О—О Без карточек С карточками

Рис. 12.5, Количество ошибок в задаче с запрещенными цве­тами (данные Леонтьева из: Выготский, 1934/1978).

хологический инструмент, действующий извне". Наконец, на третьей ста­дии (молодые взрослые) использование вспомогательных стимулов, т.е. карточек, освобождается от первичных внешних форм. "Здесь происходит как раз то, что мы назвали интериоризацией; внешний знак, требующийся школьникам, был преобразован во внутренний знак, продуцируемый взрос­лыми как средство запоминания" (Выготский, 1934/1978, с.45).

Социальные взаимодействия. Естественная склонность детей к об­щению с другими стала не только областью интенсивных исследований, но и предметом спора в современной психологии развития. Одни изучали намерения говорящего в процессе общения и влияние намерений на раз­витие языка, другие — то, как дети достигают свои социальные цели в процессе общения (см. Edson, 1982).

Интересное исследование, посвященное теме развития речи у малень­ких детей, было проведено в Чикагском университете под руководством Сюзан Голдин-Медоу (Susan Goldin-Meadow, 1982). Особый интерес пред­ставляет то, что это исследование (и некоторые другие) касалось особен­ностей "речи" у глухих детей, которые не встречались с языком знаков. Голдин-Медоу заметила, что у тех глухих детей, у которых не было воз­можности научиться языку знаков у других, потребность в общении столь сильна, что они в очень раннем возрасте вырабатывают свой собственный язык жестов (см. Рис. 12.6).

Первоначально глухие дети, видимо, изобретают знаки для конкрет­ных действий или потребностей, например, потребности в еде, но к четы­рем годам они вырабатывают весьма сложные последовательные паттерны жестов, повторяющие многие словесные паттерны у слышащих детей. Жесты этих детей, видимо, уникальны и не построены по образу жестов их матерей. Впечатляющие результаты этих исследователей можно интер­претировать по-разному, но остается неизменным вывод о том, что резуль­таты, полученные лингвистами в области психологии развития, говорят в

Когнитивное развитие 403

Рис. 12.6. Лингвист С/озон Голдин-Медоу заметило, что глухие дети выра­батывают свои собственный язык жестов, даже когда им некому подражать. Среди таких жестов может быть, например, внесение пальцев в рот для обозначения "еды" или "пищи" или указание на открытую ладонь, что озна­чает "дай". Изображенная на рисунке последовательность знаков означает "дай мне пищу".

поддержку некоторых основных идей Выготского о социальном происхож­дении языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: