Метод размещении и воображение

Бауэр (Bower, 1970b) сформулировал ряд компонентов метода размещения, наиболее существенные из которых приведены в сле­дующем списке:

1. Имеется определенный список "под­сказок".

2. Роль подсказок выполняют образы географических местоположений в памяти.

3. Чтобы запомнить набор элементов, подлежащих заучиванию, его нужно ассоциировать со списком подсказок.

4. Ассоциирование должно проводить­ся попарно, один к одному.

5. Ассоциирование должно проводить­ся путем активации воображения, особенно зрительного.

6. Образная конструкция должна быть необычной, странной, поразительной.

7. Если тот же список заучивается во второй раз, то те же самые элемен­ты следует размещать на тех же ме­стах; даже если воспроизведение по порядку не требуется, информацию

желательно вводить в неизменном порядке.

8. При воспроизведении человек дол­жен подсказывать себе воспроизво­димые элементы списка.

9. Используемые при воспроизведении подсказки должны быть те же самые, что имелись в виду в процессе зау­чивания или сходные.

Согласно Бауэру, существенным ком­понентом метода размещения является формирование образных ассоциаций меж­ду хорошо известными признаками-подсказ­ками и элементами заучиваемого списка. Важной частью многих мнемонических систем являются образы, которые мы бу­дем обсуждать в следующей главе. Кроме того, воспроизведение облегчается при ис­пользовании хорошо известного опорного списка, который выполняет роль эффектив­ного набора признаков/подсказок/ для воспроизведения списка заучиваемых эле­ментов.

рассказе говорится, что, когда он прочитал свою поэму, его зачем-то по­звали наружу. Пока он находился снаружи, здание рухнуло и все праздно­вавшие погибли. Катастрофа была столь опустошительной, что даже род­ственники не могли отличить изувеченные тела одно от другого. Однако, Симонид пришел на руины и правильно опознал все тела по тому, где они располагались в банкетном зале. Невозможно, конечно, подтвердить дос­товерность этой истории, но она дает ключ к тому, как работает мнемони­ческая система, основанная на размещении. Зафиксировав в своей памяти связь имен людей с их расположением в зале, Симонид смог их вспом­нить. Йейтс приводит объяснение метода размещения, данное Квинтилиа-ном применительно к запоминанию речи:

''Первым этапом было записать в память ряд мест или положений. Самым распространенным, но не единственным видом системы мнемонических мест был архитектурный. Наиболее ясное объяснение этого процесса дал Квинтилиан. Чтобы образовать ряд мест в памяти — говорит он — надо припомнить как можно более просторное и разнообразное здание, его передний двор, жилую комнату, спальни, гостиные, не пропуская статуи и другие орнаменты, которыми украшена комната. Затем образы, по

Мнемоника и память 249

которым запоминается речь, мысленно размещаются в местах здания, запечатленных в памяти. Когда это сделано, и когда требуется оживить факты, надо все эти места навестить по очереди и из каждого "депозитария" забрать то, что там хранится Надо полагать, что в процессе произнесения речи древний оратор мысленно передвигается по зданию в памяти, извлекая из памятных мест образы, которые он в них поместил. Этот метод гарантирует, что основные моменты запомнены в правильном порядке, поскольку этот порядок зафиксирован в последовательности мест, навещаемых в этом здании" (Yates, 1966).

По мнению Йейтса, метод размещения включает:

4 Идентификацию знакомых мест, расположенных последовательно Ф Создание образов элементов, подлежащих-воспроизведению (ПВ)

и ассоциированных с местами

4 Воспроизведение путем "посещения" этих мест, служащих при­знаками для ПВ-элементов,

Работает ли эта система? Как видно из множества случаев и некото­рых эмпирических свидетельств,— да. Бауэр (Bower, 1970b, 1972) про­анализировал метод размещения и показал, как с его помощью можно запомнить список покупок

Предположим, что у нас имеется следующий список покупок (левый столбик) и положений (правый столбик):

сосиски подъездная аллея

еда для кошки внутренность гаража

помидоры передняя дверь

бананы полка в платяном шкафу

виски мойка на кухне

Эти местоположения расставлены в знакомой последовательности, и мы легко можем представить перемещение вдоль нее На следующем эта­пе надо создать какие-нибудь странные образы, чтобы связать эти положе­ния со списком покупок На Рис 8 1 показано, как это проиллюстрировал Бауэр На первой картинке изображено, как "по подъездной аллее скаты­ваются гигантские сосиски", на второй — как "кошка шумно ест в гара­же" и так далее, включая "переднюю дверь, забросанную спелыми поми­дорами", "гроздья бананов, свисающие с полки шкафа", "бутылку вис­ки, булькающую в мойке на кухне", а на последнем рисунке показано, как воспроизводится список покупок при мысленном прохождении знако­мых мест, подсказывающих элементы этого списка

Система слов- Мнемоническая система "слов-вешалок" или "списка вешалок" имеет не- вешалок сколько разновидностей, но основная ее идея в том, что человек заучива-

ет ряд слов, служащих ему в качестве "вешалок", на которые он "разве-

Мнемоника и образы 250

L.

Рис. 8. l. Образы, предложенные Бауэром для припоминания списка покупок. Взято из. Bower (1970).

\

шивает" запоминаемые элементы — так же как мы вешаем на крючки у вешалки в прихожей шляпы, шарфы и пальто В одной из версий этой системы человек заучивает ряд рифмующихся пар, например такой:

one is a bun two is a shoe three is a tree four is a door five is a hive

один это булка два это башмак три это дерево четыре это дверь пять это улей

six is a stick seven is a heaven eight is a gate nine is a line ten is a hen

шесть это палка семь это небо восемь это ворота девять это строчка десять это курица

После того, как список "вешалок" заучен, на них нужно "развесить" под­лежащие запоминанию (ПЗ) элементы Сделать это можно например, во­образив некоторую связь между словом-вешалкой и ПЗ-словом Если, ска­жем, первое из ПЗ-слов — это "слон", то можно представить себе, что

Мнемоника и память 251

Рис. 8*2. Запоми­нание при помощи

ло*. Взйго т: Во-

Связующи«образи:

MftftW льедаз* а».аКешшоск: ударяет -во

оно как-то связано с "булкой" (помним: "один это булка") —и чем стран­нее будет эта связь, тем лучше будет эффект2. В данном примере можно, например, вообразить "слонбургер", т.е. большого слона, втиснутого меж­ду половинками булочки. Если следующий ПЗ элемент — это "лев", его можно связать со словом "башмак", вообразив льва в теннисных туфлях или представив себе огромные кошачьи лапы в ботинках. Пример исполь-

2В некоторых ситуациях, однако, странные опосредующие образы могут ока­заться менее эффективными, чем правдоподобные. Такие результаты пред­ставлены в работе Collyer, Jonides and Bevan (1972).

Мнемоника и образы 252

зования системы слов-вешалок для запоминания списка покупок показан на Рис.8.2.

Существует, конечно, много общего между системой слов-вешалок и методом размещения: (1)и то, и другое служит для закрепления последо­вательности ПЗ-событий и (2)для улучшения запоминания используются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: