстройств. Кроме того, она должна была бы выявить механизмы перехода общественных противоречий на индивидуальные механизмы социализации сексуальной потребности, а также механизмы, на основе которых сексуальные фрустрации становятся причиной агрессивного и деструктивного поведения. После выяснения пато-генности социальной системы можно будет создать оптимально социальную модель сексуальности, т. е. на социальном уровне предупреждать развитие многих сексуальных расстройств.


В психологии понятие пола связано с дифференциацией мужского и женского организма, включая репродуктивные функции, психофизиологические особенности, поведенческие признаки, формирование идентичности и самосознания. Понятие сексуальности рассматривается в узком и широком значении. В узком смысле под сексуальностью понимается способность человека к сексуально-эротической реакции, В широком смысле сексуальность рассматривается как личностное свойство, которое описывается сексуально-эротическими переживаниями и чувствами, типами межличностных отношений, установками, ценностями, сценариями. Выделяют две функции сексуальности, в основе которых лежат биологические черты. Репродуктивную, имеющую своей целью продолжение рода, и формирующую у человека переживания материнства и отцовства. Коммуникативную, при которой сексуальность рассматривается как специфический психосоматический язык тела, выражающий, увлеченность — стыдливость, привязанность — отчуждение, доверие — отсутствие доверия, безопасность — опасность, удовлетворение — напряженность. В сексуальном контакте всегда есть двузначность коммуникации и компоненты амбивалентности.

Понятие секса употребляется в значении половых отношений. Выделяют три вида секса — прокреативный секс, имеющий целью деторождение, рекреативный, целью которого является получение удовлетворения, удовольствия и релятивный, дающий возможность общения с близким человеком, конструирование отношений «любовь-дружба».

Сексуальность человека — явление многомерное, имеющее биологические, психологические, поведенческие, медицинские, культурные и социально-правовые аспекты. Ни один из этих аспектов сексуальности нельзя считать доминирующим абсолютно.

Традиционно выделяют две модели, раскрывающих механизм сексуальной мотивации: психогидравлическую и экологическую (модель двух компонентов). Сторонники психогидравлической модели отстаивают позицию, согласно которой в основе сексуальной мотивации лежат биологические детерминанты. Экологическая модель объясняет сексуальность, с одной стороны, как «результат биофизиологического состояния организма», и, с другой, — как процесс обучения и приобретения опыта. Однако наиболее плодотворной с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических данных представляется теория «сексуаль-


ного сценария», предложенная У. Саймоном и Д. Ганьоном. В отечественной сексологии сексуальный сценарий определяется как совокупность условий, при соблюдении которых становится возможна полноценная реализация сексуального либидо.

Многоаспектность сексуальности позволяет ее относить к различным категориям ценностей: а) витальным, рассматриваемым в аспекте здоровья и энергетическом аспекте; б) культурным, сформированным историческими традициями; в) моральным, т. е. относящимся к этическим и правовым системам; г) личностным, связанным со знанием человека о самом себе и о различном значении отдельных форм сексуальной активности. Иерархия ценности сексуальности для человека меняется в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, от индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженности сексуальной потребности), а также, от возраста.

Сущность и смысл сексуальности пытаются раскрыть эволюционные, теологические, психоаналитические, бихевиористские и другие концепции.

Контрольные вопросы

1. Проведите анализ понятий пол, секс, сексуальность.

2. Раскройте значение сексуальности в межчеловеческих отношениях.

3. Дайте оценку различным аспектам сексуальности.

4. Какие существуют виды секса?

5. Приведите аргументы в пользу того, что проведенное в науке
различие между сексуальными действиями и сексуальным поведени
ем в полной мере не раскрывает сексуальность человека.

6. Какими теориями описывается сексуальная мотивация человека?

7. В чем заключается сущность «теории сексуального сценария»?

8. Сформулируйте фактор, вызвавший дискуссии в отношении концепций сексуальности и обоснуйте различные подходы к проблеме моделей сексуальности.

Темы дискурса

1. Сексуальность и агрессия.

2. Сексуальность и эротизм.

3. Сексуальная революция XX века.


Цитированная литература

1. Кон И.С. Введение в сексологию.М.: Медицина, 1989.

2. Кришталь В.В., Григорян СР. Сексология. В 4-х частях.Ч. 1. -М.: Акад. сексологических исследований, 1999.

3. Кушнирук ЮМ., Щербаков А.П. Популярно о сексологии.К.: Наукова думка. 1988.

4. Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. Пер. с англ. - М.: Мир. 1998.

Рекомендованная литература

1. Васильченко Г.С. Общая сексопатология.М.: Медицина, 1977.

2. Діденко СВ. Психологія сексуальності та сексуальних стосунків. - Київ: Арістей, 2003.

3. Имелинский К. Сексология и сексопатология. Пер. с польск. - М.: Медицина, 1988.

4. Келли Г. Основы современной сексологии. - СПб.: Питер, 2000.

5. Кон И.С. Сексология. — М.: Академия, 2004.

6. Сексология / Под ред. ДМ. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.

7. Райгородский ДЯ. Психология и психоанализ сексуальности. — Самара: Вахрах, 2002.

8. Райх В. Сексуальная революция / Общ. ред. и предисл. В.П. Ната-ленко. СПб.: М.: «Университетская книга», ACT, 1997.


II

СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Главное препятствие на пути к пониманию нашей собственной сексуальности состоит в том, что мы находимся в плену старых представлений.

И. Блох

2.1. «Ключ» к пониманию сексуальности

Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, но многие современные представления резко отличаются от прежних. Чтобы разобраться в настоящем, полезно изучать прошлое.

Несмотря на различные религиозные, социальные табу, эротическое переживание никогда не существовало как обособленная область человеческой психики. Напротив, разнообразные формы чувственности - важная характеристика целостного психического облика человека, этапов его исторического становления. Для исторических эпох и представленных в них культур, характерны формирования определенных эталонов сексуального поведения и эротических переживаний. Кроме того особенности сексуального поведения предполагают исследования брака и семьи, репродуктивного поведения (рождаемости и т.д.) и регулирующих его социально-культурных норм и стимулов.

Понять сексуальность человека, — значит решить двуединую задачу: 1) понять как историческое время, социальные отношения и культура формируют и видоизменяют взаимоотношения полов, и 2) выяснить как сексуальность и конкретные формы ее проявления влияют на историческое время, социальные отношения и культуру. В большинстве обществ и культур сексуальность считается делом интимным и не поддается непосредственному наблюдению. Нельзя не учитывать и многообразие объектов ее исследования. Далеко не одно и тоже изучать: 1) характерные формы сексуальной активности мужчин и женщин или 2) их сексуальные установки, ценностные ориентации, отношения к сексуальному поведении, или 3) социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например формы брака и семьи, или 4) культурный символизм, в котором осмысливается значение сексуальности и ее проявлений,


например религиозные представления о природе половых различий, сущности полового акта и т. п., или, наконец, 5) обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники) и от которых, во многом зависит их значение для участников. Для психолога важно рассматривать изучаемые явления с точки зрения их влияния на личность, ее развитие, личностный рост, формирование нравственных идеалов и представлений, эстетических вкусов, мира переживаний и др.

Описывая периодизацию развития сексологии, как науки изучающей половые взаимоотношения в их биологическом, психологическом и социальном аспектах, К. Имелинский выделил 4 периода: 1) доисторический период, характеризующийся немногочисленными сведениями о сексуальной жизни доисторических людей; 2) период наблюдения и донаучных исследований, закончившийся на рубеже XVIII—XIX веков; 3) период досексологиче-ских знаний, когда сексология не была выделена из других наук; 4) период сексологических знаний, во время которого сексология в результате развития научной методологии и теоретических основ, выделилась в самостоятельную науку.

В отечественной литературе истории сексологических знаний посвящены публикации Г.С. Васильченко (1977, 1989, 1990), И.С. Кона (1988), Л.М. Щеглова (1996) и выделяются: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений и описаний, клинический период, статистический период, психофизиологический период.

Несмотря на неблагоприятные факторы получения объективных знаний о сексуальной сфере, для ее исследования с научных позиций уже в средние века предпринимались попытки рационального изучения сексуальных проблем, которые можно считать первыми ласточками в понимании сексуальности. Анри де Мондевиль в начале XIV века опубликовал работу по гигиене половых органов, в которой подробно описал уход за ними у девиц и девушек, лишив шихся девственности, у замужних женщин и проституток. Фер-нель (XVI век) пытался изучать физиологию сексуальности пу тем исследования «телесных функций». Универсальный гений Леонардо да Винчи также занимался проблемами сексуальности и анатомии половых органов. В первой половине XVI века А. Везалий, профессор анатомии в Падуе, тайно вскрыл труп уби той беременной женщины. Он первым препарировал матку и яичники у беременной. До этого анатомы вскрывали только живот ных, а результаты применяли на людях, что явилось причиной появления ошибочных взглядов.


Придворный хирург французского короля Карла IX и предшественник современной хирургии Амбруаз Паре (XVI век) издал учебник акушерства, в котором описал, в частности, различные способы, с помощью которых женщина могла получить сексуальное удовлетворение. Однако это руководство было признано аморальным и публично сожжено. А. Паре удалось спасти свою жизнь лишь бла годаря тому, что его покровительницей была сама королева Екатерина Медичи.

В 1675 г. профессор анатомии и хирургии Никола Венет издал под псевдонимом «венецианец Салочинни» иллюстрированный труд, в котором достаточно точно описал мужские и женские гениталии; кроме того, он затронул и вопросы сексуального воспитания. Не смотря на то, что он предпринял некоторые меры предосторожно сти, например, пользовался лишь понятием «любовь», а не «наслаждение», не упоминал о мастурбации и ни о каких сексуальных девиациях, все же разразился скандал и книга была конфискована. Дрезденский врач Мартин Шуриг в 1720 г. издал фундаментальный труд, содержавший 800 страниц, в котором рассматривались роль половых органов, а также физическое и моральное значение полового акта. Автор советовал совершать половое сношение не только для умножения потомства, но и с гигиенической и моральной точек зрения. В последующих своих трудах Шуриг подробно описал морфологию половых органов, в том числе клитора у женщины, вопросы девственности, созревания и мастурбации, а так же половой акт. Следует подчеркнуть, что он, вопреки духу эпохи, ставил на один уровень влечение мужчины и влечение женщины. Учитывая количество изданных трудов по вопросам сексуаль ности, а также их прогрессивный характер, можно считать Шу-рига одним из пионеров сексологии.

В XVII веке были сделаны два важных открытия. Голландский анатом и физиолог Р. Грааф установил, что у человека яйцеклетки образуются в яичниках (в граафовых пузырьках). А. Левенгук описал человеческие сперматозоиды, обнаруженные им в сперме. Вскоре специалисты, занимавшиеся вопросами оплодотворения, разделились на два лагеря. Сторонники одного из них («овисты») считали, что плод развивается из яйца, сторонники другого («анималькулисты»; в то время сперматозоиды называли зверюшкамианималькула) утверждали, чтоиз сперматозоида. И те, и другие были сторонниками преформации, т. е. считали, что человек с самого начала существует в окончательной форме, находясь в яйцеклетке или сперматозоиде, а затем просто вырастает, как цветок из бутона.

Вскоре разгорелась новая дискуссия между представителями преформации (развития преформированных частей) и эпигенеза (воз никновение плода из различных частей яйцеклетки и сперматозоида). В XVIII веке профессор анатомии и физиологии в Петербурге К. Вольф опроверг теорию преформации. В XVIII веке вопросами сексуальности занимались также биологи.


Одним из них был Ж. Бюффон, который часть своих трудов посвятил биологическому процессу оплодотворения, описав его с не обычайной точностью, если учитывать средства, которыми он в то время располагал. Благодаря развитию биологии и появлению трудов многих ученых, в том числе Ламарка (XVIIIXIX век)создателя теории эволюции организмов, проблемы сексуальности постепенно получали освещение в связи с познанием процессов оплодотворения, эмбриогенеза и эволюции человека. Философы также проявляли большой интерес к развитию естественных наук и к исследованию сексуальности. Фридрих Форберг (XVIIIXIX века), профессор философии в Йене, издал антологию «при апических произведений».

Период сексологических знаний начался лишь в XX веке, когда возникли благоприятные условия для развития сексологии, сдерживаемое в рамках европейской культуры на протяжении веков запретом на все, что имело отношение к сексуальности. В числе родоначальников сексологии обычно упоминаются: профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840 — 1902), швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог Август Форель (1848 — 1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862 — 1939) и Магнус Хиршфельд (1868 — 1935), австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872 — 1922), английский публицист, издатель и врач Генри Хэвлок Эл-лис (1859 — 1939), голландский гинеколог Теодор Хендрик Ван де Велде (1873 — 1937). Существенный вклад в развитие сексологии внесли американский биолог Альфред Кинзи (1894 — 1956), немецкий врач Ганс Гизе (1920 — 1970), американский гинеколог Уильям Мастерс (родился в 1915). Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявлений человеческой сексуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: