A Hard Day's Night | Yellow | When the Saints | OComeAJ | Sound of Musk Pop Goes | I'd Like to Teach | The First Nod |
Submanne | Come Marchmg In | Ye Faithful | theWessd | the World to Sing | ||
0 Tannenbaum | Happy Days Are | Wh«Johnny | ||||
Mary Had a | Bridge Over | Oh Susanna | Here Again This Land Is | America the Beautiful | Comes | |
Oh My Darling | Little Lamb | Troubled Waters | Your Land | Marching Home | ||
Clementine | I'm a Yankee | White Christinas | Leaving on a | |||
Jingle Beds | For He's a Jolly | Doodle Dandy | Row Row Row | Jet Plane | ||
Do You Know the | Good Fellow | Your Boat | ||||
Way to San Jose | Up Up and | OMMacDonald | God Bless America | |||
Away | You Are Ну | Hey Jude | ||||
The Little | Sunshine | Do Re Mi | Rudolf the | |||
Drummer Boy | Yesterday | Singing in the Rain | Red-Nosed | |||
Jimmy Crack Com | Hark the | Reindeer | ||||
TheLittb | Gerald Angels | Mrs. Robinson | ||||
Drummer Boy | Twmkle Twinkle | |||||
Little Star | Happy Birthday | Yankee Doodle Dandy | ||||
Santa Claus Is | California Girls | We Wish You a | ||||
Coming to Town | Merry Christmas |
; ""
Рис. 7.10. Таблица стимулов с нелогично расположенными названиями разделов и перемешанными названиями песен. Из: Holpern f!986).
|
|
ны со скриптом, названным "концерт". "Концерт" был разделен на 9 взаимосвязанных подскриптов, таких как "швейцар" и "кондуктор", которые шли в естественном порядке. Создавалась также структура более высокого уровня, в которой скрипты были организованы в кластеры "утро", "день" и "вечер", связанные с самым большим узлом, названным "календарь". Когда испытуемые имели возможность изучать материал в иерархическом порядке, воспроизведение было превосходным, но когда слова предъявлялись в случайном порядке, воспроизведение было плохим. Авторы заключили, что предъявление материала в виде логичной темы позволяет испытуемым использовать знание того или иного скрипта, чтобы эффективно хранить и воспроизводить слова.
В похожем эксперименте Хальперн (Halpern, 1986) исследовал воспроизведение названий знакомых мелодий в результате предъявления их логически упорядоченным и неупорядоченным способом. На Рис.7.9 названия песен показаны в логической иерархии. Соответственно, например песня "Rudolf, the Red-Nosed Reindeer" (Рудольф, красноносый олень) классифицирована в логической иерархии как "Счастливая", "Рождественская", "Песня"; а в нелогичной иерархии — как "Битлз", "Бытовая", "Старинная" и "Для вечеринки" (см. Рис.7.10). Испытуемых просили заучить таблицу для последующей проверки памяти. Как и ожидалось, испытуемые, которые изучали логическую иерархию, выучили больше
Память 238
названий, чем те, что изучали нелогичную иерархию. Кроме этого, Халь-перн обнаружил, что некоторые испытуемые из видевших нелогичную иерархию тем не менее мысленно представляли себе названия мелодий иерархически. Эти исследования еще больше подкрепили утверждение, что обычная информация — слова, "повседневные ситуации" и названия песен систематизированы в памяти, и что если испытуемым заранее давать иерархически структурированную информацию, то это значительно улучшает ее запоминание и воспроизведение.
|
|
Подобно иерархической сетевой модели Коллинза и Квиллиана и модели ассоциативной памяти человека, предложенной Андерсоном и Бауэром, модель ЭЛИНОР10, созданная Линдсеем, Норманом и Румельхартом, возникла на стыке двух мощных течений, являющихся частью современного когнитивного "духа времени" (Zeitgeist): компьютерной науки и описательной лингвистики. Представление о семантической памяти в этой модели близко по своей парадигме предыдущим сетевым моделям, но имеет и некоторые отличия.
Семантическая память в модели ЭЛИНОР представлена в виде сложной сети узлов и линий, похожих на те, что описаны в других моделях. Узлы означают понятия или события, а линии — смысловые связи. Однако, в отличие от модели Коллинза и Квиллиана, отдельные слова, хранящиеся в семантической памяти, имеют свои компоненты. Как вы вероятно помните, принцип когнитивной экономичности требует избегать многократного хранения признаков; например, свойство "имеет кожу" было признаком "животного", но не "птицы". В ЭЛИНОРЕ "птица" могла бы содержать компоненты "имеет кожу", "имеет перья" и т.п.— примерно так:
ЭЛИНОР (ELINOR)
имеет Животное-----—^ кожу Птица
имее
имее
кожу
перья
Основные отношения между узлами выглядят так:
R
где обстоятельство А связано с обстоятельством В отношением R. Обстоятельство А может быть также связано с С, D, е...п. Исчерпывающее описание памяти должно учитывать тысячи таких понятий, так чтобы в окончательной системе множество узлов соединялись между собой линиями. Согласно такому подходу к семантической памяти, вся информация в
10Название ELINOR — это вольное сочетание первых букв из имен авторов этой модели: Lindsay, Norman, Rumelhart.
Семантическая организация памяти
ДВП закодирована в терминах узла и его связей. В ДВП представлены три вида информации: понятия, события и эпизоды. Понятие — это конкретная идея, и оно определяется тремя типами отношений: "быть" (isa), "иметь" (has, is, can) и "обратное быть"11 (isa inverse), например так:
есть --------------------> Животное
СОБАКА -
имеет (мочь)
____________________ !-^
обратное есть
* Шерсть ••Терьер
(Суперордината)
(Свойства)
(Экземпляры)
Событие — это ситуация, где есть действия, действующие лица и объекты. Происходящее действие обычно описывается глаголом. Предложение "Камень скатился с горы" представляется так:
Прошлое
'\ Время
Объект Путь Камень---------------^> катиться-------------^> с горы
11 Имеется в виду обратная логическая форма высказываний "Собака есть животное" и "Терьер есть собака"; в приведенном примере второе суждение ("Терьер...") читается в обратном порядке по сравнению с первым ("Собака...").— Прим. ред.
Рис. 7.П. Изображение участка семантической сети для предложения "Джон убил Мэри в баре" согласно модели ЭЛИНОР. Адаптировано из: Lindsay and Norman 11972).
Память 240
Событие сосредоточено вокруг центрального действия — "катиться"; "камень"— это объект, который "катится", а "вниз с горы" описывает путь действия. Репрезентация события сосредоточена вокруг отдельного действия и в большинстве случаев может быть легко изображена.
Эпизоды — это события, которые объединены пропозициональными связями. Различаются три пропозициональных связи: отношение затем, ведущее к новому событию, отношение во время (или в то время как), позволяющее соединять текущие события с новым событием, и отношение время, позволяющее соединять события с неопределенным временным порядком.
|
|
Узлы названы так для простоты — как если бы они были конкретными элементами, но на самом деле это абстрактные сущности, обозначающие точку, где сходится набор отношений, составляющих понятие.
Соединение семантических компонентов можно представить в виде семантической сети, как это показано на Рис.7.11, на котором термины в овальных узлах соответствуют пропозициям (в их конкретном применении к другим узлам), а термины в угловых скобках — это узлы, изображающие конкретное содержание информации.
В предложении "Джон убил Мэри в баре", представленном на этом рисунке, время определяется в контексте конкретной последовательности (видит, затем вытаскивает (нож), затем наносит удар, затем умирает; в то время как ест). Эпизод, вокруг которого сосредоточены связи затем и во время (в то время как), есть последовательность событий. Несмотря на свою сложность, рисунок 7.11 содержит только часть всей семантической сети, отражающей событие "Джон убил Мэри в баре". Большее количество информации об этом предложении содержится в ДВП и легко доступно для ответов на вопросы об этом событии.
Краткое содержание
Î. Термин "семантическая организация" обозначает то, как понятия систематизированы и структурированы в памяти.
2. В исследованиях семантической памяти доминируют две основных позиции, различающиеся по своей направленности: ассоциа-нистский подход, который сосредоточен на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредоточен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью.
3. Ассоцианистское направление исследует семантическую организацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроизведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитивной структуры.
|
|
4. Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они под-
Семантическая организация памяти
разделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.
5. В групповых моделях понятия организованы в виде множества "групп" информации, содержащих категории и атрибуты.
6. Модель сравнительных семантических признаков также предполагает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на определяющие, или существенные, и характерные, или описательные признаки. Оценка понятий предположительно основана больше на определяющих признаках.
7. Сетевые модели исходят из того, что понятия хранятся в памяти в виде независимых единиц, объединенных конкретными и значимыми связями (например, "Малиновка есть птица"). Предполагается, что воспроизведение из памяти осуществляется путем оценки достоверности целевых и связанных с ними понятий и что перемещение по структуре в процессе извлечения информации требует времени.
8. В моделях пропозициональных сетей память организована в виде сложной ассоциативной сети пропозициональных конструкций, являющихся наименьшими значимыми единицами информации (например, "Нью-Йорк (есть) большой").
Ключевые слова
характерные признаки сетевая модель
кластерная модель пропозиция
определяющие признаки модель сравнительных семанти
ческих признаков ЭЛИНОР групповая модель
Рекомендуемая литература
В дополнение к работам о памяти, упомянутым в предшествующих главах, есть несколько хороших ссылок по семантической памяти. Ранний материал по объединению информации в кластеры в рамках ассоцианиз-ма можно найти в:
Kausler. Verbal Learning and Memory — возможно это наиболее авторитетный исторический обзор.
Для тех, кто интересуется психолингвистическим подходом, есть широкий исчерпывающий обзор семантической памяти в: Smith. "Theories of Semantic Memory", in Estes, éd., Handbook of Learning and Cognitive Processes.
Научный подход к семантической памяти можно найти в: Kintsch. The Representation of Meaning in Memory; Miller and Johnson-Laird. Language and Perception. Память
Коллинз и Лофтус излагают текущее состояние их теории в статье: Collins and Loitus. "A spreading activation theory of semantic processing11, in Psychological Review.
Сетевые теории широко обсуждаются в:
Anderson and Bower. Human Associative Memory — весьма дерзкая книга.
Детальное обсуждение новой версии АПЧ, называемой ACT, приводится в: Anderson. Language, Memory, and Thought; Anderson and Smith. The Architecture of Cognition; Medin. Categories and Concepts.
И еще одна примечательная книга:
Norman and Rumelhart. Exploration in Cognition.
Семантическая организация памяти
Мнемоника и образы
eu 8* Мнемоника и память set f, Мысленные образы
В предыдущих трех главах мы рассматривали теоретический и эмпирический аспекты памяти. В этой главе основное внимание будет уделено "практическим" или прикладным аспектам памяти — в основном в связи с мнемоническими приемами, а теоретических соображений мы будем касаться меньше. Под мнемоникой мы имеем в виду приемы или системы — такие как рифмы и образы, служащие для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти. С этим определением связаны два процесса памяти: (Охранение и кодирование информации и ^припоминание хранимой информации. Как мы увидим, некоторые наиболее успешные мнемонические приемы помогают в обоих этих видах деятельности: как при хранении и кодировании, так и при воспроизведении из памяти.
В этой главе мы сначала познакомимся с некоторыми обычными мнемоническими приемами, затем обсудим, какие интеллектуальные способности необходимы для мнемонической деятельности и, наконец, обратимся к некоторым случаям выдающейся памяти.
Люди давно занимаются памятью и давно ищут средства для ее улучшения. И этому есть веские основания. Успех — как его обычно понимают в бизнесе, медицине, в школьной работе, межличностных отношениях — в значительной степени определяется способностью воспроизводить конкретную информацию. Иногда даже возникает впечатление, что такая способность ценится больше, чем умение творчески мыслить. Немало людей сумели интерес к памяти обратить в капитал, продавая курсы по запоминанию и книги, обещающие улучшить память за несколько "несложных уроков". Пезднее мы обратимся к некоторым из таких систем.