Щенного познания (отражения) окружающего мира

6.2. Мышление и речь

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме-тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет

в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек род-нится с древними мыслями, с теми, что сложились в го-ловах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обре-тает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только бла-годаря языку».

В системе языка за каждым словом исторически закреп-лено определенное значение. Значение слова - это всегда



обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользу-ясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда об-лекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышле-ния может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышле-ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по-могает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тща-тельного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понят-ным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основа-тельном обдумывании. Подбор слов и выражений, необхо-димых для сообщения, побуждает нас вдумываться в дета-ли мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является луч-шим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных язы - ках. Одно и то же слово может выражать разные понятия - это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это си-нонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, гра-ница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представ-ляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отраже-ние действительности, ведущую роль в этой деятельнос-ти играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает не-разрывную связь обобщенного отражения действительно-сти, каким является мышление, с чувственным позна-нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Физиологические механизмы собственно речи - это вто-росигнальная деятельность коры, которая является слож-ной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.



6.3. Основные формы мышления

Всякий мыслительный процесс осуществляется в фор-ме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж-ду предметами или явлениями, между теми или иными признаками их.

Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает нали-чие определенной связи во времени между двумя явлени-ями в природе. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вок-руг солнца» - истинное, а суждение «Все вы хорошо сда-дите экзамен по психологии» - проблематичное. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не являет-ся безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза - яркий пример необходимости проверять и до-казывать высказанное суждение. Работа мысли над сужде-нием, направленная на установление и проверку его ис-тинности, называется рассуждением.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког-да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди-тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем - через умозаключения.

Непосредственное суждение: «Мальчик ест яблоко». Опосредованное сужение: «Собака - животное».

Суждения могуг соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.

Истинные суждения о каком-либо предмете есть знаниеоб этом предмете. Например, «Ртуть - проводник электри-чества», «Москва - столица России».

Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание:«Дважды три - восемь».

Предположительными называются суждения, которыемогут быть истинными или ложными, т.е. они могут соот-ветствовать действительности, а могут и не соответство-вать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».

Иметь суждение - это значит что-либо утверждать или отрицать: «Этот стол - деревянный».



Умозаключение - форма мышления, позволяющая че-ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло-вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений - индук-тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение от частных случаев кобщему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле-ниях, что дает возможность найти в них существенно сход-ное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих пред-метов и явлений, делают новый общий вывод, или заклю-чение, устанавливают общее правило или закон. Напри-мер, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить но-вое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за-ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле-довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тес-но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде-ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко-торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству-ют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: