Действительно ли странные образы помогают запоминанию

Тот факт, что необычное воображение спо­собно усилить память, использовался как в экспериментальных исследованиях мне­моники, так и в работе профессиональных мнемонистов. (См. раздел, посвященный "С" — далее в этой главе, и материал об исследованиях Воллена, Вебера и Лаури в следующей главе.) Некоторые авторы (на­пример, McDaniel and Einstein, 1986; O'­Brien and Wolford, 1982) предполагают, что эффективность странных образов как мне­монических систем может объясняться тем, что они повышают различимость элемен­тов и таким образом снижают влияние ин­терференции. Эта идея получила опреде­ленную поддержку в экспериментальной литературе, но некоторые исследователи подвергли данный эффект сомнению.

Согласно данным Kroll, Schepeler and Angin (1986), влияние странных образов на воспроизведение переоценивается. Для своего эксперимента они разработали пред­ложения четырех типов, содержащие по два ключевых существительных. Среди них были: предложения с умеренным правдо­подобием (У-П), в которых два существи­тельных связаны не очень сильно; предло­жения с низким правдоподобием (Н-П), в которых определения создавали закончен­ный образ со слабой взаимосвязью суще­ствительных; предложения с высоким прав­доподобием (В-П), описывающие правдо­подобный образ с сильной связью суще­ствительных; и предложения с высокой странностью (В-С), описывавшие странный образ с сильной взаимосвязью двух крити­ческих существительных. Примеры этих четырех типов предложений показаны ниже, а критические слова выделены в них

большими буквами.

Умеренно-правдоподобное:

МУРАВЕЙ бегает вокруг РАСЧЕС­КИ.

Низко-правдоподобное:

Большой черный МУРАВЕЙ мед­ленно ходит взад-вперед вдоль пла­стмассовой РАСЧЕСКИ.

Высоко-правдоподобное:

Большой черный МУРАВЕЙ полза­ет туда-сюда между зубьями пласт­массовой РАСЧЕСКИ.

Высоко-странное:

БолыА>й черный МУРАВЕЙ осто­рожно причесывает свои волосы пластмассовой РАСЧЕСКОЙ.

Результаты этого эксперимента показали, что странные образы сами по себе улуч­шают память не больше, чем правдоподоб­ные образы с сильным взаимодействием. Предполагается, что взаимодействие вклю­ченных в образ существительных в значи­тельной степени предопределяло успеш­ность их воспроизведения. Любопытно, что большинство испытуемых были уверены, что странные элементы они.запомнили луч­ше, чем правдоподобные пары, хотя субъек­тивные отчеты говорили о другом. Силь­ная убежденность испытуемых в психоло­гических экспериментах, мнемонистов и эк­спериментальных психологов в том, что странные образы помогают удерживать воспоминания (что на самом деле не так, поскольку степень взаимосвязи существи­тельных в образе контролируется) говорит о том, что мы еще мало знаем, как конк­ретно мнемоника влияет на запоминание.

Мнемоника и память ' 253

живые и иногда странные образы, связывающие ПЗ-событие с данной ве­шалкой или положением.

Бугельски и др. (Bugelski, Kidd and Segmen, 1968) провели исследова­ние, считавшееся тогда примером ортодоксального метода заучивания пар­ных ассоциаций, и продемонстрировали в нем эффективность метода слов-вешалок. Испытуемые в экспериментальной группе сначала заучивали стишки про то, что "один это булка, а два это башмак", а затем должны были вообразить связь названного объекта со словом из набора упорядо­ченных рифм. Бугельски и др. также варьировали время, отводимое для заучивания. Результаты показали, что испытуемые, пользовавшиеся мето­дом слов-вешалок, заметно превосходили по результатам испытуемых кон­трольной группы, причем этот эффект был наиболее заметен, когда испы­туемым давали больше времени на заучивание каждой пары. Эффектив­ность мнемонической системы слов-вешалок при заучивании парных ассо­циаций подтвердилась также в других исследованиях (Bower, 1972; Bower and Reitman, 1972).

Метод Метод ключевых слов является слегка видоизмененным вариантом систе-

ключевых мы слов-вешалок. Его использовали Аткинсон и Роф (Atkinson, 1975;

слов Atkinson and Raugh, 1975; Raugh and Atkinson, 1975) в обучении второму

языку. В качестве ключевого использовало€ь~"английское слово, напоми­навшее по звучанию какую-либо часть иностранного слова" (Atkinson, 1975, р.821). Испытуемые ассоциировали звучание иностранного слова с ключе­вым словом и формировали мысленный образ, связывающий ключевое слово с английским переводом. Так, между иностранным словом и его английс­ким переводом образовывалась цепочка, состоящая из ключевого слова, сходного по звучанию с иностранным словом, и воображаемой связи меж­ду этим ключевым словом и настоящим английским словом. Возьмем для примера испанское слово pato, означающее по-английски "утка" (duck). Pato по звучанию похоже на "pot-o" (pot= горшок). Используя слово "pot" в качестве ключевого, мы можем представить себе утку с горшком на голове. Или, например, русское слово "zvonok", означающее "bell" (зво-

Рис. 8.3. Этапы заучивания рус­ского слова "zvo­nok" по методу ключевых слов. Адаптировано из:-So/so and Johnson (Т 984).

Мнемоника и образы 254

нок). Слово Zvonok звучит как "zvahn-oak" (oak-дуб)— с ударением на последнем слоге. Используя слово "oak" в качестве ключевого, мы можем преставить дуб, на котором вместо желудей висят колокольчики. Этот пример в поэтапном виде изображен на Рис.8.3.

Насколько хорошо работает такая система? В проведенных экспери­ментах (Atkinson and Raugh, 1975) испытуемые заучивали 120 русских слов (по 40 слов в каждый из трех дней). Предварительно записанные русские слова предъявлялись через наушники, а ключевые слова и анг­лийский перевод предъявлялись зрительно. Каждый день было три урока. Успехи группы, где использовались ключевые слова, были гораздо лучше, чем успехи контрольной группы. Фактически испытуемые эксперименталь­ной группы, пользуясь методом ключевых слов, за два урока выучивали больше, чем испытуемые контрольной группы за три. Причем, не просто их немедленные успехи были лучше, а и через шесть недель вероятность верного воспроизведения в экспериментальной группе составляла 0.43, а в контрольной группе только 0.28.

Исследователи также обнаружили, что вообще лучше предлагать гото­вое ключевое слово, чем предоставлять испытуемым самим генерировать его.

В процессе обсуждения мнемонических приемов мы узнали, что обра­зы играют важную роль. Почему так? Аткинсон (1975) полагает, что об­разные инструкции позволяют испытуемому выработать свою мнемони­ческую систему. Так, испытуемый, увидев, что его первоначальный образ недостаточно эффективен, может при следующей попытке усовершенство­вать его, добавив в него больше деталей. В результате образ превращает­ся в более выраженный признак воспроизведения.

Мало кто сомневается, что знания человека систематизированы. Как именно они структурируются,— это вопрос, вызывающий серьезные споры, и в этом мы убедились в предыдущей главе, но мало кто сомневается, что какая-то структура существует. Все мнемонические системы основаны на структурировании информации, так чтобы ее легче было запомнить и вос­произвести. Основанием структурирования информации может быть мес­то, время, орфография, звуки, образы и т.д. Весьма эффективный мнемо­нический прием — это организация информации по семантическим кате­гориям, которые затем можно использовать как признаки для воспроизве­дения.

Предположим, что в эксперименте по воспроизведению слов испытуе­мым предлагают за две минуты механически заучить наизусть следующий набор слов:

Организую­щие схемы

птица холм паутина
мальчик дом рука
хлеб гвоздь стекло
церковь няня яблоко
ноги королева волосы
тигр перец трава

дым

шерсть

овощи

поезд

ковер

звезда

Мнемоника и память 255

После заучивания испытуемые в течение четырех минут складывают колонки цифр. Затем они пытаются воспроизвести слова из списка. Трем другим группам даются те же самые слова, то же самое время для заучи­вания и та же отвлекающая задача (сложение цифр), но добавляются и некоторые другие условия: второй группе дают кроме этого контурные рисунки объектов, обозначенные каждым из этих слов, и просят вообра­зить их. Третью группу просят запомнить те же самые слова, прочитав и перечитав содержащий их следующий рассказ:

Фантастическое путешествие

Вместо того, чтобы быть в своей церкви, мальчик прятался на холме. У него были босые ноги, хотя няня и предупреждала его, что можно наступить на гвоздь. У него в руке было яблоко, кото­рое он время от времени посыпал черным перцем.

Пока над его головой паук плел паутину, он мечтал убежать из дома. Представлял он это себе так. Он сядет на поезд и доедет на нем до побережья. А оттуда он полетит на далекую звезду, сев на волшебный ковер или потерев волшебное стекло.

После этого он женится на королеве, будет лежать на траве, никогда ни будет расчесывать свои волосы или есть овощи. Если ему станет скучно, он развлечется охотой на тигра и будет смот­реть на дым, идущий из его ружья после выстрела.

Но прежде чем он успел закончить свои грезы, он начал уста­вать. Когда он начал крошить хлеб и кормить находившуюся рядом птицу, он увидел овцу с мягкой шерстью. Он лег на нее и заснул.

И наконец, четвертой группе предлагают заучивать слова в семантически организованном виде, как это показано ниже. (Кроме этого их инструкти­руют, что категории легче будет запомнить, если также заучить слово "ЧЕПЖИМИС", составленное из первых букв названий категорий.)

Части тело Едо Природа
ноги хлеб холм
рука волосы перец яблоко трава дым
ноготь овощи звезда
паутина    

Живые объекты Место

мальчик церковь

няня дом

королева поезд птица тигр

Искусственные объекты

стекло

шерсть

ковер

Как вы думаете, какие результаты показали эти четыре группы? Какие результаты вы ожидали бы от них при воспроизведении спустя неделю? Мы провели этот эксперимент несколько раз и выяснили, что слова, предъявленные по категориям, удерживались в памяти лучше всего, а

Мнемоника и образы 256

самые плохие результаты были в группе с механическим запоминанием. В группах с картинками и с рассказом результаты воспроизведения были примерно одинаковые, но выше, чем при механическом запоминании. Из этих результатов видно, что материал, организованный каким-либо спосо­бом — визуально, семантически или путем классификации, —запоминает­ся лучше, чем неорганизованный материал3.

Еще одна очень важная характеристика мнемонических приемов —это эффективность организации материала. Но эта их характеристика тесно связана с другими факторами, многие из которых рассматриваются в этой книге.

Воспроизведение чисел — это задача, в корне отличная от воспроизведе­ния списка покупок, запоминания речей и парных ассоциаций. Сами по себе числа нелегко представить в образной форме, чтобы потом связать ее с местом или словом. Некоторые числа содержат "встроенную" мнемони­ку — например, 1234, 1001, 7, 11, 13. Но для запоминания большинства других чисел потребуется определенное преобразование. Возьмем, напри­мер, дату 1609г., когда Генри Хадсон на корабле под названием "Half Moon" ("Полумесяц") открыл остров, который сегодня называется Ман-хэттен. Ключом может быть буква О. Ее форма.напй^инает луну, а если ее разделить пополам, вот так: О — то будет похоже на 6 и/или 9. Так из числа 1609 получается образ, который можно связать с Полумесяцем. Возможно, наиболее известный мнемонический прием — это рифма, по­могающая запомнить дату открытия Америки Колумбом:

In fourteen hundred ninety-two Colimbus sailed the ocean

blue.

(В году тысяча четыреста девяносто втором Колумб

плыл по голубому океану.)

Это простые приемы и их совсем несложно использовать как систему кодирования. Более сложная форма кодирования чисел была предложена Фейнеглем (Feinaigle, 1813); а позднее ее модифицировали Янг и Гибсон (Young and Gibson, 1974). Для пользования этой системой прежде всего требуется ассоциировать буквы с фонетическим кодом следующим обра­зом:

1 = Т(и D или ТН)

2 = N(NG, факультативный вариант NK)

3 = M

4 = R

5 = L

6 = мягкое G или J (и СН или SH)

7 = твердое С или К (и твердое G или Q)

Воспроизве­дение чисел

3К этим результатам надо относиться с определенной осторожностью, по­скольку при использовании различного стимульного материала можно полу­чить различные результаты. Кроме того, хотя испытуемых в группе механи­ческого заучивания инструктировали просто повторять слова снова и снова, нет гарантии, что они не прибегали к той или иной организации материала.

Мнемоника и память 257

8 = F (и РН или V)

9 = P или В

О = Z или S (и мягкое С)

Первоначальный код легче заучивать при помощи отдельного мнемоничес­кого приема:

1 = Т Т пишется с одной вертикальной линией

2 = N N пишется с двумя вертикальными линиями

3 = M M повернутое на 90° похоже на 3

4 = R R это четвертая и последняя буква в слове

four (четыре)

5 = L L это римская цифра 50

6 = мягкое G или J G похоже на 6

7 = твердое С или К7 похоже на грубый ключ

(Crude Key)

8 = F Строчная буква f похожа на 8

9 = P или В P похоже на 9, если ее перевернуть О = Z или S ZerO (ЗерО)

После того, как код выучен, его можно применить к любому числу. Возьмем, например, число 1492 — год, когда плыл Колумб. Его можно представить как "DRoP IN" (drop in= случайный гость; место, куда всегда можно загля­нуть на огонек без особого приглашения), где D=l, R=4, P=9 и N=2 (коди­руются только согласные). Возможно, вашей первой реакцией было: "Уж лучше я выучу стишок"; но после того как код составлен, с его помощью вы можете легко запомнить любые другие числа. Возьмем, например, но­мер телефона (514) 217-0815; в закодированном виде получим "Lee, TuRN The Key SoFTLy" ("Ли, поверни ключ мягко"). Были разработаны и еще более сложные коды; например, код, который приводят Янг и Гибсон (1974), состоит из 100 слов, попарно связанных со 100 числами:

1 HAT (ШЛЯПА)

2 HEN (КУРИЦА)

3 НАМ (ВЕТЧИНА)

4 HAIR (ВОЛОСЫ)

5 HILL (ХОЛМ)

6 SHOE (БАШМАК)

7 HOOK (КРЮК)

8 HOOF (КОПЫТО)

9 HOOP (ОБРУЧ)

10 DICE (КОСТИ)

11 DEED (ПОСТУПОК)

12 DOWN (СПУСК)

13 DAM (ДАМБА)

14 DEER (ОЛЕНЬ)

15 DOLL (КУКЛА)

16 DISH (БЛЮДО)

17 DECK (ПАЛУБА)

18 DOVE (ГОЛУБЬ)

19 DOPE (ДУРМАН)

34 MARE (КОБЫЛА)

35 MAIL (ПОЧТА)

36 MATCH (СПИЧКА)

37 MUG (КРУЖКА)

38 MUFF (МУФТА)

39 MAP (КАРТА)

40 RICE (РИС)

41 ROAD (ДОРОГА)

42 RAIN (ДОЖДЬ)

43 RAM (БАРАН)

44 ROAR (РЕВ)

45 RAIL (РЕЛЬС)

46 RICH (БОГАТЫЙ)

47 ROCK (СКАЛА)

48 ROOF (КРЫША)

49 ROPE (КАНАТ)

50 LACE (КРУЖЕВО)

51 LADY (ДАМА)

52 LAWN (ГАЗОН)

67 JACK (ВАЛЕТ)

68 JOVE (ЮПИТЕР)

69 JAP (ЗАСАДА)

70 GOOSE (ГУСЬ)

71 GATE (ВОРОТА)

72 GUN (ПИСТОЛЕТ)

73 GUM (ДЕСНА)

74 GEAR (ШЕСТЕРНЯ)

75 GALE (ШТОРМ)

76 GASH (РАНА)

77 GIG (СОСКА)

78 GOOF (ТУПИЦА)

79 GOB (МАТРОС)

80 FEZ (ФЕСКА)

81 FOOT (НОГА)

82 FAN (ФЕН)

83 FOAM (ПЕНА)

84 FIRE (ОГОНЬ)

85 FILE (НАПИЛЬНИК)

Мнемоника и образы 258

20 NEWS (НОВОСТИ)

21 KNOT (УЗЕЛ)

22 NUN (МОНАХИНЯ)

23 NAME (ИМЯ)

24 NEAR (БЛИЗКИЙ)

25 NAIL (ГВОЗДЬ)

26 NICHE (НИША)

27 NECK (ШЕЯ)

28 KNIFE (НОЖ)

29 KNOB (ШИШКА)

30 MOUSE (МЫШЬ)

31 МАТ (ЦИНОВКА)

32 MOON (ЛУНА)

33 MOM (MAMA)

53 LOOM (МИРАЖ)

54 LYRE (ТКАЦКИЙ СТАНОК)

55 LILY (ЛИЛИЯ)

56 LASH (ПЛЕТЬ)

57 LOCK (ЗАМОК)

58 LEAF (ЛИСТ)

59 LIP (ГУБА)

60 JUICE (СОК)

61 JET (СТРУЯ)

62 JIN (ДЖИН)

63 JAM (ВАРЕНЬЕ)

64 JAR (КУВШИН)

65 JAIL (ТЮРЬМА)

66 JUDGE (СУДЬЯ)

86 FISH (РЫБА)

87 FIG (ИНЖИР)

88 FIFE (ДУДКА)

89 FOB (БРЕЛОК)

90 PIZZA (ПИЦЦА)

91 POT (ГОРШОК)

92 PEN (ПЕРО)

93 РОЕМ (СТИХ)

94 PEAR (ГРУША)

95 PAIL (БАДЬЯ)

96 PATCH (КЛОЧОК)

97 PICK (КИРКА)

98 PUFF (ДУНОВЕНИЕ)

99 PIPE (ТРУБА)

100 DOSE (ДОЗА)

Здесь гласные неважны и их можно вставлять по мере надобности при произнесении слова, а буквы Т, N, M и т.д. как и выше означают соответ­ственно: l.ha£ (шляпа), 2.hen (курица), S.ham (ветчина) и так далее. На­пример, mai/ (почта) это будет 35, a pear (груша) это 94. Однако рассмот­рение столь сложных мнемоник не входит в задачу данной книги.

Согласно Лорейну и Люкасу (Lorayne and Lucas, 1974) — авторам попу­лярной книги "The Memory Book" ("Книга памяти"), заучивание имени в его ассоциации с лицом включает в себя три этапа. Первый "запоминание имени" - можно осуществить, обратив подробное внимание на то, как это имя произносится, и затем образовав заменяющее его имя или фразу.4 Так, например, труднопроизносимое имя Antesiewicz (Антесиевич), кото­рое произносится примерно как Ante-sevage (анте-сивэдж), можно запом­нить как Auntie-save-itch (анти-сеив-итч, тетушка-избавь-от-чесотки); имя Caruthers (Карадерс) — как "car with udders" (кар виз адерс, автомобиль с выменем); Eberhardt (Эберхардт) — как "ever hard" (эвер хард, всегда упорный) и т.д. Подобная "замена" имен обладает богатым образным по­тенциалом. Таким способом легко составлять из имен образы — и порой довольно причудливые.

На втором этапе производится поиск особых примет в лице данного человека — высокий лоб, борода, необычные очки, нос с горбинкой, пол­ные щеки, бородавки или ямочки.

И на последней стадии слово-заменитель имени ассоциируется (Этап 1) с особой приметой человека. Так, если вас познакомили с начинающим лы­сеть человеком по имени Wally Kelly (Уолли Келли), у которого большой живот, то буква W, образуемая линией его волос, может послужить под­сказкой для имени Wally, а его живот (belly) — для фамилии Kelly. Хотя, конечно, слегка перепутав код, вы можете назвать его Walter Stomach

Воспроизве­дение имен

'Обратите внимание на сходство этого метода с исследованием, описанным в: Atkinson (1975), Atkinson and Raugh (1975).

Мнемоника и память 259

(stomach= живот, желудок)5 б. Или возьмем хоккеиста по фамилии Esposito (Эспозито). Эту фамилию можно представить как "expose a toe" (выставь большой палец ноги), и затем ассоциировать это с его носом, похожим на оттопыренный большой палец ноги. Или возьмем имя Tony Bennett (Тони Бенет); эту фамилию можно изменить до "bend net" (бенд нет, гнуть сеть), а эта фраза напоминает о форме моста "Золотые Ворота", находящегося в Сан-Франциско, который уже можно связать с песней "I Left my Heart in San Francisco" (Я оставил свое сердце в Сан-Франциско), исполняемой Тони Бенетом.

Если не обращать внимание на существенную информацию — в выше­приведенном случае это имя человека и его физиономия — то даже самые лучшие мнемонические приемы окажутся бесполезными. Чтобы эффек­тивно закодировать информацию, надо прежде всего сосредоточиться на той информации, которую мы хотим сохранить в памяти. Внимание важно и для запоминания других вещей — дат, слов, идей, мест, оно является ключевой стадией процесса запоминания, и если им пренебречь, то и са­мые лучшие мнемонические приемы не помогут.

Воспроизвел Почти каждому случалось составлять слово или фразу, в которой закоди- дение слов рована буква или слово для запоминания. Вот некоторые из наиболее известных мнемонических приемов, опирающихся на начальные буквы.

Названия черепных нервов заучиваются на уроках анатомии при помо­щи следующего стишка:

On Old Olympia's Towering Top A Finn and German Vault And Hop

(На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут)

53десь в памяти возникает сноска из книги Кослера "Психология вербального научения и памяти (Kausler. Psychology of Verbal Learning and Memory. 1974): "Укрепление ваших образных мускулов составляет центральную часть про­грамм обучения тому "как улучшить свою память". Задолго до современного увлечения образами в науке, автор этих строк решил включиться в одну та­кую программу, рассылаемую по почтовому заказу. Я скоро бросил ее не помню уже почему, но я помню что урок 1 состоял из рассказиков о случаях успешного, а также неправильного использования странных зрительных обра­зов. Например, там был один молодой человек, который заучивал все новые ассоциации человек-имя путем создания образа, в котором рельефные физи­ческие черты этого человека преувеличивались. Он использовал этот трюк, чтобы выбрать черту, которую, в свою очередь, можно было бы вербально декодировать в его имя. Это срабатывало довольно хорошо, пока его не позна­комили с миссис Хьюмак (Humach). Наиболее рельефной ее чертой был объе­мистый живот (stomach). Встретив ее несколько месяцев спустя, он дружески поприветствовал ее "Рад видеть Вас снова, миссис Келли" (Kelly похоже на belly= живот)".

6Русские читатели, вероятно, припомнят и еще один пример не вполне удач­ной мнемоники — "лошадиную фамилию" Овсов.— Прим. ред.

Мнемоника и образы 260

Названия нервов по первым буквам стишка будут: обонятельный (olfactory), зрительный (optic), блоковидный (trochlear), тройничный (trigeminal), отводной (abducens), лицевой (facial), слуховой (auditory), языкоглоточный (glossopharyngeal), блуждающий (vagus), придаточный (accessory), подъязычный (hypoglossal). (Конечно, переход от буквы G в слове German к названию языкоглоточного нерва — это уже совсем другое дело!) Каждый, кто учился музыке, вероятно, учил фразу "Every Good Boy Does Fine" (Каждый хороший мальчик поступает деликатно), помогающую запомнить тональности, а также сочетание "FACE" (лицо), в котором закодированы музыкальные интервалы. Некоторые из нас учились правильно писать слова arithmetic (арифметика) и geography (география), заучивая соответственно фразы "Л Rat In Tom's House Might Eat Tom's Ice Cream" ("Крыса в доме у Тома может съесть его мороженое") и "George Elliot's Old Grandfather Rode A Pig Home Yesterday" ("Старый дедушка Джорджа Элиота вчера дома оседлал свинью"; Имена девяти муз можно выучить при помощи фразы "See, see, my Puttee" ("Смотри, смотри, моя Патти"), в которой заключен код CCMPUTTEE, расшифровываемый как Calliope (Каллиопа), Clio (Клио), Melpomene (Мельпомена), Polyhymnia (Полигимния), Urania (Урания), Thalia (Талия), Terpsichore (Терпсихора), Erato (Эрато) и Euterpe (Эвтерпа). Аббревиатура ROY G BIV (звучит как имя человека: Рой Джи Бив) составлена из первых букв названий основных цветов спектра: red (красный), orange (оранжевый), z/eliow (желтый), green (зеленый), Mue (голубой), mdigo (синий) и uiolet (фиолетовый).

В этих примерах мнемонические приемы основаны на использовании первых буквы ПВ-слов. Очевидно, первая буква несет наибольшее количе­ство информации о каждой букве слова, из чего можно предположить, что слова в ДВП кодируются по начальным буквам, подобно указателю в сло­варе. Второй по важности, видимо, является последняя буква слова (но это правило часто нарушается в случае изменяемых окончаний — такие буквы несут мало информации). Это явление хорошо знакомо любителям кроссвордов. Если первую букву подсказывает мнемонический прием, то она вообще есть самый заметный из возможных буквенных признаков.

Эти выводы подтверждаются несколькими экспериментами. В ряде исследований по воссозданию слова — реконструкции слова по частич­ным признакам, Горовиц и его коллеги (Horowitz, White, Atwood, 1968; Horowitz, Chilian, and Dunnigan, 1969; Horowitz and Prytulak, 1969) пока­зали, что воспроизведение зрительно подсказанных слов значительно улуч­шается, если подсказка содержит начальную часть слова, а не его середи­ну или конец. Например, если требуется вспомнить слово "recognize" (уз­навать), то подсказка гее______будет более эффективна, чем подсказки

___ogn___или______ize, но последний вариант лучше, чем средний.

Влияние признакового потенциала начальных букв продемонстрирова­ли также Солсо и БирсдорфХ$о150 and Biersdorff, 1975). Они просили испытуемых воспроизвести список слов. Если испытуемый не мог воспро­извести то или иное слово, ему предъявляли в качестве подсказки либо его первую букву, либо что-либо ассоциирующееся с этим словом в обыч­ном опыте, либо слово, рифмующееся с ним. Если испытуемый все еще не мог вспомнить слово, ему предъявлялась сдвоенная подсказка, например, первая буква плюс ассоциация. И рифма, и буква, и ассоциация помогали испытуемому вспомнить слово, но для настоящего обсуждения важно то, что в тех случаях, когда подсказки улучшали показатели воспроизведе­ния, лучшим видом подсказки было предъявление первой буквы.

Мнемоника и память

Очевидно, и результаты исследований мнемоники, и результаты экспе­риментов по воссозданию подтверждают, что начальная буква слова — весьма эффективный признак воспроизведения. Однако причина этого яв­ления остается неясной. Возможно, начальная буква используется как код хранения слов в ДВП. Возможно и то, что начальный фрагмент или первая буква обладают такими свойствами, которых нет у других частей слова. Кроме того, начало слова одновременно является началом морфе­мы и началом слога, а в случае, когда буква или фрагмент взяты из сере­дины или конца слова, это не всегда так. Этого же мнения придерживает­ся Долинский (Dolinsky, 1973), который приводит в качестве примера сло­во INFLUENCE (влияние); в нем начальная часть INF может быть и мор­фемой, и слогом, а части LUE и NCE слогами не являются.

Возможное объяснение признаковых свойств начальных букв (в кон­тексте информационного подхода) предложили также Garner (1958, 1962), Garner и Carson (1960) и Miller и Friedman (1957). Они считают, что более высокая эффективность некоторых букв как признаков для воспро­изведения слова объясняется их большей информационной нагрузкой по сравнению с другими буквами. Информационную нагрузку буквы можно оценить по количеству вызываемых ею реакций: чем больше информации несет буква, тем меньше вариантов реакции. Кроме того, смежные буквы слова более тесно связаны (в терминах частоты их совместного появления в языке), чем отстоящие буквы: если мы возьмем букву Т, то вероятность, что за ней следует буква А, больше, чем вероятность, что за ней следуют буквы X или D, хотя и X, и D могут быть частями того же слова (напри­мер, в слове "taxidermist" (таксидермист)). Эффективность начальных букв как признаков воспроизведения может объясняться тем, что обычно за ними может следовать только несколько букв, что расширяет их информа­ционную нагрузку.

Наконец, эффективность признаковых свойств начальных букв может объясняться также тем, что слова хранятся по фонематическому принци­пу и что начальная буква является очень заметным фонематическим при­знаком. Кроме того, разумно предположить, что признаковый потенциал начальных букв объясняется не какой-либо одно конкретной функцией, а сочетанием факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: