Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо-ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали

понятие индивидуального стиля деятельности, суть которо-



го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе-рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и ода-ренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Кры-лов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суво-ров - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангви-ники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайков-ский - меланхолики.

/. 7. Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов

Наиболее простое, естественное проявление темпера-мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врож-денные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимо-отношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темпера-мента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия это-го мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

В процессе жизни тип нервной системы человека (гено-тип) не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта об-щения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, - писал И.П. Павлов, - но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от по-стоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступа-ет и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность». Поэтому решающее значение в формировании динамичес-



ких характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоя-тельства его жизни, направленность и характер его дея-тельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрос-лым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя фор-мы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент ребенка.

Каждый ребенок младшего школьного возраста, не-зависимо от особенностей его темперамента, может ус-пешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следу-ет учитывать, что в зависимости от особенностей тем-перамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и сме-лость и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: