Емами учебной работы школьников

К числу наиболее распространенных относится прием

заучивания учебного материала. Младшие школьники, какправило, используют прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучива-ния: многочисленные стихотворения, правила, таблица ум-ножения и пр. Поэтому для младшего школьника задание выучить материал зачастую означает запомнить дословно. К дословному воспроизведению побуждает ребенка и не-достаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти.

Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально, а понять, выделить основную мысль, уловить последова-тельность и логику изложения и т.д. Это требует от учени-



ка новых приемов работы: у м е н и я

с м ы с л о в у ю г р у п п и р о в к у

в ы д е л и т ь о п о р н ы е п у н к т ы,

п л а н и т.п.


п р о и з в е с т и

м а т е р и а л а,

с о с т а в и т ь


Этим приемам младших школьников необходимо спе-циально обучать, начиная со 2-3-го класса. Задачу эту це-лесообразно выполнять при тесном сотрудничестве учите-ля, психолога и родителей.

К сожалению, необходимый момент введения новых приемов учебной работы зачастую упускается, а сами уче-ники не всегда способны самостоятельно их обнаружить и использовать. Поэтому у многих младших школьников к концу обучения в начальной школе закрепляются неадек-ватные приемы и способы работы с учебным материалом. Последствия этого могут быть довольно печальными. По мере возрастания объема и сложности учебного материала усидчивость уже не может компенсировать неумение учить-ся. А это часто сказывается при переходе в среднюю шко-лу, когда резко возрастают учебные требования, увеличи-ваются число изучаемых дисциплин и их объем. В итоге у школьников, не владеющих рациональными приемами учебной работы, результаты резко снижаются.

Чтобы избежать столь неприятных последствий, необ-ходимо специально и целенаправленно обучать младших школьников приемам активной мыслительной обработ-ки запоминаемого материала (подробнее об этом в теме 5.2. Виды памяти).

Диагностика уровня сформированности у школьников учебных действий при решении учебных задач является одной из актуальных проблем дидактико-психологических исследований. Разрабатываемые на их основе материалы математического и лингвистического содержания могут быть использованы на соответствующих уроках не только в диагностических, но и в развивающих целях1.

Действиеконтроля

Для того чтобы установить правильность учебных дей-ствий, необходимо соотнести ход их выполнения и резуль-тат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль.

1 См.: Готовность детей к школе. Диагностика психического развития

и коррекция его неблагоприятных вариантов/ Е.А.Бугрименко, А.Л. Вен-гер и др. - М., 1992.



Действию контроля в учебной деятельности принадле-жит особая роль, поскольку овладение этим действием «характеризует всю учебную деятельность как управляе-мый самим ребенком произвольный процесс»1.

Первоначально контроль за выполнением учебных дей-ствий производит учитель. Он расчленяет полученный ре-зультат на элементы, сопоставляет их с заданным образ-цом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Сравнение результата с заданным образцом является ос-новным моментом действия контроля. Так, при разучива-нии стихотворения таким образцом выступает напечатан-ный в книге текст, при выписывании букв - пропись и т.д.

Действию сравнения собразцом необходимонаучитьребенка.

Просто показать образец и сказать: «Смотри, делай так же и сравнивай» - нередко бывает недостаточно. Необходимо выделить в образце опорные точки, т.е. задать ориентиро-вочную основу действия2.

В этой связи К.В. Бардин приводит показательный при-мер неумения школьника правильно использовать задан-ный образец: выполняя задание по письму, ребенок сопо-ставлял с образцом только первую букву, вторую букву он «срисовывал» с им же самим написанной первой буквы, третью - со второй и т.д., поэтому к концу строчки буква так искажалась, что ее трудно было узнать.

В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жиз-ни первоклассника они нередко практически полностью бе-рут контроль за его домашней подготовкой к урокам на себя: проверяют у школьника тетради с домашним заданием, за-ставляют отвечать устные уроки, собирают портфель, следят за соблюдением режима и пр. Учитель должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебных занятиях (а затем и не только в них).

1 ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 218.

:См.: Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психоло-гических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н.

Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: