Формирование характера у младших школьников

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи-тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро-вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер-вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домаш-нее воспитание имеет решающее значение для формиро-вания характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен-ка приобретет свое качественное своеобразие в последо-вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.



Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко под-черкивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику по-ведения», закреплять правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об-раз поведения, определенные отношения к действитель-ности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив-ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап фор-мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю-щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника орга-низованность, систематичность, целеустремленность, на-стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру-долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с то-варищами. У него развивается сознание долга и ответствен-ности перед коллективом класса, школы, чувство товари-щества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальныйподход не должен ни в какой мере нарушать общих требо-ваний.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую-щего образованию устойчивых привычек поведения и дея-тельности.

«Характер детей складывается и формируется в реаль-ных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педа-гогический процесс, как деятельность учителя-воспитате-ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру



того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка во с питателя-учителя «внести» в ребенка познание и нрав-ственные нормы, минуя собственную деятельность ребен-ка по овладению ими, подрывает, как это отлично пони-мал еще Ушинский, самые основы здорового умственно-го и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств»1.

Формируя личное поведение ребенка, педагог форми-рует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это буду-щая черта его характера в ее генезисе (потенциально по край-ней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ре-бенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отноше-ние детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно пресле-дуют, приобретает совсем различный и в отношении пе-дагогической своей ценности иногда прямо противополож-ный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведе-ния своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-вос-питательный процесс, чтобы помочь ребенку сформиро-вать позитивные мотивы учения и отношений с одно-классниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей дея-тельности.

Вопросы и задания

1. Что выражают черты характера?

2. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты ха-рактера людей?

3. Как формируется характер человека? Каковы пути воспи-тания характера?

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - С. 191.



4. Раскройте психологический смысл высказывания Аристо-теля: «Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле».

5. Проанализируйте свои поступки и отношения и попробуйте определить основные черты своего характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: