8Еще одна попытка объяснения языка с позиции оперантного обучения приведена в: Winokur. A Primer of Verbal Behavior: An Opérant View (1976).
9Если ребенку дать банан после того как он сказал "яблоко", у него определенно создастся впечатление, что яблоко — это длинный желтый фрукт, которым питаются шимпанзе и дети. Поймет ли он тогда про Вильгельма Телля, про яблочный сидр, ядовитое яблоко Сноу Уайта и про яблочный пирог? Спросит ли тогда он про яблоко раздора и как поймет историю яблока, сорванного с Древа Познания?
Язык, раздел 2: структура u абстракции
l
"Настоящее значение слов''
Так называется детская книга Юджина Ионеско, в которой слова принимают неожиданное значение; она иллюстрирует синтаксис и семантику языка, а также то, как понятия о "глубинной структуре" и "опе-рантном научении" помогают использовать язык. С одной стороны, синтаксическая структура сохранна, но на семантическом уровне слова принимают необычное значение, что можно объяснить на языке опе-рантного обуславливания.
|
|
Сейчас Жозетта идет повидаться со своим папой к нему в контору. Папа звонит по телефону. Он курит и говорит в трубку: "Алло, да, алло. Это вы? Я же сказал, чтобы вы мне больше не звонили. Да, вы мне надоели. У меня нет ни секунды."
Жозетта спрашивает своего папу: "Ты говоришь по телефону?" Папа вешает трубку. "Это не телефон",— говорит он. "Нет, телефон,— отвечает Жозетта,— так мне мама сказала. И Жаклин сказала мне то же."
"И Жаклин, и твоя мама ошибаются,"— говорит папа. "Ни мама, ни Жаклин не знают, как это называется. Это называется сыр".
"Это называется сыр?"— спрашивает Жозетта. "Но тогда люди подумают, что он сделан из сыра".
"Не подумают,— говорит папа,— потому что сыр не называется сыром. Он называется "музыкальная шкатулка". А музыкальная шкатулка называется ковриком. Коврик называется "лампа". Потолок зовется полом, а пол — это потолок. Стена зовется дверью".
Так папа учит Жозетту настоящему значению слов. Стул —это окно. Окно — это ручка. Подушка — это ломоть хлеба. А хлеб — это коврик возле кровати. Ноги — это уши. Руки — это ноги. Голова — это спина, а спина — это голова. Пальцы — это глаза. Глаза — это пальцы.
Затем Жозетта говорит так, как учил ее ее папа. Она говорит: "Я жую мою подушку и выглядываю из стула. Я иду своими глазами. У меня десять глаз, чтобы держать, и два пальца, чтобы смотреть. Я сажусь головой к полу. Я кладу спину на потолок. Когда я съела музыкальную шкатулку, я себе на десерт намазала вареньем коврик возле кровати. Пап, возьми окно и нарисуй мне немного картинок."
|
|
*Взято из: Eugene Ionesco, Story Number 2.
развиться в новое состояние. Это новое состояние делает организм чувствительным к новым, отличающимся от прежних видам входной информации, усвоение которой преобразует его в следующее состояние, открывающее путь к следующему типу входной информации и т.д.
Когда приобретение языка у ребенка изучается с точки зрения биологии развития, обычно пытаются описать стадии развития вместе с их тенденциями к изменению, а также условия осуществления этого изменения. Я полагаю, что схема физического созревания применима к изучению развития речи, поскольку дети, видимо, последовательно обретают чув-ствительность к различным аспектам языкового окружения. Сначала ребенок реагирует только на интонационные паттерны. Если он постоянно
Язык и развитие познания 356
Табл. 11.1. Связь моторного и речевого развития.