В раннем периоде истории психологии слова широко применялись в доминировавшей тогда экспериментальной парадигме, основанной на связи стимула и реакции. Слова использовались для заучивания парных ассоциаций с целью проверки быстро возникающих концепций о зависимости научения от частоты ассоциации, а также в качестве независимых переменных, обладающих своими собственным особенностями. Лексические единицы (слова, бессмысленные слоги и части слов) могли варьироваться в зависимости от их сходства, значимости, контекста, орфографии, а также других параметров, обеспечивая таким образом ранних исследователей вербального научения богатым аналитическим арсеналом для наступления на проблему.
В суматохе изучения лексических единиц оказалась почти забытой более общая проблема — как человеческий разум преобразует эти вербальные единицы в организованную структурную сеть. И тем не менее, как мы узнали из других глав этой книги, происхождение идеи организованной структуры памяти можно увидеть в еще более раннем периоде. Через четыре года после того, как Вильям Джеймс опубликовал свою классическую работу "Принципы психологии", Киркпатрик (Kirkpatrick, 1894) писал: "Для полноценной работы памяти необходимо, чтобы впечатления удерживались, воспроизводились и опознавались как знакомые и как связанные с некоторыми другими впечатлениями" (Выделено автором — P.C.) (р.602). В методике Киркпатрика, которая сегодня применяется для исследования способов организации вербального материала, испытуемый свободно воспроизведил список слов в произвольной последовательности. Этот прием, столь обычный в современной когнитивной лаборатории, привлек внимание нескольких последователей,2 однако интерес к свободному воспроизведению как к методу изучения памяти скоро совсем угас и пребывал в забвении до 50-х годов. Объяснялось это так: "Практически прекратившееся применение в исследованиях метода свободного воспроизведения —результат нанесения Эббингаузом большой и долго не заживающей раны всему сообществу вербального научения" (К-ausler, 1974, pp.332-333). Эта огромная "рана", а также развитие бихевиоризма — доктрины, враждебной взглядам, основанным на "сознании",— тянулись полвека, пока не возникла необходимость в методиках, способных проникать в то, как наш разум организует и структурирует воспринимаемую информацию, и пока это вновь не вынудило вернуться к методике свободного воспроизведения Киркпатрика.
|
|
Как и в случае многих других экспериментальных методик, эта процедура проста, а объяснение ее сложно. Испытуемому показывают список на вид бессвязанных слов, и затем он воспроизводит их в любом порядке. То, как происходит воспроизведение, может дать какую-нибудь информацию об организации слов в памяти человека и, таким образом, дает нам ключ к пониманию природы когнитивной структуры. Современное использование метода свободного воспроизведения как средства выявления основных принципов организации началось в ряде важных экспериментов Бус-филда и Седжвика (Bousfield and Sedgewick, 1944; Bousfield, 1951,1953).
|
|
Свободное воспроизведение: кластеры по Бусфилду
2Превосходный исторический обзор можно найти в: Kausler (1974).
Семантическая организация памят1
2Г
ис. 7.1. Схема звлечения ин-ормоции в ответ з предъявление то во "птицы" в зсге словесных ссо ци оции. цаптировано из: (1974).
ПтйцЫ
i--*--*. *. К другим категориям
Курица _-Htf^tx< Утка
В одном из них (1944) испытуемым показывали список из 60 существительных (по 16 в каждой из четырех категорий), а затем они должны были непрерывно давать ассоциации на слова, служившие названиями категорий,— например, птиц. Ответы располагались любопытным образом. Например, при воспроизведении названий птиц испытуемые воспроизводили названия сходных птиц кластерами. Ответ испытуемого мог звучать так: "ястреб", "орел", "стервятник", а вслед за короткой паузой: "курица", "индюк", "утка" — совсем как если бы испытуемый отыскивал названия в какой-нибудь одной подкатегории класса "птицы" и, исчерпав