Ассоцианизм и его развитие

В раннем периоде истории психологии слова широко применялись в доми­нировавшей тогда экспериментальной парадигме, основанной на связи стимула и реакции. Слова использовались для заучивания парных ассо­циаций с целью проверки быстро возникающих концепций о зависимости научения от частоты ассоциации, а также в качестве независимых пере­менных, обладающих своими собственным особенностями. Лексические единицы (слова, бессмысленные слоги и части слов) могли варьировать­ся в зависимости от их сходства, значимости, контекста, орфографии, а также других параметров, обеспечивая таким образом ранних исследова­телей вербального научения богатым аналитическим арсеналом для на­ступления на проблему.

В суматохе изучения лексических единиц оказалась почти забытой более общая проблема — как человеческий разум преобразует эти вер­бальные единицы в организованную структурную сеть. И тем не менее, как мы узнали из других глав этой книги, происхождение идеи организо­ванной структуры памяти можно увидеть в еще более раннем периоде. Через четыре года после того, как Вильям Джеймс опубликовал свою классическую работу "Принципы психологии", Киркпатрик (Kirkpatrick, 1894) писал: "Для полноценной работы памяти необходимо, чтобы впе­чатления удерживались, воспроизводились и опознавались как знакомые и как связанные с некоторыми другими впечатлениями" (Выделено авто­ром — P.C.) (р.602). В методике Киркпатрика, которая сегодня применя­ется для исследования способов организации вербального материала, ис­пытуемый свободно воспроизведил список слов в произвольной последо­вательности. Этот прием, столь обычный в современной когнитивной ла­боратории, привлек внимание нескольких последователей,2 однако инте­рес к свободному воспроизведению как к методу изучения памяти скоро совсем угас и пребывал в забвении до 50-х годов. Объяснялось это так: "Практически прекратившееся применение в исследованиях метода сво­бодного воспроизведения —результат нанесения Эббингаузом большой и долго не заживающей раны всему сообществу вербального научения" (К-ausler, 1974, pp.332-333). Эта огромная "рана", а также развитие бихеви­оризма — доктрины, враждебной взглядам, основанным на "сознании",— тянулись полвека, пока не возникла необходимость в методиках, способ­ных проникать в то, как наш разум организует и структурирует воспри­нимаемую информацию, и пока это вновь не вынудило вернуться к мето­дике свободного воспроизведения Киркпатрика.

Как и в случае многих других экспериментальных методик, эта процедура проста, а объяснение ее сложно. Испытуемому показывают список на вид бессвязанных слов, и затем он воспроизводит их в любом порядке. То, как происходит воспроизведение, может дать какую-нибудь информацию об организации слов в памяти человека и, таким образом, дает нам ключ к пониманию природы когнитивной структуры. Современное использова­ние метода свободного воспроизведения как средства выявления основ­ных принципов организации началось в ряде важных экспериментов Бус-филда и Седжвика (Bousfield and Sedgewick, 1944; Bousfield, 1951,1953).

Свободное воспроизве­дение: кластеры по Бусфилду

2Превосходный исторический обзор можно найти в: Kausler (1974).

Семантическая организация памят1

ис. 7.1. Схема звлечения ин-ормоции в ответ з предъявление то во "птицы" в зсге словесных ссо ци оции. цаптировано из: (1974).

ПтйцЫ

i--*--*. *. К другим категориям

Курица _-Htf^tx< Утка

В одном из них (1944) испытуемым показывали список из 60 существи­тельных (по 16 в каждой из четырех категорий), а затем они должны были непрерывно давать ассоциации на слова, служившие названиями категорий,— например, птиц. Ответы располагались любопытным обра­зом. Например, при воспроизведении названий птиц испытуемые воспро­изводили названия сходных птиц кластерами. Ответ испытуемого мог звучать так: "ястреб", "орел", "стервятник", а вслед за короткой паузой: "курица", "индюк", "утка" — совсем как если бы испытуемый отыскивал названия в какой-нибудь одной подкатегории класса "птицы" и, исчерпав


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: