Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира

Ощущения и восприятие дают возможность непосред-ственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем дей-



ствительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан-ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде-лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис-пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле-нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей-час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри-мер, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве-тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос-приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж-ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро-метра. Такого рода познание не является непосредствен-ным показанием наших анализаторов, а является опосре-дованным познанием.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в воспри-ятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Мож-но, но непосредственно измерить его высоту линейкой - и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким спосо-бом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим пу-тем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой про-цесс мышления, оказывается опосредствованным позна-нием действительности.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред-метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве-ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся



знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре-дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна-ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш-ления является то, что человек выходит за пределы своегонепосредственного опыта. Опосредованный характер мыш-ления дает нам возможность значительно расширить по-знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя-тие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш-ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но-вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредствен-ное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб-щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично-го - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме-ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре-бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы пред-видеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод отно-



сительно других подобных единичных предметов, явле-ний и фактов.

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человекаможет дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен-ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред-мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо-мерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обоб-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: