My Bonnie Lies Over the Oc

A Hard Day's Night Yellow When the Saints OComeAJ Sound of Musk Pop Goes I'd Like to Teach The First Nod
  Submanne Come Marchmg In Ye Faithful theWessd the World to Sing  
0 Tannenbaum       Happy Days Are   Wh«Johnny
  Mary Had a Bridge Over Oh Susanna Here Again This Land Is America the Beautiful Comes
Oh My Darling Little Lamb Troubled Waters   Your Land   Marching Home
Clementine     I'm a Yankee White Christinas Leaving on a  
  Jingle Beds For He's a Jolly Doodle Dandy Row Row Row Jet Plane  
Do You Know the   Good Fellow   Your Boat    
Way to San Jose Up Up and   OMMacDonald   God Bless America  
  Away You Are Ну   Hey Jude    
The Little   Sunshine Do Re Mi   Rudolf the  
Drummer Boy Yesterday     Singing in the Rain Red-Nosed  
    Jimmy Crack Com Hark the   Reindeer  
  TheLittb   Gerald Angels Mrs. Robinson    
  Drummer Boy Twmkle Twinkle        
    Little Star Happy Birthday Yankee Doodle Dandy    
    Santa Claus Is California Girls We Wish You a    
    Coming to Town   Merry Christmas    

; ""

Рис. 7.10. Таблица стимулов с нелогично расположенными названиями разделов и переме­шанными названиями песен. Из: Holpern f!986).

ны со скриптом, названным "концерт". "Концерт" был разделен на 9 вза­имосвязанных подскриптов, таких как "швейцар" и "кондуктор", которые шли в естественном порядке. Создавалась также структура более высоко­го уровня, в которой скрипты были организованы в кластеры "утро", "день" и "вечер", связанные с самым большим узлом, названным "календарь". Когда испытуемые имели возможность изучать материал в иерархическом порядке, воспроизведение было превосходным, но когда слова предъявля­лись в случайном порядке, воспроизведение было плохим. Авторы заклю­чили, что предъявление материала в виде логичной темы позволяет испы­туемым использовать знание того или иного скрипта, чтобы эффективно хранить и воспроизводить слова.

В похожем эксперименте Хальперн (Halpern, 1986) исследовал вос­произведение названий знакомых мелодий в результате предъявления их логически упорядоченным и неупорядоченным способом. На Рис.7.9 на­звания песен показаны в логической иерархии. Соответственно, напри­мер песня "Rudolf, the Red-Nosed Reindeer" (Рудольф, красноносый олень) классифицирована в логической иерархии как "Счастливая", "Рождествен­ская", "Песня"; а в нелогичной иерархии — как "Битлз", "Бытовая", "Старинная" и "Для вечеринки" (см. Рис.7.10). Испытуемых просили заучить таблицу для последующей проверки памяти. Как и ожидалось, испытуемые, которые изучали логическую иерархию, выучили больше

Память 238

названий, чем те, что изучали нелогичную иерархию. Кроме этого, Халь-перн обнаружил, что некоторые испытуемые из видевших нелогичную иерархию тем не менее мысленно представляли себе названия мелодий иерархически. Эти исследования еще больше подкрепили утверждение, что обычная информация — слова, "повседневные ситуации" и названия песен систематизированы в памяти, и что если испытуемым заранее да­вать иерархически структурированную информацию, то это значительно улучшает ее запоминание и воспроизведение.

Подобно иерархической сетевой модели Коллинза и Квиллиана и модели ассоциативной памяти человека, предложенной Андерсоном и Бауэром, модель ЭЛИНОР10, созданная Линдсеем, Норманом и Румельхартом, воз­никла на стыке двух мощных течений, являющихся частью современного когнитивного "духа времени" (Zeitgeist): компьютерной науки и описа­тельной лингвистики. Представление о семантической памяти в этой мо­дели близко по своей парадигме предыдущим сетевым моделям, но имеет и некоторые отличия.

Семантическая память в модели ЭЛИНОР представлена в виде слож­ной сети узлов и линий, похожих на те, что описаны в других моделях. Узлы означают понятия или события, а линии — смысловые связи. Од­нако, в отличие от модели Коллинза и Квиллиана, отдельные слова, храня­щиеся в семантической памяти, имеют свои компоненты. Как вы вероятно помните, принцип когнитивной экономичности требует избегать много­кратного хранения признаков; например, свойство "имеет кожу" было при­знаком "животного", но не "птицы". В ЭЛИНОРЕ "птица" могла бы со­держать компоненты "имеет кожу", "имеет перья" и т.п.— примерно так:

ЭЛИНОР (ELINOR)

имеет Животное-----—^ кожу Птица

имее

имее

кожу

перья

Основные отношения между узлами выглядят так:

R

где обстоятельство А связано с обстоятельством В отношением R. Об­стоятельство А может быть также связано с С, D, е...п. Исчерпывающее описание памяти должно учитывать тысячи таких понятий, так чтобы в окончательной системе множество узлов соединялись между собой лини­ями. Согласно такому подходу к семантической памяти, вся информация в

10Название ELINOR — это вольное сочетание первых букв из имен авторов этой модели: Lindsay, Norman, Rumelhart.

Семантическая организация памяти

ДВП закодирована в терминах узла и его связей. В ДВП представлены три вида информации: понятия, события и эпизоды. Понятие — это конкрет­ная идея, и оно определяется тремя типами отношений: "быть" (isa), "иметь" (has, is, can) и "обратное быть"11 (isa inverse), например так:

есть --------------------> Животное

СОБАКА -

имеет (мочь)

____________________ !-^

обратное есть

* Шерсть ••Терьер

(Суперордината)

(Свойства)

(Экземпляры)

Событие — это ситуация, где есть действия, действующие лица и объекты. Происходящее действие обычно описывается глаголом. Предло­жение "Камень скатился с горы" представляется так:

Прошлое

'\ Время

Объект Путь Камень---------------^> катиться-------------^> с горы

11 Имеется в виду обратная логическая форма высказываний "Собака есть жи­вотное" и "Терьер есть собака"; в приведенном примере второе суждение ("Те­рьер...") читается в обратном порядке по сравнению с первым ("Собака...").— Прим. ред.

Рис. 7.П. Изоб­ражение участка семантической сети для предло­жения "Джон убил Мэри в баре" со­гласно модели ЭЛИНОР. Адап­тировано из: Li­ndsay and Nor­man 11972).

Память 240

Событие сосредоточено вокруг центрального действия — "катиться"; "ка­мень"— это объект, который "катится", а "вниз с горы" описывает путь действия. Репрезентация события сосредоточена вокруг отдельного дей­ствия и в большинстве случаев может быть легко изображена.

Эпизоды — это события, которые объединены пропозициональными связями. Различаются три пропозициональных связи: отношение затем, ведущее к новому событию, отношение во время (или в то время как), позволяющее соединять текущие события с новым событием, и отношение время, позволяющее соединять события с неопределенным временным по­рядком.

Узлы названы так для простоты — как если бы они были конкретными элементами, но на самом деле это абстрактные сущности, обозначающие точку, где сходится набор отношений, составляющих понятие.

Соединение семантических компонентов можно представить в виде се­мантической сети, как это показано на Рис.7.11, на котором термины в овальных узлах соответствуют пропозициям (в их конкретном примене­нии к другим узлам), а термины в угловых скобках — это узлы, изобра­жающие конкретное содержание информации.

В предложении "Джон убил Мэри в баре", представленном на этом рисунке, время определяется в контексте конкретной последовательнос­ти (видит, затем вытаскивает (нож), затем наносит удар, затем уми­рает; в то время как ест). Эпизод, вокруг которого сосредоточены связи затем и во время (в то время как), есть последовательность событий. Несмотря на свою сложность, рисунок 7.11 содержит только часть всей семантической сети, отражающей событие "Джон убил Мэри в баре". Большее количество информации об этом предложении содержится в ДВП и легко доступно для ответов на вопросы об этом событии.

Краткое содержание

Î. Термин "семантическая организация" обозначает то, как понятия систематизированы и структурированы в памяти.

2. В исследованиях семантической памяти доминируют две основ­ных позиции, различающиеся по своей направленности: ассоциа-нистский подход, который сосредоточен на функциональных свя­зях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредото­чен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью.

3. Ассоцианистское направление исследует семантическую органи­зацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроиз­ведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитив­ной структуры.

4. Когнитивные модели систематизируют данные семантических эк­спериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они под-

Семантическая организация памяти

разделяются на групповые модели, модель сравнительных семан­тических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.

5. В групповых моделях понятия организованы в виде множества "групп" информации, содержащих категории и атрибуты.

6. Модель сравнительных семантических признаков также предпола­гает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на оп­ределяющие, или существенные, и характерные, или описатель­ные признаки. Оценка понятий предположительно основана боль­ше на определяющих признаках.

7. Сетевые модели исходят из того, что понятия хранятся в памяти в виде независимых единиц, объединенных конкретными и значимы­ми связями (например, "Малиновка есть птица"). Предполагается, что воспроизведение из памяти осуществляется путем оценки дос­товерности целевых и связанных с ними понятий и что перемеще­ние по структуре в процессе извлечения информации требует вре­мени.

8. В моделях пропозициональных сетей память организована в виде сложной ассоциативной сети пропозициональных конструкций, яв­ляющихся наименьшими значимыми единицами информации (на­пример, "Нью-Йорк (есть) большой").

Ключевые слова

характерные признаки сетевая модель

кластерная модель пропозиция

определяющие признаки модель сравнительных семанти

ческих признаков ЭЛИНОР групповая модель

Рекомендуемая литература

В дополнение к работам о памяти, упомянутым в предшествующих гла­вах, есть несколько хороших ссылок по семантической памяти. Ранний материал по объединению информации в кластеры в рамках ассоцианиз-ма можно найти в:

Kausler. Verbal Learning and Memory — возможно это наиболее автори­тетный исторический обзор.

Для тех, кто интересуется психолингвистическим подходом, есть широ­кий исчерпывающий обзор семантической памяти в: Smith. "Theories of Semantic Memory", in Estes, éd., Handbook of Learn­ing and Cognitive Processes.

Научный подход к семантической памяти можно найти в: Kintsch. The Representation of Meaning in Memory; Miller and Johnson-Laird. Language and Perception. Память

Коллинз и Лофтус излагают текущее состояние их теории в статье: Collins and Loitus. "A spreading activation theory of semantic processing11, in Psychological Review.

Сетевые теории широко обсуждаются в:

Anderson and Bower. Human Associative Memory — весьма дерзкая книга.

Детальное обсуждение новой версии АПЧ, называемой ACT, приводится в: Anderson. Language, Memory, and Thought; Anderson and Smith. The Architecture of Cognition; Medin. Categories and Concepts.

И еще одна примечательная книга:

Norman and Rumelhart. Exploration in Cognition.

Семантическая организация памяти

Мнемоника и образы

eu 8* Мнемоника и память set f, Мысленные образы

В предыдущих трех главах мы рассматривали теоретический и эмпири­ческий аспекты памяти. В этой главе основное внимание будет уделе­но "практическим" или прикладным аспектам памяти — в основном в связи с мнемоническими приемами, а теоретических соображений мы бу­дем касаться меньше. Под мнемоникой мы имеем в виду приемы или сис­темы — такие как рифмы и образы, служащие для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти. С этим определением связа­ны два процесса памяти: (Охранение и кодирование информации и ^при­поминание хранимой информации. Как мы увидим, некоторые наиболее успешные мнемонические приемы помогают в обоих этих видах деятель­ности: как при хранении и кодировании, так и при воспроизведении из памяти.

В этой главе мы сначала познакомимся с некоторыми обычными мне­моническими приемами, затем обсудим, какие интеллектуальные способ­ности необходимы для мнемонической деятельности и, наконец, обратим­ся к некоторым случаям выдающейся памяти.

Люди давно занимаются памятью и давно ищут средства для ее улуч­шения. И этому есть веские основания. Успех — как его обычно понима­ют в бизнесе, медицине, в школьной работе, межличностных отношени­ях — в значительной степени определяется способностью воспроизводить конкретную информацию. Иногда даже возникает впечатление, что такая способность ценится больше, чем умение творчески мыслить. Немало людей сумели интерес к памяти обратить в капитал, продавая курсы по запоми­нанию и книги, обещающие улучшить память за несколько "несложных уроков". Пезднее мы обратимся к некоторым из таких систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: