Врожденные способности и влияние окружения

8Еще одна попытка объяснения языка с позиции оперантного обучения приве­дена в: Winokur. A Primer of Verbal Behavior: An Opérant View (1976).

9Если ребенку дать банан после того как он сказал "яблоко", у него опреде­ленно создастся впечатление, что яблоко — это длинный желтый фрукт, которым питаются шимпанзе и дети. Поймет ли он тогда про Вильгельма Телля, про яблочный сидр, ядовитое яблоко Сноу Уайта и про яблочный пирог? Спросит ли тогда он про яблоко раздора и как поймет историю яблока, сорванного с Древа Познания?

Язык, раздел 2: структура u абстракции

l

"Настоящее значение слов''

Так называется детская книга Юджина Ионеско, в которой слова принимают нео­жиданное значение; она иллюстрирует син­таксис и семантику языка, а также то, как понятия о "глубинной структуре" и "опе-рантном научении" помогают использовать язык. С одной стороны, синтаксическая структура сохранна, но на семантическом уровне слова принимают необычное зна­чение, что можно объяснить на языке опе-рантного обуславливания.

Сейчас Жозетта идет повидаться со своим папой к нему в контору. Папа звонит по телефону. Он курит и го­ворит в трубку: "Алло, да, алло. Это вы? Я же сказал, чтобы вы мне боль­ше не звонили. Да, вы мне надоели. У меня нет ни секунды."

Жозетта спрашивает своего папу: "Ты говоришь по телефону?" Папа ве­шает трубку. "Это не телефон",— го­ворит он. "Нет, телефон,— отвечает Жозетта,— так мне мама сказала. И Жаклин сказала мне то же."

"И Жаклин, и твоя мама ошибают­ся,"— говорит папа. "Ни мама, ни Жаклин не знают, как это называет­ся. Это называется сыр".

"Это называется сыр?"— спраши­вает Жозетта. "Но тогда люди поду­мают, что он сделан из сыра".

"Не подумают,— говорит папа,— потому что сыр не называется сыром. Он называется "музыкальная шкатул­ка". А музыкальная шкатулка назы­вается ковриком. Коврик называется "лампа". Потолок зовется полом, а пол — это потолок. Стена зовется дверью".

Так папа учит Жозетту настояще­му значению слов. Стул —это окно. Окно — это ручка. Подушка — это ломоть хлеба. А хлеб — это коврик возле кровати. Ноги — это уши. Ру­ки — это ноги. Голова — это спина, а спина — это голова. Пальцы — это глаза. Глаза — это пальцы.

Затем Жозетта говорит так, как учил ее ее папа. Она говорит: "Я жую мою подушку и выглядываю из сту­ла. Я иду своими глазами. У меня десять глаз, чтобы держать, и два пальца, чтобы смотреть. Я сажусь головой к полу. Я кладу спину на потолок. Когда я съела музыкальную шкатулку, я себе на десерт намазала вареньем коврик возле кровати. Пап, возьми окно и нарисуй мне немного картинок."

*Взято из: Eugene Ionesco, Story Num­ber 2.

развиться в новое состояние. Это новое состояние делает организм чувствительным к новым, отличающимся от прежних видам входной информации, усвоение которой преобразует его в следующее состояние, открывающее путь к следующему типу входной информации и т.д.

Когда приобретение языка у ребенка изучается с точки зрения биологии развития, обычно пытаются описать стадии развития вместе с их тенденциями к изменению, а также условия осуществления этого изменения. Я полагаю, что схема физического созревания применима к изучению развития речи, поскольку дети, видимо, последовательно обретают чув-ствительность к различным аспектам языкового окружения. Сначала ребенок реагирует только на интонационные паттерны. Если он постоянно

Язык и развитие познания 356

Табл. 11.1. Связь моторного и речевого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: