Некоторые особенности мышления младших школьников

Мышление младших школьников неразрывно связа-но с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уло-вил самое существенное, основные внутренние зависи-мости - все это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения за-дания.

Теплое Б.М. Избранные труды. - В 2 т. - М., 1985. - Т. 1. - С.16.



Приведем пример.

Первоклассникам показали репродукцию картины Успенской «Дети».

Мальчик сидит посреди комнаты на стуле, ноги у него - в тазу с водой, в одной руке он держит куклу и поливает ее водой из кружки. Рядом стоит девочка, с испугом смотрит на брата и прижимает к себе другую куклу, боясь, как видно, что и этой кукле достанется. Убегает испуганная кошка, на которую попа-ли брызги воды.

Листом белой бумаги закрыли таз, куклу и кружку в руках мальчика — теперь не видно, что он делает.

Задание: «Рассмотри внимательно картину. Что можно здесь нарисовать, чтобы восстановить картину полностью». Бумага зак-рывает основное связующее смысловое звено, без которого все изображение выглядит неправдоподобным и нелепым. Восстано-вить это звено, раскрыть смысловую ситуацию, изображенную на картине, — основная задача ребенка.

Часть детей довольно успешно решает эту задачу. Они начи-нают с рассуждений: «Почему испуганно смотрит девочка? По-чему убегает кошка? Испугалась? Чего? Ясно, что кошка испу-галась не девочки, та и сама напуганная. Значит, дело в мальчи-ке. Что же он делает?»

Не все дети придерживаются этой схемы, но какие-то эле-менты ее присутствуют в их рассуждениях.

Ира Р.: «Кошка уходит... Тут лужа, а кошки боятся воды. Мальчик, наверное, льет воду, поэтому здесь лужа, а девочка боится, что мальчик куклу будет мочить».

Валя Г.: «Надо нарисовать, что мальчик стучит. («Почему ты так думаешь?») У него так поставлены руки. Палкой он стучит.Девочка смотрит испуганно — зачем он стучит, еще куклу стук-нет. И кошка испугалась шума».

Эти дети, при разных ответах, уловили главное — зависимость испуга девочки и кошки от поведения мальчика. Они восприни-мают их как единое, нерасторжимое целое.

Дети, которые не владеют навыками рассуждения, не видят взаимозависимости поведения персонажей картины и не могут уловить изображенную смысловую ситуацию. Они начинают про-сто без всякого анализа фантазировать.

Андрей Я.: «Мальчик играет с кошкой в бумажку. («А почему кошка испугалась и убегает?») Он, наверное, играл и как-ни-будь ее спугнул. («А чего испугалась девочка?») Девочка подума-ла, что кошка так испугается, что может умереть».



Саша Г.: «Мальчик, наверное, рисует. («А почему кошка убе-гает?») Он бросил сандалии - кошка и побежала. Или он нари-совал собаку - она испугалась».

Некоторые дети вообще не Moiyr сюжетно дополнить картину. Саша Р.: «Ноги дорисовать надо, руки дорисуем. Сандалий дорисуем, половину кошки дорисуем. Не знаю, что нарисовать

еще».

При выполнении этого задания ярко проявляются ин-дивидуальные различия школьников. Одни дети идут к от-вету на вопрос путем логического рассуждения, что дает им возможность постигнуть смысл изображенного и оп-равданно восполнить недостающие элементы. Другие пер-воклассники, не пытаясь рассуждать логически, ярко пред-ставляют происходящее на картине; картина у них как бы оживает, персонажи начинают действовать. При этом воз-никающий у них в голове образ нередко далеко уводит их от содержания картины.

Наиболее успешно справились с заданием те дети, у которых хорошо развито и логическое мышление, и на-глядно-образное.

Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельны-ми элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рас-суждать, обобщать по существенному признаку. Особенно ярко индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом.

Детям дается пять столбиков цифр и предлагается вы-полнить задание.

Сумма цифр первого столбика равна 55. Быстро найди суммы цифр остальных четырех столбиков:

         
         
         
         
         

Некоторые учащиеся сразу находят общий принцип построения рядов.

Л е н а В. (III класс) тут же: «Второй столбик - 60. („Поче-му?") Я посмотрела: каждое число следующего столбика наединицу больше, а чисел - пять, значит, 60, 65, 70, 75».



Другим ученикам для того, чтобы выявить принцип по-строения вертикального ряда чисел, нужно больше време-ни, нужны определенные упражнения.

3 о я М. выполняла это задание таким образом: подсчи-тала сумму второго вертикального ряда, получила 60, по-том третьего - получила 65; только после этого она почув-ствовала какую-то закономерность в построении рядов. Девочка рассуждает: «Сначала - 55, потом - 60, потом - 65, везде на пять увеличивается. Значит, в четвертом стол-бике будет 70. Посмотрю (считает). Правильно, 70. Так ведь каждое число следующего столбика больше на единицу. А всех чисел пять. Конечно, каждый столбик больше друго-го на пять. Последний столбик - 75».

Некоторые же дети вообще не смогли уловить общих принципов построения рядов чисел и пересчитывали все столбики подряд, ничего не обобщая.

Подобные особенности мышления проявляются и в ра-боте школьников с любым другим учебным материалом.

Третьеклассникам дали по 10 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.

Одни ученики успешно справились с заданием:


Волков бояться — в лес не ходить.

Смелостьгородаберет.

Дело не медведьв лес не уйдет.

Семеро одну соломину поднимают.


«Тут о смелости гово-рится. Смелый человек ни волков,нивраговнебоится».

«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинаютработать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться».


Семь раз примерь, один отрежь.

Поспешишь —людей на-смешишь.

Семеро одного не ждут. Кто встал пораньше,

ушел подальше.


«Делать надо все как следует, подумать снача-ла».

«Никогда не надо опаз-дывать».



И вот как сгруппировали эти же пословицы другие дети:

Волков бояться — в лес «Это все про зверей»,

не ходить.

Дело не медведь — в лес

не уйдет.

Семеро одну соломину «Эти пословицы оди-

поднимают. наковые, здесь везде семь

Семь раз примерь, один есть»,

отрежь.

Семеро одного не ждут.

Мы видим, что одни школьники обобщают пословицы по существенному содержательному признаку, другие - по внешнему, случайному, лежащему на поверхности. Этих детей нужно специально учить обобщению, внимательно следить, какие признаки они «схватывают» при восприя-тии учебного материала.

Необходимо отметить, что у некоторых детей способ-ности к обобщению развиты одинаково - они одинаково хорошо или одинаково плохо обобщают любой материал. Другие школьники математический материал обобщают свободно, сразу, при обобщении же нематематического материала испытывают большие трудности. И наоборот, некоторые учащиеся легко и свободно обобщают немате-матический материал, а математический - только после многих тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы су-дить об особенностях мышления ребенка, необходимо про-анализировать выполнение им (и неоднократное!) зада-ний из разных областей знания.

Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, мо-жет ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может суще-ствовать как таковой?

Задача школы - сформировать такое важное для мыш-ления свойство, как способность к обобщению у всех де-тей на материале всех учебных предметов и на самом вы-соком уровне.


7 Дубровина 193


Вопросы и задания

1. Что общего и различного между мышлением и восприяти-ем как познавательными процессами?

2. Что такое «понятие» и как оно связано со словом?

3. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?

4. Объясните свое понимание опосредованное™ как харак-теристики мышления.

5. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими по-знавательными процессами?

6. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для ре-шения нестандартных проблем, нахождения выхода из неорди-нарных ситуаций, отгадывания загадок, шарад, решений крос-свордов?

7. Решите представленный ниже кроссворд. Не торопитесь смотреть ответы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: